ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
1.1 Современное определение сестринского дела
1.2 Задача и функции медицинской сестры
ГЛАВА 2 СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФУНДАМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТА И ЕГО СЕМЬИ
2.1 Понятие и цели обучения в сестринском деле
2.2 Мотивация к обучению
2.3 Потребности пациента и его семьи в обучении элементам ухода
2.4 Образовательные сферы
2.5 Основные аспекты и методы обучения пациента и его семьи
2.6 Этапы процесса обучения пациента и его семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обучение в сестринском деле пациентов и их близких является важным компонентом современной медицинской практики. Оно не только помогает людям разобраться в своем заболевании и сделать правильный выбор в отношении лечения, но и предотвращает возможные осложнения и снижает затраты на здравоохранение. Медицинские сёстры, обладающие знаниями и навыками в области обучения, являются незаменимыми специалистами в этом процессе.
Основная задача сестринского обучения — предоставить пациенту (членам его семьи) необходимую информацию и помощь в принятии решений по вопросам своего здоровья. Это включает в себя разъяснение диагноза, описание хода болезни и последствий, предоставление информации о возможных методах лечения, а также рекомендации по профилактике и контролю заболеваний.
Коммуникация является ключевым элементом обучения в сестринском деле. Сестры должны уметь находить общий язык с пациентами и их близкими, учитывая различные возрастные, социальные и культурные особенности. Они должны быть внимательными слушателями и готовыми отвечать на вопросы, возникающие у пациентов. Важно уметь использовать доступные методы обучения, такие как наглядные материалы, памятки, видеоматериалы и т.д., чтобы информация была понятной и запоминающейся для пациента.
Обучение в сестринском деле не ограничивается только пациентами, но также включает их близких. Как правило, близкие люди играют важную роль в процессе восстановления и поддержания здоровья пациентов. Им также нужна информация о состоянии здоровья и лечении пациента, чтобы они могли оказывать необходимую поддержку и содействовать пациенту в его реабилитации.
Непрерывность процесса обучения является неотъемлемым условием успешного сестринского дела. Медицинские сестры должны оказывать поддержку и консультацию в течение всего периода лечения и реабилитации пациента. Они также должны проконтролировать, насколько хорошо пациент освоил полученную информацию и способен применять ее на практике. В случае необходимости, сестры должны предоставлять дополнительное обучение и рекомендации для обеспечения достижения желаемых результатов.
Главная цель этой работы, заключается в исследовании и анализе роли обучения в сестринском деле и ее влияния на качество медицинской помощи.
Основные задачи:
- Рассмотреть понятие "сестринское дело".
- Ознакомиться с задачами и функциями медицинской сестры.
- Рассмотреть понятие и цели обучения.
- Узнать мотивы обучения.
- Рассмотреть потребности пациента и его семьи в обучении элементам ухода.
- Рассмотреть образовательные сферы.
- Изучить основные аспекты и методы обучения пациента и его семьи.
- Определить этапы процесса обучения.
Объектом данного исследования выступают профессионализм, личностные качества и умения медицинских сестер, способствующие обучению пациентов и его семьи.
Предмет исследования включает в себя методы, способствующие эффективному обучения пациентов и его семьи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка источников и литературы.
- Андрюкова, С. Б. Психологические аспекты взаимоотношений медицинской сестры и пациента. Этический кодекс: авторитетная традиция или профессиональная необходимость? / С. Б. Андрюкова // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - 2009 ‑ С. 37 ‑ 40;
- Беляева, В. В. Коммуникации в практике медицинской сестры / В. В. Беляева // Сестринское дело. – 2012 ‑ С.12 ‑ 14;
- Вишневская, Н. В. Этические нормы взаимоотношений - путь создания благоприятной обстановки в лечебном учреждении / Н. В. Вишневская // Среднее профессиональное образование. – 2008 ‑ С. 68 ‑ 70;
- Коренюгина, Т. Ю. Развитие представлений о психологических и этических аспектах сестринского дела / Т. Ю. Коренюгина // Вопросы психологии. – 2007 ‑ С.153 – 160;
- Митупов, М. Б. Профессиональное общение медицинских работников среднего звена / М. Б. Митупов, Л. Н. Беляева // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. – 2010 ‑ С. 139 – 144;
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела /учебник– 2–е издание, исправленное и дополненное. – М.– «ГЭОТАР– Медия», 2014;
- Основы сестринского дела : учеб. для студ. сред. проф. 0-753 учеб. заведений / | И. X. Аббясов, С. И.Двойников, Л. А. Карасева и др.] ; под ред. С. И.Двойникова. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с;
- Петрова, Г. О взаимоотношениях медсестер и пациентов / Г. Петрова, Д. Сиджимова // Медицинская сестра. – 2011 ‑ С. 48 – 49;
- Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. –– М.: Феникс, 2002 - 354 с;
- Сестринское дело и манипуляционная техника: учебник / И. В. Яромич. — 3-е изд. — Минск: Выш. шк., 2011. - 527 с;
- Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие / Т.П. Обуховец. — М.: КНОРУС, 2016. — 680 с;
- Симаева И.Н., Куликов С.И.. Педагогическая компетенция будущего врача: опыт применения методики воспитания взрослых пациентов //Вестник РГУ им. И.Канта. Сер. Педагогические и психологические науки. 2011. С.47 – 53;
- Терапевтическое обучение больных: прошлое, настоящее, будущее Аметов А.С., Валитов Б., Черникова Н.А. Сахарный диабет. 2012. С.71– 77;
- Шикина И.Б. Обеспечение безопасности пациентов в условиях многопрофильного стационара: диссертация доктора медицинских наук: 14.00.33 / Шикина И.Б.; [ФГУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения"]. - Москва, 2008. – 296 с;
- Шкатова Е.Ю., Злобина Г.М. Организация работы сестринского персонала в гастрошколе: учебно-методическое пособие. Ижевск, 2007. С. 106 с;
Иные источники:
- Обучение пациентов и пропаганда здорового образа жизни. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/ (дата обращения 17.09.2023);
- Обучение пациентов. Педагогические аспекты обучения пациентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aupam.ru/ (дата обращения 17.09.2023);
- Принципы обучения пациентов и членов их семей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sestrinskoe-delo.ru/obuchenie-v-sestrinskom-dele/printsipi-obucheniya-patsientov-i-chlenov-ich-semey?ysclid=lmn87lf715962524612 (дата обращения 17.09.2023).