Курсовая работа|Литература

Символы Дома и Отечества в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 29

Введение

ГЛАВА 1. А.С.ПУШКИН И М.Ю.ЛЕРМОНТОВ – ДВА ТИПА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1.1 Патриотические мотивы в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

1.2 Значение символов в творчестве Лермонтова и Пушкина

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СИМВОЛИЧЕСКОГО МИРА А.С.ПУШКИНА И М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

2.1 Символы отечества в творчестве А. С Пушкина и М. Ю. Лермонтова

2.2 Сопоставление символов отечества в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Заключение

Библиография

Если говорить о разнице между двумя поэтами, то Пушкин - солнце русской поэзии, а Лермонтов - Луна. Для Пушкина и хорошие, и плохие события в жизни достойны того, чтобы быть представленными в стихотворной форме. Он творец, выдерживающий баланс того и другого. Лермонтов же, напротив, борец, который стремится выделить негативные стороны жизни и характера персонажей.

Он делает упор на тоску, печаль и одиночество. Проецируя стихотворения на жизненный путь поэтов, можно сделать выводы и в отношении их мироощущения и миропонимания.

Сходство А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, безусловно, в том, что оба этих поэта жили в Москве 19 века, впоследствии оба они стали Петербуржцами. Сходны даже итоги их жизненного пути – и Пушкин, и Лермонтов прожили, к сожалению недолгие жизни.

Также сходство у данных поэтов имеется и в творчестве: у них имеются одноименные произведения, такие как«Пророк», «Кавказ», «Узник».

Дом и отечество – базовые понятия осмысления в русской литературе. Так или иначе, две эти категории затрагивалисьразличными авторами и занимали значительное место в произведениях русской литературы XIX века, в том числе Пушкиным и Лермонтовым. Дом и отечество – это символы единства рода: тех, кто живет сейчас и тех, кто жил до них. Это самые близкие, родные, понятные для человека образы. В них у многих вложены самые светлые чувства, воспоминания, надежды.

Объектом исследования являются символы дома и отечества в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Предметом исследования являются особенности символа дома и отечества в таких произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, как: «Зимнее утро», «Моя родословная», «Арион», «Мой дом», «Бородино», «Родина» и др.

Цель – выявление своеобразия символов дома и отечества в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

 

ГЛАВА 1. А.С.ПУШКИН И М.Ю.ЛЕРМОНТОВ – ДВА ТИПА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1.1 Патриотические мотивы в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Безусловно, А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов – это два величайших русских поэта. Пусть они и создавали свои произведения в разных временных промежутках, но и судьба, и творческие искания у них весьма похожи. Русское общество переживало период своего подъема, когда поэзия А.С. Пушкина стала известна массовому читателю. Пушкин был знаком с некоторыми организаторами восстаний того времени. Если говорить о Лермонтове, то свои произведения писал он в более спокойное время, нежели Пушкин. Но тяга к свободе и патриотические мотивы наблюдаются в произведениях обоих поэтов.

Пушкин гораздо большее внимание в своих произведениях уделял истории русского народа. Взять только его стихи о Родине:

«Воспоминания в Царском Селе»

«….За Русь, за святость алтаря.» - символизирует отечество.

«Зимнее утро»

«…И берег, милый для меня.» - в стихотворении строка выступает в качестве символа дома.

В стихотворении «Моя родословная» можно отметить следующие символы дома и отечества: «…Я просто русский мещанин. …Родов дряхлеющих обломок…Бояр старинных я потомок; … Я, братцы, мелкий мещанин. ...Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил;  …..В родню свою неукротим, …И присмирел наш род суровый, И я родился мещанин.»

В стихотворении «Родословная моего героя» можно отметить следующие символы дома и отечества: «…Служили доблестно царям.
…Приял Романов свой венец,Как под отеческой державойРусь отдохнула наконец,……Вас спесь дворянская не гложет,И нужды нет вам никакой
До вашей книги родовой.

В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» отчетливо отмечены символы дома: «Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.Я говорю: промчатся годы,И сколько здесь ни видно нас,Мы все сойдем под вечны своды -И чей-нибудь уж близок час.Гляжу ль на дуб уединенный,Я мыслю: патриарх лесовПереживет мой век забвенный,Как пережил он век отцов.

В стихотворении «Вновь я посетил» прослеживается образ дома:

«Вот опальный домик,Где жил я с бедной нянею моей… Вот холм лесистый, над которым часто…Меж нив златых и пажитей зеленых…..По брегам отлогимРассеяны деревни - там за нимиСкривилась мельница, насилу крыльяВорочая при ветре...»

В произведении «На границе» можно отметить символы отечества:

«Владений дедовских, на месте том,Где в гору подымается дорога,….Знакомым шумом шорох их вершинМеня приветствовал. По той дороге…Увидел их опять. Они всё те же,…»

После окончания обучения в лицее Пушкин уже был весьма читаемым(пусть и в узких кругах) поэтом. Преимущественно в его произведениях преобладала тематика патриотизма и любви к Родине. Но эту любовь он умело соединял с борьбой. Именно в произведениях Пушкина можно найти призыв к служению своей Родине.

В словах Пушкина все чаще проскальзывает надежда на то, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». Для него восстание декабристов – не мятеж, а подвиг. В стихотворениях «Во глубине сибирских руд…», «Арион» декабристы под его пером предстают совершенно в ином ключе, нежели чем каковыми их тогда считали: не как изменники, а как герои. Также во время польского восстания стихотворения Пушкина писались именно с опорой на патриотические мотивы[7,8,9,10].

Сам про себя А.С. Пушкин говорил как о гуманисте и патриоте. И свои убеждения поэт пронес через всю свою жизнь.

После кончины А.С. Пушкина ему на смену приходит юный М.Ю. Лермонтов. Теперь трудно найти человека, незнакомого с творчеством Лермонтова. С Пушкиным они весьма схожи в стремлении к свободе.

В качестве примера гражданской лирики можно привестистихотворение «Мой дом»:

Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен. Всё, в чем есть искра жизни, в нём живет, Но для поэта он не тесен. До самых звезд он кровлей досягает, И от одной стены к другой — Далекий путь, который измеряет.

Здесь явственно просматривается тема дома.

В стихотворении «Бородино» автор воспевает отечество:

«- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!»

  1. Андреев-Кривич, С.А. Всеведенье поэта [Текст] / С.А. Кривич. - М.: Советская Россия, 1978. - 157 с.
  2. Арутюнов, Л.Н. Художественный мир Лермонтова. [Текст] // Филологические науки. - 1969.- N5-6.- с.341-361.
  3. Библиотека для чтения [Текст] / В.Г. Белинский.- 1843.- т. VI.- № 2.- отд.VI.- с. 39-46.
  4. Белинский, В.Г. Избранные статьи [Текст] / В.Г.Белинский. - М.: Дет. лит. - 1981. - 223 с.
  5. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т. [Текст] / В.Г. Белинский. М.: Изд-во Академии Наук СССР. - 1954. - Т. 8. - 643с.
  6. Белинский, В. Г. Полн. собр. соч. в 13 т.: [Текст] / В.Г.Белинский. М.: Изд-во Академии Наук СССР. - 1954. - Т. 5. - 453 с.
  7. Благой, Д.Д. Лермонтов и Пушкин: (Проблема историко-литературной преемственности) [Текст] / Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. - М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. - 428 с.
  8. Блок, А.А. Педант о поэте [Электронный ресурс] / А.А. Блок. - Электронный режим доступа данных. - http://dugward.ru. - Заглавие с экрана
  9. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2 [Текст] /Под ред. А. В. Петровского.- М.: «Педагогика», 1979. - 370 с.
  10. Богданова, О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в восьмом классе. - Пособие для учителя [Текст] / О.Ю. Богданова. - М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
  11. Богданова, О.Ю., Леонова, С.А., Чертова, В.Ф. Методика преподавания литературы [Электронный ресурс]. - Электронный режим доступа данных. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks.
  12. Бочаров, А.Г. Жанры литературно-художественной критики: Лекции [Текст] / А.Г. Бочаров. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - с. 16. 53 с.
  13. Гинзбург, Л.Я. Творческий путь Лермонтова [Текст] /Л.Я. Гинзбург. - Л.: Гослитиздат, 1942. -.173 с.
  14. Гуревич, А.М Романтизм в русской литературе. [Текст] /А.М. Гуревич. - М.: Просвещение, 1980. - 104 с.
  15. Драматургия в творчестве Лермонтова на примере драмы «Маскарад» [Электронный ресурс].- Электронный режим доступа данных. -http://www.litrasoch.ru
  16. Докусов, А.М. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова [Текст] /Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, кафедра русской литературы, 1955. - Т. 120. - с. 5-36
  17. Ефремова, П.А. Юношеские драмы М.Ю. Лермонтова [Текст] / П.А. Ефремова. - СПб., 1880. - с. 197,271 с.
  18. Журавлева, А.И. Путь к героям времени: Лирика, драма, роман [Текст] /А.И. Журавлева // Театр. - 1988. - №11. - с.163-168.
  19. Зотов, С.Н. Художественное пространство -- мир Лермонтова [Текст] /С.Н. Зотов. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. - 2001.- 222 с.
  20. История русской литературы в четырех томах [Текст] / АН СССР. Ин-т рус. лит. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981.- Т. II: От сентиментализма к романтизму и реализму / Под ред. Е.Н. Купреяновой. - 656 с.
  21. Коровин, В.И. Герой и миф (По драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад") [Текст] / В.И. Коровин // Анализ драматического произведения: Межвузовский сборник. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 256 с.
  22. Лермонтов, М.Ю. Маскарад [Текст] / М.Ю. Лермонтов, Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени; Послесловие Л. Арутюнова. - М.: Худож. лит., 1981. - 364 с.
  23. Лермонтов, М.Ю. Стихотворение, поэмы, драмы [Электронный ресурс] / М.Ю. Лермонтов. - Электронный режим доступа данных. - http://www.prosv.ru.

 

  1. Лермонтов, М.Ю. Маскарад: Текст, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Науч.-метод. Пособие для вуза и школы [Текст] / Под ред. Н.Н. Старыгиной, И.П. Карпова. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 200. - 320 с.
  2. Лермонтов, М.Ю. Том 3: Драмы [Электронный ресурс] / М.Ю. Лермонтов.- Электронный режим доступа данных. - http://www.rulit.net.
  3. Лермонтов Михаил Юрьевич - Маскарад: Критическая информация [Электронный ресурс] / М.Ю. Лермонтов. - Электронный режим доступа данных.- http://lermontov.info/text/o_maskarad.shtml.
  4. Лермонтовская энциклопедия [Текст] / Гл. ред. В.Д. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 274 с.
  5. Ломунов, К.Н. «Маскарад» Лермонтова как социальная трагедия [Электронный ресурс] / К.Н. Ломунов. - Электронный режим доступа данных. - http://feb-web.ru.
  6. Лотман, Ю.М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки.1960-1990. Евгений Онегин. Комментарий [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПБ: Искусство, 1999. - 847с
  7. Лотман Ю.В. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX в. [ Текст]./ Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т.: Т. II. - Таллинн.: 1992. - 415 с.
  8. Макогоненко, Г.П. Лермонтов и Пушкин: Проблемы преемственного развития литературы [ Текст] / Г.П. Макогоненко.- Л.: Сов. писатель, 1987. - 400 с.
  9. Манн, Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Ю.В. Манн. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 447с.
  10. Марченко, А.М. Лермонтов [Электронный ресурс] / А.М. Марченко. - http://www.e-reading-lib.org.
  11. Мануйлов, В.А., Вацуро, В.Э., и др. Драматургия Лермонтова (Примечания) [Текст] / Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т.: Т. 3. - М.: Худож. лит. - 1965. - 567 с.
  12. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма (О драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад») [Текст] / Ю.В. Манн. - М.: Аспект Пресс, 2007.- 384 с.
  13. Пушкин, А. С. А. С. Пушкин. Стихи / А.С. Пушкин. - М.: АСТ, Астрель, 2007. - 466 c.
  14. Федоров, А. В. Лермонтов и литература его времени / А.В. Федоров. - М.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1979. - 364 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское