Введение
- Характеристика заболевания ДЦП
- Симптомы и виды проявления ДЦП
- Коррекция и профилактика ДЦП
- Средства АФК при заболевании ДЦП
Заключение
Литература
Курсовая работа|Физическая культура
Авторство: bugalter
Год: 2011 | Страниц: 26
Введение
Заключение
Литература
По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10% населения Земли являются инвалидами. В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоит около 10 млн. инвалидов — 6,8% всего населения (В. С. Дмитриев, 2003). Только за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в 2 раза [24].
По статистическим данным среди инвалидов особенно много лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе с таким сложным заболеванием как детский церебральный паралич (ДЦП). Проблема восстановления нарушенных функций у больных с последствиями детского церебрального паралича очень актуальна. Наиболее распространенные способы реабилитации инвалидов сводятся к применению медикаментозной терапии.
Крайне неблагоприятная ситуация с состоянием здоровья лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата во многом обусловлена недооценкой социальной роли физической культуры. К
числу научно-практических задач требующих своего решения следует отнести проблему полного или частичного возвращения людей с ограниченными возможностями к нормальной жизни на основе внедрения в практику новых оздоровительных технологий средств и методов физической культуры и спорта.
В связи с этим, физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов приобретают особую общественную значимость, что и определяет социальную значимость изучения данной работы.
В отечественной психологии и педагогике детям с диагнозом «нарушение опорно-двигательного аппарата» отводится особое место. Изучением данной категории аномальных людей посвящены исследования таких авторов, как: Р.Д. Бабенкова, Н. Бота, И.Ю. М.В. Ипполитова, Левченко, Т.И. Серганова, Л.М. Шипицына и многие другие. Также было выявлено, что физические упражнения являются универсальным средством для восстановления утраченных двигательных навыков, для укрепления и повышения физической подготовленности человека (П. К. Анохин, 1975; В. К. Бальсевич, 1987; М. Я. Виленский, 1989; Л. П. Матвеев, А. Д. Новикова, 1991; В. С. Дмитриев, 2003; И. М. Туревский, 1997 и др.). Многие из исследований этих и других авторов проводились еще в прошлом веке. В связи с этим, изучение особенностей организации занятий лечебной физической культурой для лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (в частности с ДЦП) имеет в настоящее время большое научное значение.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования теоретических и практических данных при работе специалистов в области физической культуры с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В связи с этим, мы можем сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет важное значение, как в педагогической, так и в литературе по физической культуре. Однако, как показывает теоретический анализ литературы, в современной науке не хватает теоретических и особенно практических исследований этой проблемы, проводимых, в настоящее время.
Цель исследования: изучение особенностей организации занятий лечебной физической культурой для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: методы физического развития и коррекции развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: средства адаптивной физической культуры (АФК) как метода физической коррекции детей с ДЦП.
Гипотеза исследования: применение средств адаптивной физической культуры в работе с детьми с ДЦП помогает им развить двигательные навыки и способствует их лучшей адаптации в обществе.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Дать общую характеристику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
Изучить симптомы, характеризующие заболевание ДЦП.
Рассмотреть особенности и методы физической коррекции детей с диагнозом «детский церебральный паралич».
Вывить средства адаптивной физической культуры, используемые при коррекции физических недостатков у детей с ДЦП.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденного). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта.
Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом-хирургом В. Литтлем в 1861 году. Он впервые опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы головы развились параличи конечностей. В течении почти ста лет детский церебральный паралич назывался болезнью Литтля. Термин церебральный паралич в том значении, в котором он употребляется сегодня, был предложен Ольсером (1889) и З. Фрейдом (1893). В 1893 г. З. Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. В 1958 г. на заседании восьмого пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утвержден, и было дано определение: «Детский церебральный паралич – это не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». В настоящее время этот термин является общепринятым.
М.Я. Брейтман (1902) первым описал патолого-анатомическую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект и речь.
Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с церебральным параличом является недоразвитие или аномальное развитие фило- и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур, развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка с ДЦП, прежде всего, в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная. Выраженная двигательная патология нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП. Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять пренатальные, натальные и постнатальные вредные факторы, которые могут иметь отношение к происхождению ДЦП. На практике чаще всего встречаются комбинации вредных влияний, действующих на разных этапах развития. К вредным факторам, оказывающим негативное влияние на развитие мозга ребенка на разных этапах его онтогенеза, относятся инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и физические травмы, механические травмы во время родов, асфиксии, черепно-мозговые травмы и т.д.
В мировой литературе предложено более двадцати классификаций ДЦП. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой (1968), в которую включены собственные данные и элементы классификации Д.С. Футера (1967) и Л.М. Веккер (1947). В этой классификации выделены пять основных форм ДЦП:
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!