Введение
ГЛАВА 1. А.С.ПУШКИН И М.Ю.ЛЕРМОНТОВ – ДВА ТИПА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1.1 Патриотические мотивы в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
1.2 Значение символов в творчестве Лермонтова и Пушкина
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СИМВОЛИЧЕСКОГО МИРА А.С.ПУШКИНА И М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
2.1 Символы отечества в творчестве А. С Пушкина и М. Ю. Лермонтова
2.2 Сопоставление символов отечества в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Заключение
Библиография
Если говорить о разнице между двумя поэтами, то Пушкин - солнце русской поэзии, а Лермонтов - Луна. Для Пушкина и хорошие, и плохие события в жизни достойны того, чтобы быть представленными в стихотворной форме. Он творец, выдерживающий баланс того и другого. Лермонтов же, напротив, борец, который стремится выделить негативные стороны жизни и характера персонажей.
Он делает упор на тоску, печаль и одиночество. Проецируя стихотворения на жизненный путь поэтов, можно сделать выводы и в отношении их мироощущения и миропонимания.
Сходство А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, безусловно, в том, что оба этих поэта жили в Москве 19 века, впоследствии оба они стали Петербуржцами. Сходны даже итоги их жизненного пути – и Пушкин, и Лермонтов прожили, к сожалению недолгие жизни.
Также сходство у данных поэтов имеется и в творчестве: у них имеются одноименные произведения, такие как«Пророк», «Кавказ», «Узник».
Дом и отечество – базовые понятия осмысления в русской литературе. Так или иначе, две эти категории затрагивалисьразличными авторами и занимали значительное место в произведениях русской литературы XIX века, в том числе Пушкиным и Лермонтовым. Дом и отечество – это символы единства рода: тех, кто живет сейчас и тех, кто жил до них. Это самые близкие, родные, понятные для человека образы. В них у многих вложены самые светлые чувства, воспоминания, надежды.
Объектом исследования являются символы дома и отечества в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Предметом исследования являются особенности символа дома и отечества в таких произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, как: «Зимнее утро», «Моя родословная», «Арион», «Мой дом», «Бородино», «Родина» и др.
Цель – выявление своеобразия символов дома и отечества в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
ГЛАВА 1. А.С.ПУШКИН И М.Ю.ЛЕРМОНТОВ – ДВА ТИПА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1.1 Патриотические мотивы в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Безусловно, А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов – это два величайших русских поэта. Пусть они и создавали свои произведения в разных временных промежутках, но и судьба, и творческие искания у них весьма похожи. Русское общество переживало период своего подъема, когда поэзия А.С. Пушкина стала известна массовому читателю. Пушкин был знаком с некоторыми организаторами восстаний того времени. Если говорить о Лермонтове, то свои произведения писал он в более спокойное время, нежели Пушкин. Но тяга к свободе и патриотические мотивы наблюдаются в произведениях обоих поэтов.
Пушкин гораздо большее внимание в своих произведениях уделял истории русского народа. Взять только его стихи о Родине:
«Воспоминания в Царском Селе»
«….За Русь, за святость алтаря.» - символизирует отечество.
«Зимнее утро»
«…И берег, милый для меня.» - в стихотворении строка выступает в качестве символа дома.
В стихотворении «Моя родословная» можно отметить следующие символы дома и отечества: «…Я просто русский мещанин. …Родов дряхлеющих обломок…Бояр старинных я потомок; … Я, братцы, мелкий мещанин. ...Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил; …..В родню свою неукротим, …И присмирел наш род суровый, И я родился мещанин.»
В стихотворении «Родословная моего героя» можно отметить следующие символы дома и отечества: «…Служили доблестно царям.
…Приял Романов свой венец,Как под отеческой державойРусь отдохнула наконец,……Вас спесь дворянская не гложет,И нужды нет вам никакой
До вашей книги родовой.
В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» отчетливо отмечены символы дома: «Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.Я говорю: промчатся годы,И сколько здесь ни видно нас,Мы все сойдем под вечны своды -И чей-нибудь уж близок час.Гляжу ль на дуб уединенный,Я мыслю: патриарх лесовПереживет мой век забвенный,Как пережил он век отцов.
В стихотворении «Вновь я посетил» прослеживается образ дома:
«Вот опальный домик,Где жил я с бедной нянею моей… Вот холм лесистый, над которым часто…Меж нив златых и пажитей зеленых…..По брегам отлогимРассеяны деревни - там за нимиСкривилась мельница, насилу крыльяВорочая при ветре...»
В произведении «На границе» можно отметить символы отечества:
«Владений дедовских, на месте том,Где в гору подымается дорога,….Знакомым шумом шорох их вершинМеня приветствовал. По той дороге…Увидел их опять. Они всё те же,…»
После окончания обучения в лицее Пушкин уже был весьма читаемым(пусть и в узких кругах) поэтом. Преимущественно в его произведениях преобладала тематика патриотизма и любви к Родине. Но эту любовь он умело соединял с борьбой. Именно в произведениях Пушкина можно найти призыв к служению своей Родине.
В словах Пушкина все чаще проскальзывает надежда на то, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». Для него восстание декабристов – не мятеж, а подвиг. В стихотворениях «Во глубине сибирских руд…», «Арион» декабристы под его пером предстают совершенно в ином ключе, нежели чем каковыми их тогда считали: не как изменники, а как герои. Также во время польского восстания стихотворения Пушкина писались именно с опорой на патриотические мотивы[7,8,9,10].
Сам про себя А.С. Пушкин говорил как о гуманисте и патриоте. И свои убеждения поэт пронес через всю свою жизнь.
После кончины А.С. Пушкина ему на смену приходит юный М.Ю. Лермонтов. Теперь трудно найти человека, незнакомого с творчеством Лермонтова. С Пушкиным они весьма схожи в стремлении к свободе.
В качестве примера гражданской лирики можно привестистихотворение «Мой дом»:
Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен. Всё, в чем есть искра жизни, в нём живет, Но для поэта он не тесен. До самых звезд он кровлей досягает, И от одной стены к другой — Далекий путь, который измеряет.
Здесь явственно просматривается тема дома.
В стихотворении «Бородино» автор воспевает отечество:
«- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!»