Актуальность исследования. Роман «Мастер Маргарита» стал не только одним из самых известных произведений Михаила Булгакова, но и одной из самых таинственных книг, над толкованием которой исследователи бьются уже много лет.
В романе множество загадок и одной из них является время, в которое развиваются события «Мастера и Маргариты». Невозможно найти ни одной даты, от которой можно было в дальнейшем вести отчет. Относят действия к 1-7 мая 1929 года, на которые пришлась Страстная неделя. Параллельно в «Пилатовых главах» действия развиваются в течение недели 29 или 30 года в Ершалаиме, где тоже описывается Страстная неделя. Ершалаимские образы в «Мастере и Маргарите» Булгакова являются персонажами Мастера, то есть героями романа в романе.
В первой части романа действия в этих историях развиваются параллельно, во второй части, они начинают переплетаться между собой и затем уже сливаются в единую историю. В это время история обретает целостность, переходит в потусторонний мир, а Ершалаим переходит в Москву. Именно в Москве сконцентрирована вся власть. В своей «ершалаимской» Москве Булгаков сопоставляет власть с Понтием Пилатом. Фигура Пилата в процессе работы упорно наполнялась новыми смыслами, глубинными, текучими и неоднозначными. Она вырастала, и в ней все тревожнее обозначалось присутствие современности - главным образом, по мере того как в жизни, параллельно, складывалась и вырастала гипнотическая личность Сталина.
Степень изученности. Рассуждая о восприятии отечественными и зарубежными булгаковедами «древних» ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита» (гл. 2, 16, 25, 26). А.Зеркалов в работе анализирующей именно «роман в романе» прямо отождествляют Га-Ноцри с евангельским Иисусом Христом. С другой стороны А.Н. Барков, М.Йованович, Д. обращают внимание на расхождения между фигурой Иешуа Га-Ноцри в булгаковском романе и каноническим образом Иисуса Христа. Третьи авторы, считают, что не нужно сильно акцентироваться на внешнем сходстве, а именно важно осознать глубинный смысл замысла данных расхождений. Отбельной группой есть исследования, которые хотя и рассматривают соотношение между новозаветными текстами Библии и их интерпретацией в «Мастере и Маргарите», но не приходят при этом к четким выводам[7]. ХаннсБ.Гаспаров, Е.Блажеев, Б.Брикер указывают, что главные герои ершалаимских глав - пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается Иисус Христос, использованы в качестве противопоставления современной пошлой московской жизни во времена Булгакова.
Цель работы - провести исследование сюжетно-композиционных функций персонажей «древних» глав романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Для объективного исследования поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть сюжетно-композиционные функции Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри как главных героев ершалаимских глав.
- Изучить роль темы ученичества в лице персонажа Левия Матвея.
- Дать оценку роль Афрания в сюжете
- Исследовать тему предательства персонажа Иуды.
Объект исследования – роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Предметом исследования становятся функции персонажей в сюжетно-композиционном построении романа «Мастер и Маргарита».
В ходе исследования нами были использованы методы наблюдения, обобщения, описания и сопоставления.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри как главные герои ершалаим ских глав
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри – важн ые персона жи в сис теме об разов знаменитог о романа Михаила Афана сьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Интере сен спо р героев, конф ликт их мирово ззрений, кот орый пре вращает героев в от личных собес едников.
Всё на чинается с того, что Иешуа Га-Ноцри приво дят в роли обвин яемого в по дстрекательстве раз орения храма к про курору Понтию Пилату. С сам ого на чала их бес еды Иешуа об ратился к про курору как к «до брому чело веку». Для не го все люди до брые, так как злыми их де лают по ступки и об стоятельства. Иешуа по яснил, что сам он не приз ывал люде й раз рушить храм, эта бы ла лишь мет афора пер емен. Левий Матвей, его един ственный учен ик и последо ватель, не правильно за писывал его ре чи и ис кажал смысл вы ражений. Правда в его слов ах бы ла след ующая:
«Рухне т храм ста рой веры, и со здастся новы й храм ис тины».
На во прос же Понтия Пилата «что так ое ис тина?» Га-Ноцри неожидан но от ветил:
«Истинна, пре жде все го в том, что у тебя бол ит голова. Болит так сил ьно, что ты малодушно по мышляешь о смер ти». [7]
Прот отипом филосо фа Иешуа Га-Ноцри является Иис ус Хрис тос. Но при это м Иешуа и Иис ус Хрис тос им еют некот орые от личия. Наприм ер, в романе Иешуа умирает в во зрасте 27 лет, а Иис ус Хрис тос бы л казне н в во зрасте 33 лет; у Иешуа есть все го один учен ик Левий Матвей, а у Иис уса Хрис та бы ло 12 учен иков. Несмот ря на эти и друг ие раз личия, Иис ус Хрис тос, без сомне ния, является прооб разом Иешуа, но в булгаковской инт ерпретации.
По мне нию Иешуа, ис тина за ключается в любви ко все м людям, зверям, живы м существ ам, вед ь для не го все равны. Га-Ноцри из бегает ненавис ти и зло бы, он увере н в том, что все люди до брые. Чере з об раз Га-Ноцри Михаил Булгаков в наде жде пытается пробуд ить в читателе до брое и светлое на чало, со здал сво его род а иде ал про стого смер тного в об разе Иешуа с его чис той и святой ис тиной.
Общая вним ание на об раз Понтия Пилата, пре жде все го, мож но увид еть параллели на об раз вла сти. Власть по слов арю С.И. Ожегов а это- прав о и во зможность распо ряжаться кем -либ о , чем-нибудь, по дчинять сво ей во ле. Но так как об разы ссылаются на библейский по дтекст, зде сь след ует сопостав ить библейское поним ание вла сти:
«Лучше упо вать на Госпо да, не жели наде яться на князей»(Пс.118:9) [3]
«Он укрощает дух князей, Он стра шен для царе й земных»(Пс.76:12) [3]
«Госпо дь на небес ах постав ил пре стол Свой, и царство Его все м об ладает»(Пс.103:19) [3]
Однако Понтий Пилат кичился своей властью: «Пилат гово рит Ему: мне ли не от вечаешь? не зна ешь ли, что я им ею вла сть рас пять Тебя и вла сть им ею от пустить Тебя?» [3]. А библейский Иис ус ответил: «ты не им ел бы на до Мною никакой вла сти, если бы не бы ло дан о тебе с вы ше» (Ин.19:10-11) Получа ется, что «Бог превы ше все х и вся». Однако, из этих же слов показано на основании Библии, что власть тоже дана человеку Богом, чтобы сохранять мир и порядок.
Дейтствительно Понтию Пилату из «древних глав» при ходилось лично командо вать целыми легиона ми. Он слу жил трибунном в рим ской кавалерии, и извес тен как «всадник Золот ое Копье»: «Так зна й же, что не буд ет тебе, перво священник, от ныне по коя! Ни тебе, ни на роду тво ему, — и Пилат указа л вдаль на право, туда, где в вы соте пылал храм, — это я тебе гово рю — Пилат Понтийский, всадник Золот ое Копье!» (Глава 2) [7]
В де нь когда у Пилата раз ыгралась сильна я мигре нь, к не му на суд приво дят брод ячего филосо фа Иешуа по про звищу Га-Ноцри, кот орого обвин яют в приз ывах к раз рушению Ершалим ского храма. Малый Сине дрион (суд со стоящий из 23-х прис яжных) вы нес ему смер тный пригов ор, и Пилат до лжен утв ердить его:
«Подслед ственный из Галилеи? К тетрарху де ло по сылали?
- Да, про куратор, - от ветил секре тарь.
- Что же он?
- Он отказа лся дать за ключение по де лу и смер тный пригово р Сине дриона на правил на ваше утвержде ние, - об ъяснил секре тарь» [7]