Введение
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических особенностей спортсменов-единоборцев
1.1. Индивидуальный стиль деятельности и его структура
1.2. Темперамент: структура, роль в спорте
Выводы по главе 1
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Занятия единоборствами характеризуются значительной динамичностью, а также вариативностью моторных операций, предопределенных отличительными чертами влияния наружной сферы. Ключевые характеристики операций врага: мощь, а также темп нападающих ударов, темп передвижения, многообразие двигательных действий, частота смены движений при сохранении максимальной эффективности обусловливают характер поведения единоборца во время боя. На наш взгляд тема актуальна, ведь индивидуальная манера противника всегда представляет сложную для решения тактическую задачу. Чем больше у единоборца отмечается необычных, нестандартных действий, тем сложнее с ним вести борьбу, тем сложнее составить модель тактических действий в бою против него. Поэтому тренер должен как можно раньше определить способности спортсмена, «уловить» его технико-тактические, физические и психологические особенности и затем развивать, и совершенствовать только ему присущие действия, формировать индивидуальную манеру ведения боя.
Объект исследования: индивидуально-типовые манеры ведения боя в единоборствах.
Предмет исследования: процесс формирования индивидуально-типовых манер ведения боя в единоборствах.
Целью исследования изучение и выявление основных направлений стилей ведения боя у спортсменов, занимающихся единоборствами.
Задачи исследования
1.Провести анализ литературы.
- Изучить показатели соревновательной деятельности единоборцев высокой квалификации
- Проанализировать результаты констатирующего эксперимента и выявить наиболее частые стили ведения боя в зависимости от психофизиологических особенностей спортсменов высокого уровня.
Гипотеза – Мы предположили, что манера соревновательной деятельности единоборцев высокой квалификации зависит от психофизиологических особенностей спортсменов.
Работа изложена на 25 страницах. Состоит из 3-х глав. Список литературы содержит 20 источников.
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических особенностей спортсменов-единоборцев.
1.1. Индивидуальный стиль деятельности и его структура.
Единоборство- вид спортивного состязания, в котором два участника физически противодействуют друг другу с целью выявить победителя в схватке.[19]. К единоборствам относятся такие олимпийские виды спорта как: тхэквондо, вольная борьба, дзюдо, бокс, греко-римская борьба, фехтование, различные виды стрельбы и т.д.. В нашей работе мы в особенности затронем бокс, дзюдо, тхэквондо и фехтование.
Единоборства как виды спорта имеют свои психологические особенности, среди которых Т. Огородова выделяет семь основных [10]
– Одной из важнейших специфик спортивной деятельности, составной ее частью является психомоторика – многофункциональная взаимосвязь разнообразных психических процессов с движениями и деятельностью человека. Психомоторика – связующее звено посреди ключевыми условиями и закономерностями психического развития, обеспечивающее абсолютное владение техникой определенного вида спорта. К психомоторным процессам причисляют специальные восприятия ("чувство противника"), все произвольно контролируемые действия (в том числе двигательные навыки), быстроту и точность реагирования на раздражители.
– Вторая особенность – тенденция спортсмена к совершенствованию в избранном виде спорта (необходимость изучения совершенной техникой выполнения физических упражнений) и достижению наивысших результатов в нем. Это требует от спортсмена регулярной и длительной тренировки, в процессе которой формируются и совершенствуются определенные двигательные навыки и формируются нужные для конкретного вида спорта качества.
– Третья особенность – присутствие спортивной борьбы, которая приобретает чрезвычайно острый характер во время спортивных состязаний и сопровождается проявлением наглядно выраженных эмоций.
– Четвертая особенность – наличие ярко выраженного стресса, особенно на уровне состязаний крупного масштаба. Так, стрессогенный характер нынешного спорта определяют: резкий рост спортивных результатов, обстоятельства острой соревновательной борьбы одинаковых по силам противников (на сегодняшнем этапе развития спорта физическая и техническая подготовка сильнейших спортсменов находятся примерно на одном уровне, отчего исход состязаний определяется в значительной степени психологическими факторами), повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, омолаживание спортсменов (на арену крупных соревнований выходят подростки, которые не выделяются психической зрелостью, эмоциональной устойчивостью).
– Пятая особенность – существование психологических особенностей личности спортсмена (волевых, интеллектуальных, чувственных и др.), содействующих успешности деятельности.
– Шестая особенность – взаимодействие участников спортивной деятельности, протекающее в форме прямой или опосредованной борьбы. В процессе состязаний оно выступает в двух формах: противоборства – по отношению к противнику (соперничество), взаимодействия – по отношению к команде (сотрудничество).
– Седьмая особенность спортивной деятельности – вербальное и невербальное общение (коммуникация): особые жесты (жесты спортивных судей), мимика, пантомимика, а также невольные моторные действия.
Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, обусловленная индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами
Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и др.
Механизмами становления индивидуального стиля деятельности являются адаптация, компенсация и коррекция.