Курсовая работа|Физическая культура

Организация занятий лечебной физической культурой для лиц с заболеваниями ДЦП

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 26

Введение                                                                                                        

  1. Характеристика заболевания ДЦП  
  2. Симптомы и виды проявления ДЦП 
  3. Коррекция и профилактика ДЦП 
  4. Средства АФК при заболевании ДЦП 

Заключение                                                                                                  

Литература                                                                                                   

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10% населения Земли являются инвалидами. В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоит около 10 млн. инвалидов — 6,8% всего населения (В. С. Дмитриев, 2003). Только за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в 2 раза [24].

По статистическим данным среди инвалидов особенно много лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе с таким сложным заболеванием как детский церебральный паралич (ДЦП). Проблема восстановления нарушенных функций у больных с последствиями детского церебрального паралича очень актуальна. Наиболее распространенные способы реабилитации инвалидов сводятся к применению медикаментозной терапии.

Крайне неблагоприятная ситуация с состоянием здоровья лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата во многом обусловлена недооценкой социальной роли физической культуры. К
числу научно-практических задач требующих своего решения следует отнести проблему полного или частичного возвращения людей с ограниченными возможностями к нормальной жизни на основе внедрения в практику новых оздоровительных технологий средств и методов физической культуры и спорта.

В связи с этим, физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов приобретают особую общественную значимость, что и определяет социальную значимость изучения данной работы.

В отечественной психологии и педагогике детям с диагнозом «нарушение опорно-двигательного аппарата» отводится  особое место. Изучением данной категории аномальных людей посвящены исследования таких авторов, как: Р.Д. Бабенкова, Н. Бота, И.Ю. М.В. Ипполитова, Левченко, Т.И. Серганова, Л.М. Шипицына и многие другие. Также было выявлено, что физические упражнения являются универсальным средством для восстановления утраченных двигательных навыков, для укрепления и повышения физической подготовленности человека (П. К. Анохин, 1975; В. К. Бальсевич, 1987; М. Я. Виленский, 1989; Л. П. Матвеев, А. Д. Новикова, 1991; В. С. Дмитриев, 2003; И. М. Туревский, 1997 и др.). Многие из исследований этих и других авторов проводились еще в прошлом веке. В связи с этим, изучение особенностей организации занятий лечебной физической культурой для лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (в частности с ДЦП) имеет в настоящее время большое научное значение.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования теоретических и практических данных при работе специалистов в области физической культуры с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В связи с этим, мы можем сформулировать проблему нашего исследования.  В настоящее время проблема развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет важное значение, как в педагогической, так и в литературе по физической культуре. Однако, как показывает теоретический анализ литературы, в современной науке не хватает  теоретических и особенно практических исследований этой проблемы, проводимых, в настоящее время.   

Цель исследования: изучение особенностей организации занятий лечебной физической культурой для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Объект исследования: методы физического развития и коррекции развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Предмет исследования: средства адаптивной физической культуры (АФК) как метода физической коррекции детей с ДЦП.

Гипотеза исследования: применение средств адаптивной физической культуры в работе с детьми с ДЦП помогает им развить двигательные навыки и способствует их лучшей адаптации в обществе.  

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

  2. Изучить симптомы, характеризующие заболевание ДЦП.

  3. Рассмотреть особенности и методы физической коррекции детей с диагнозом «детский церебральный паралич».

  4. Вывить средства адаптивной физической культуры, используемые при коррекции физических недостатков у детей с ДЦП.

 

  1. Характеристика заболевания ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и  спинного  мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденного). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей с ДЦП  имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом-хирургом В. Литтлем в 1861 году. Он впервые опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы головы развились параличи конечностей. В течении почти ста лет детский церебральный паралич назывался болезнью Литтля.  Термин церебральный паралич в том значении, в котором он употребляется сегодня, был предложен Ольсером (1889) и З. Фрейдом (1893). В 1893 г. З. Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных  параличей. В 1958 г. на заседании восьмого пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утвержден, и было дано определение: «Детский церебральный паралич – это не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». В настоящее время этот термин является общепринятым.  

М.Я. Брейтман (1902) первым описал патолого-анатомическую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект и речь.

Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с церебральным параличом является недоразвитие или аномаль­ное развитие фило- и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур, развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка с ДЦП, прежде всего, в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная. Выраженная двигательная патология нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП. Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять пренатальные, натальные и постнатальные вредные факторы, которые могут иметь отношение к происхождению ДЦП. На практике чаще всего встречаются комбинации вредных влияний, действующих на разных этапах развития. К вредным факторам, оказывающим негативное влияние на развитие мозга ребенка на разных этапах его онтогенеза, относятся инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и физические травмы, механические травмы во время родов, асфиксии, черепно-мозговые травмы и т.д.

В мировой литературе предложено более двадцати классификаций  ДЦП. В отечественной  клинической практике  используется классификация К.А. Семеновой (1968), в которую включены собственные данные и элементы классификации Д.С. Футера (1967) и Л.М. Веккер (1947). В этой классификации выделены пять основных форм ДЦП:

  1. Спастическая диплегиянаиболее часто встречающаяся форма ДЦП, известная под названием болезни Литтля. При данной форме в значительной степени неподвижны ноги, однако ребенок может научиться частично обслуживать себя. При этой форме часто наблюдается задержка психического развития; 30-35% детей со спастической диплегией страдают умственной отсталостью в степени нерезко выра­женной дебильности. У 70% наблюдаются речевые расстрой­ства в форме дизартрии.
  1. Атлас нормальной физиологии/ Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М., 2006.
  2. Ботта Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. - М.,2004.
  3. Валеев Н., Захарова Л., Ганзина Н. Поиск новых форм физкультурно- рекреативной деятельности в процессе реабилитации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича. – М., 2006.
  4. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. - М., 2005.
  5. Георгиева С.А. Физиология. – М., 2002.
  6. Денисенков А. И. Иппотерапия как одно из средств реабилитации больных с детскими церебральными параличами. – М., 2007.
  7. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М, Воспитание де­тей с церебральным параличом в семье. - М.,2003.
  8. Жить инвалидом, но не быть им./ Сборник под ред. Коноплина Л.Л. – Екатеринбург, 2000.
  9. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
  10. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М., 2005.
  11. Ли Ю Сан. Практические рекомендации по физическому воспитанию при детском церебральном параличе/ Физическая культура. Научно-методический журнал №1, №2 - 1999.
  12. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - Ставрополь.,2003.
  13. Основы психофизиологии/ Под ред. Ю.И. Александрова. – М.: ИНФА-М., 2002. – 432 с.
  14. Основы социальной работы/ под ред. П.Д. Павленок – М., 2003.
  15. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  16. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Под ред. Т.А.Власовой. - М., 2000.
  17. Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клини­ка, лечение). - В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М.,2001.
  18. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич. - СПб., 2005.
  19. Социальная работа: теория и практика Уч. Пособ.// отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА,  2001
  20. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.
  21. Физиология человека. – М.: Мир, 2006.
  22. Физические упражнение для детей ДЦП/ Под ред. М.А. Корхина. – М., 2008.
  23. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. – М., 2006.
  24. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское