Актуальность исследования. Трансгенерационная передача относится к негенетическим формам наследования и предполагает передачу опыта (в широком смысле этого слова) от предков к потомкам и его воспроизведение. Следует различать осознанную и неосознанную передачи в ходе межпоколенческого взаимодействия. Если речь идет об осознанной передаче, то это касается преемственности семейных традиций, норм, обычаев, то есть имеет место прямая передача опыта и информации от предыдущих поколений, содержание и смысл которых хорошо понимается наследниками. Трансгенерационная передача осуществляется же бессознательно, содержание оказывается скрытым, поскольку транслируемый через поколения материал (трансгенерационный объект) является скрытым, замалчиваемым и неосознанным вследствие его травматической природы.
«Синдром предков» (Шутценбергер, 2007), «склеп» (Abraham, 1984, 1987, 1994), «двойные идентичности» (Кампенхаут, 2012), «визитеры Эго» (Mijola, 1987), «семейный мандат», «невидимые лояльности» (Buzormeni-Nagy, 1973), «призраки в детской» (Fraiberg, 1975), «горячая картофелина» (English, 1969) - все эти и другие подобные метафоры возникают в литературе в попытках описать феномен трансгенерационной передачи. Это тот груз, который несут в себе потомки, и тот материал, который находится в центре внимания при работе с трансгенерационной проблематикой. Для описания явления трансгенерационной передачи необходимо найти слова, которые бы могли охарактеризовать особый тип связи предков с потомками. Феномен трансгенерации является мощным, невербализованным, неструктурированным элементом реальности, который существует в интерсубъективном мире нескольких поколений, одновременно принадлежа всем им и формируя заряженные аффективные связи между ними.
Когда речь идет о патологических проявлениях трансгенерационной передачи, то на поверхности мы можем иметь дело с чем-то иррациональным, грубо вплетенным в ткань психологического опыта клиента. Индивидуальная психика может быть «населена» осколками драм и травм, имевших место быть в предыдущих поколениях. Эти осколки оказывают влияние на психическое здоровье, усиливают тревогу и осложняют жизнь в целом. В случае трансгенерационной передачи часто можно услышать об ощущении удушения, о застревании между миром мертвых и миром живых. Такие клиенты часто говорят о том, что они запутались, что они чувствуют себя пустыми, как марионетка, которую кто-то неизвестный приводит в движение, дергая за невидимые, но всегда натянутые нити.
Фундаментальные для понимания трансгенерационной передачи понятия ввел психоаналитик венгерского происхождения, один из основателей контекстуальной семейной терапии Иван Бузормени-Надь (Ivan Boszormenyi-Nagy). Наблюдая семьи в психиатрической клинике, он пришел к выводу, что каждый индивид рождается и существует в сложной и уникальной системе взаимоотношений, то есть в контексте, в котором происходит становление личности. Этот контекст формируется в настоящем под влиянием прошлых поколений и переходит к будущим поколениям. По словам Бузормени-Надя, все человеческие отношения развиваются в четырех измерениях: фактическом, индивидуально психологическом, поведенческом, а также этическом. Фактическое измерение включает в себя генетические аспекты, физическое здоровье, основные исторические события в жизненном цикле человека. Под индивидуальной психологией понимается интрапсихическое измерение. Измерение паттернов взаимодействия представляет собой поле закономерностей наблюдаемого поведения и общения между людьми. И, наконец, четвертое, наиболее значимое для трансгенерационных отношений измерение, этическое, имеет дело с субъективным балансом доверия, справедливости, верности и права среди участников отношений (Boszormenyi-Nagy, 1973, 1985; Goff, 2001; Hargrave, 1991; Hekken, 1990) Именно этический фактор определяет динамику и структуру отношений, оказывая на них более сильное влияние, чем индивидуальные особенности, наблюдаемые действия и биографические факты. В связи с этим Бузормени-Надь вводит центральное понятие «лояльности». Содержание этого понятия не ограничивается только лишь верностью семье. Также некорректным будет раскрывать его суть через понятие семейных правил. Согласно концепции Бузормени-Надя, лояльность – это основа экзистенциальной и межпоколенческой связи. Поскольку эта лояльность не осознается членами семьи, то автор предлагает называть её скрытой, невидимой лояльностью. Лояльность неразрывно связана с оплатой семейных долгов и поддержанием справедливости. Расшифровывая представление Бузормени-Надя о лояльности, следует отметить, что каждый ребенок, являясь с рождения членом семейной системы, имеет определенные долги перед родителями и предшествующими поколениями за право быть, за уход, за навыки и знания. Но ребенок не является пассивной принимающей стороной, которая только берет, так как он сразу начинает отдавать этот долг. Присутствие ребенка в семье дает возможность его родителям принять свои родительские обязанности и получить те эмоции, которые дает ребенок. Когда этот ребенок вырастет, то он «отплатит» свои долги уже своим детям, сохраняя преемственность поколений. В случае нарушения детско-родительских отношений, когда, например, возникает феномен парентификации, правило лояльности нарушается, так как не соблюдается ключевой для системы баланс между брать и давать.
Таким образом, трансгенерационные нарушения в семейных отношениях обусловлены нарушениями, которые были сформированы в родительских семьях, а далее этот опыт транслируется далее.
Мы будем рассматривать на основе психоаналитического подхода нарушения супружеских отношений в семьях, которые возникли вследствие трансгенерационных нарушений в родительской семье.
Цель исследования: изучить трансгенерационные нарушения в семейных отношениях с точки зрения психоаналитического подхода на примере фильма «Унесенные ветром».
Объект исследования:трансгенерационные нарушения в семейных отношениях.
Предмет исследования:аналитический подход к трансгенерационным нарушениям в семейных отношениях на примере судьбы главной героини Скартетт Охара фильма «Унесенные ветром» и сериала «Скарлетт»
Гипотеза:
Нарушения супружеских и семейных отношениях обусловлены травматическим опытом, пережитом в родительских семьях.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования супружеских отношений с точки зрения психоанализа;
- рассмотреть теоретические аспекты формирования супружеских отношений с точки зрения аналитической психологии;
- изучить трансгенерационную передачу травмы: особенности и механизмы;
- изучить особенности трансгенерационных нарушений в семейных отношениях в фильме «Унесенные ветром» и «Скарлетт»;
- провести психоаналитическую интерпретацию результатов исследования.
Методы исследования:
- Метод теоретического анализа и обобщения
- Герменевтический анализ описания хужодественных образов как части культурного контекста
- Метод анализа одного случая
Теоретико-методологическая база исследования:
Психоаналитические теории: З. Фрейд, А. Фрейд, М. Боуэн, К. Г. Юнг, О. Ранк, Д. Винникотт, С. Тиссерон, М. Кляйн.
Аналитические теории: С. Гроф, Б.Э. Мур, Д. Калшед, Дж. Кристол, Д. Макдугалл, И. Босзорменьи-Надь, Н. Абрахам, М. Торок, К. Эльячев, Э. Визель, М.М. Решетников, Н.А. Шеманова.
Эмпирическая база исследования:фильм «Унесенные ветром» (1939) и «Скарлетт» (1994).
Научная новизна и теоретическая значимостьисследования: в исследовании рассмотрены трансгенерационные нарушения в семейных отношениях с точки зрения психоаналитического подхода на основе анализа отношений в родительской семье; обобщены принципы трансгенерационного и психоаналитического подходов для анализа нарушений супружеских отношений.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы для психокоррекции и терапии нарушений в супружеских отношениях на основе психоаналитических методов. Образы из фильма могут быть применены как демонстрационный материал для изучения темы трансгенерационных отношений.
Структура: работа состоит из введения, двух глав,заключения и приложений, общий объем составляет 88 страниц, список литературы содержит 98 наименований.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты трансгенерационных нарушений в семейных отношениях
1.1 Отношения в паре с позиции глубинных подходов и системной семейной терапии
Теоретические и методологические основы семейной психоаналитической терапии: теория влечений Фрейда, теория объектных отношений, системная семейная терапия и юнгианский взгляд. С этих позиций семья рассматривается как взаимодействие скрытых внутренних объектов, что позволяет нам проследить закономерности и механизмы изменения бессознательных паттернов во внутренних отношениях каждого из членов семьи, а затем и в их межличностных отношениях. Исследуются проблемы детско-родительских отношений в семье каждого из супругов, а затем их проявления в супружеских, детско-родительских отношениях в реальной супружеской семье [86, c.54].
Фрейд рассматривал семью как среду, в которой люди приобретают свои невротические конфликты. Как объект психоаналитического исследования, Фрейд не очень интересовался семьей. Например, описывая семейные отношения в случае маленького Ганса, страдающего фобией, Фрейд в первую очередь интересовался анализом Эдипова комплекса ребенка, но ни в коем случае не семейной динамикой. Более того, он стремился максимально защитить терапию от влияния родственников. Парадокс психоанализа заключается в противоречии между постулатом о ведущей роли родителей в психической реальности индивида и полным игнорированием его реальной семейной ситуации.
Тем не менее, его вклад в психологию и психопатологию семьи, а также в семейную психотерапию, оформившуюся после его смерти, признают, как психоаналитики, так и представители альтернативных психотерапевтических направлений. Значение ранних этапов онтогенеза для формирования характера и психопатологических предпосылок развития личности, детско-родительских отношений как структурообразующего фактора этого развития, роль в нем механизмов идентификации и интроекции, динамика Эдипов конфликт - перечень внутренне связанных тем, обсуждение которых способствовало появлению не просто новаторских учений, но, по сути, нового психологического мышления. Все эти и другие революционные идеи послужили стимулом к осмыслению и изучению феномена семьи как особой сферы психической реальности, законы которой несводимы только к совокупным эффектам взаимодействия отдельных индивидов, а также к совокупным последствиям взаимодействия отдельных личностей, фундаментальные законы функционирования социальной макросистемы, ячейкой которой была провозглашена семья[88, c.29].
В семейной системной психотерапии четко прослеживается дальнейшее развитие принципов работы Фрейда с маленьким Гансом. Несмотря на то, что Фрейд не обсуждал роль отношений между членами семьи в поддержании невротических симптомов, он подчеркивал аспект вторичной выгоды при наличии симптома. Концепция вторичной выгоды - важная концепция системной семейной психотерапии. «Фобия перед лошадью является препятствием для выхода на улицу, что позволяет связанной матери и сыну оставаться вместе дома.
В практике семейной терапии ребенка нередко используют как «входной билет» к психотерапевту. С определенной точки зрения, маленький Ганс оказал отцу большую услугу, приблизив его к своему «отцу» как равного - уже не студента, а сотрудника, «унаследовавшего отцовский труд».
Факт «призвания» мальчика в супружеское ложе, описанный Фрейдом, впоследствии стал одним из примеров феномена, получившего название треугольника или триангуляции в системной психотерапии, то есть спасительного вовлечения третьего члена семьи в диадическую жизнь. Отношения в момент, когда семье грозит разрушение из-за чрезмерного эмоционального напряжения, вызванного семейным конфликтом. Ганс, как выход эмоций, как регулятор расстояния между женой и мужем, является треугольником, то есть объектом, который нужен супружеской паре как гарант их целостности.
На примере с маленьким Гансом выявляется факт смещения симптома, отражающего защитный механизм системы на случай дисфункциональных отношений в паре. В этой ситуации дисфункция во взаимоотношениях более старших, более сильных членов семьи превращается в дисфункцию более молодого, более слабого члена системы. Происходит подмена (смещение) симптома супружеского конфликта на симптоматику ребенка. Для обозначения этого явления в системной семейной психотерапии используется концепция «симптоматического поведения идентифицированного пациента».
Случай Ганса по праву можно рассматривать как пример работы Фрейда с семейной структурой, которую впоследствии использовали системные психотерапевты. Его усилия были направлены на перестройку системы через укрепление вертикальных коалиций. Таким образом, Фрейд совершенно сознательно избегал поддержки отца Ганса в его более или менее скрытой конфронтации с женой, чтобы не создавать горизонтальные коалиции.
Фрейд использовал технику, которая позже была внедрена в системную семейную терапию. Он повлиял на «сильное» и влиятельное звено в системе (по словам М. Боуэна, более «дифференцированного» члена семьи), чтобы повлиять на «более слабое» звено (то есть на пациента с симптомом)[84, c.36].
Итак, посредничество воздействия - общение с одним человеком с целью помочь другому - техника, которая с тех пор используется в семейной терапии.
Следуя Фрейду, системные психотерапевты используют концепцию сопротивления в своих рабочих интерпретациях. Поскольку симптоматическое поведение одного из членов семьи (идентифицированного пациентом) в семейной психотерапии обычно рассматривается как симптом системной дисфункции, они видят сопротивление семьи в сопротивлении пациента [83, c.45].
Проведенный Фрейдом анализ фобии маленького Ганса - классический пример исследования тревожности. Работа Фрейда максимально ясно показала, что тревога выступает как системное чувство, свидетельствующее о наличии нарушений в системе. В случае с Гансом Фрейд продемонстрировал, что тревога идентифицированного пациента, то есть самого Ганса, является отражением тревожного напряжения в диадических отношениях его родителей. Впоследствии один из последователей Фрейда и одновременно классик современной системной терапии - МюррейБоуэн показал, как тревога между супругами привлекает (триангулирует) к разрешению конфликта самого слабого члена системы, то есть ребенка.
Теория М. Боуэна о передаче из поколения в поколение, вызванной тревогой, о том, что в семейной системе тревога продолжается в будущем через детей, внуков, является не чем иным, как развитием идей Фрейда о бессознательном наследии, передаваемых из поколения в поколение [81, c.21].
Несмотря на то, что Фрейд рассматривает вину, прежде всего, как бессознательное чувство, он рассматривает ее как социальную формацию. С точки зрения отца психоанализа, социальное не является сознательным, как это принято считать в психологии, а является бессознательным наследием, передаваемым из поколения в поколение. Следовательно, вина - это одно из содержаний бессознательного, имеющее социальный характер, поскольку она передается по наследству, т.е. является чувством, рожденным в семейно-клановой системе.
Именно Фрейд первым увидел, что вина - это своего рода социальный и, следовательно, системный механизм, поддерживающий лояльность и взаимосвязь. Открытие Фрейда дало широкую основу для дальнейших дискуссий его последователей, которые показали, что такая преданность не всегда созревает и развивается для человека.