ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА Й. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА КОНЪЮКАТУРЫ РЫНКА
1.1 Понятие рынка в маркетинге
1.2 Виды рынков и их классификация, функции рынка и его проблемы
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Функции рынка и его проблемы
2.2 Рыночный спрос и классификация его формирующих факторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рынок является важным феноменом не только в сфере маркетинга, но и в любой другой области бизнеса. Все современные проблемы, изучаемые и анализируемые в маркетинге, базовые маркетинговые вопросы, например, ценообразование, потребительское поведение, базируются на функционировании рынка.
Рынок является неотъемлемой частью любой покупательской деятельности и включает взаимодействие между продавцами и покупателями.
Не смотря на то, что понятие рынка часто присутствует в различных маркетинговых теориях, часто необходимо более детально подойти к рассмотрению этого экономического феномена. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Цель данной работы состоит в определении понятия конъюктуры рынка и маркетинговом анализе выбранного предприятия.
Таким образом, к задачам относится:
- Изучение понятие рынка и его основных характеристик, в том числе и функций;
- Изучение видов рынка и особенность классификации;
- Определение понятия спроса и его детерминантов и определение понятия предложения и его детерминантов;
- Выбор организации для анализа;
- Маркетинговый анализ предприятия.
Изучением феномена рынка занимались многочисленные исследователи, поэтому сформировалось много подходов к определению рынка, в частности в XIX в. Английский экономист У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. Поэтому к рассмотрению рынка можно подходить по мнению специалистов с разных сторон: рынок как взаимодействие продавцов и покупателей; рынок как система отношений между спросом и предложением; рынок совокупность отношений товарного обмена; рынок как сфера обмена, связывающая в единый механизм производителей и потребителей.
Рассматривая рынок с точки зрения маркетинга стоит отметить, что под маркетингом понимается концепция управления предприятием при котором оно ориентировано на овладение рынком. В таком случае под рынком «следует понимать совокупность реальных и потенциальных покупателей данного товара или услуги и больше ничего. Покупатель - вот основная составляющая рынка в маркетинге. Есть покупатель - есть и рынок» [1].
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА КОНЪЮКАТУРЫ РЫНКА
1.1 Понятие рынка в маркетинге
В современном мире один из важных объектов анализа стал рынок, как и в экономике, экономической социологии, так и в маркетинга. Рынок считается гениальной системой, созданной обществом, когда-либо.
Его изучение началось с момента появления, но несмотря на такой длинный срок существования, благодаря его динамике и живости этого феномена изучение продолжается и сейчас в XXI веке.
Понятия ранка эволюционировало с течением времени, но и сейчас существуют вопросы об адекватном определении рынка. Исследователи выделяют следующие концептуальные представления о рынке: рынок как место, как механизм обмена, процесс, сегмент.
В связи с этим, можно дать несколько определений рынка. Во-первых, «рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена». Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Для углубленного понимания феномена рынка требуется рассматривать его место во всей системе общественного производства, которая включает в себя четыре сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление. Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство, так и без его развития не может быть никакого рынка, потому что производство рождает товарную массу.
Основа всех изменений в сферах экономики лежит в производстве, это особенно важно для форм ирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникает.
Между производством и потреблением также находятся и другие сферы. За производством следует распределение - система, определяющая, кому достанутся результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений и определении материального положения слоев общества. Стоит отметить, что от распределения результатов труда зависит эффективность производственного процесса. И не смотря на то, что обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он оказывает сильное обратное воздействие на производство.
Сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, поэтому и рынок как совокупность отношений товарного обмена приобрел чрезвычайную значимость в процессе исторического развития. На одной стороне мы можем встретить единственного производителя, господствующего на рынке, на другой обнаруживаем тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими сторонами располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур.
В маркетинговой литературе объяснению рынка как механизма обмена или как группы потребителей уделялось больше всего внимания. В 1960-е гг. предпринимались определенные попытки провести глубинный анализ понятия «рынок», однако к концу ХХ в. дискуссии на эту тему стали не такими интенсивными. Активность разработки и определения термина «рынок» в современной маркетинговой литературе постепенно угасает, концептуальные представления о рынке укрепились и предоставляют локусы для рассмотрения этого феномена.