Введение
Глава 1. Особенности государственной политики и стратегии
развития физической культуры и спорта в России
1.1. Тенденции и проблемы развития физической культуры и
спорта в России
1.2. Основные положения государственной политики и стратегии
развития физической культуры и спорта
Глава 2. Государственная политика и стратегия реформирования
физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
(на примере Московской области)
2.1. Структура, основные цели и задачи деятельности Комитета
по физической культуре и спорту Московской области
2.2. Основные положения концепции развития физической
культуры и спорта в Московской области
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Физическая культура и спорт, как одна из отраслей социальной сферы, способствуют общему экономическому прогрессу страны, так как направлены на совершенствование личности человека, являются важной отраслью, отвечающей за здоровье людей и обеспечивающей высокоэффективное функционирование трудовых ресурсов.
Сфера физической культуры и спорта являлась гордостью Советского строя, образцом преимущества советского образа жизни. Успехи в области спорта и массовой физкультуры были возможны благодаря мощной финансовой организационной и пропагандистской помощи со стороны государства.
Распад СССР и экономические реформы 1990-х гг. больно ударили по спортивной сфере. Была нарушена государственная система поддержки спорта высших достижений, что привело к ослаблению его позиций на мировой арене. Что же касается массовой физкультуры, то гражданам РФ, поставленным реформами на грань выживания, стало просто не до нее. Отсюда резкое ухудшение здоровья населения, увеличение смертности и т.д.
Новые политические и экономические условия диктовали необходимость кардинальных изменений в сфере государственной политики физической культуры и спорта. Существовавший к началу 1990-х гг. механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не отвечали новым условиям развития, как массового спорта, так и спорта высших достижений. Практически не были разработаны вопросы правовой регламентации, организации физического воспитания, отсутствовало административно-правовое обеспечение статуса субъектов отношений в этой отрасли, не были решены стратегические вопросы развития физкультуры и спорта в стране. Все это привело к снижению массового вовлечения граждан в спортивную жизнь, к снижению результатов в сфере высших спортивных достижений, к потере тренерской, материальной и информационной спортивной базы. Необходимо отметить, что все эти процессы имеют длительный характер и продолжаются и в настоящее время.
В связи с этим, цель исследования - рассмотрение государственной политики и стратегии реформирования физической культуры и спорта в России.
Объект исследования –направления государственной политики и стратегии реформирования физической культуры и спорта России.
Предмет исследования – особенности реализации государственной политики и стратегии реформирования физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации (на примере Московской области).
Задачи исследования:
- Рассмотреть основные тенденции и проблемы развития физической культуры и спорта в России.
- Дать характеристику направлениям государственной политики и стратегии реформирования физической культуры и спорта в России.
- Проанализировать, на примере Московской области, тенденции государственной политики и стратегии развития физической культуры и спорта в субъектах РФ.
Глава 1. Особенности государственной политики и стратегии развития физической культуры и спорта в России
1.1. Тенденции и проблемы развития физической культуры и спорта в России
Физическая культура — составная часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармоничного формирования его личности. Физическая культура является действенным способом повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, жизненно важной потребности взаимного общения, развития дружеских отношений между народами.
Спорт — органическая часть физической культуры, особая сфера проявления и унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений, технической, интеллектуальной и другой подготовки.
Проблемы физической культуры, спорта и вообще досуга часто становятся синонимом результатов социальных, культурных и экономических изменений.
Сфера физической культуры и спорта - это область индивидуальной и коллективной автономии, в которой существует хрупкий баланс между личным выбором и общественным регулированием и контролем.
В советский период политика в области физической культуры и спорта была предметом политических дискуссий. В 20-е годы в СССР вопрос о том, следует ли развивать спорт высших достижений при социализме, стал предметом острых разногласий. Широкое распространение в это время получили взгляды, согласно которым соревнования ведущих спортсменов и их рекорды рассматривались как пережиток буржуазной культуры, тормозящий развитие физкультуры истинно массовой, пролетарской [25].
В 50-е годы ставилась под сомнение необходимость специализации учреждений физической культуры и спорта, создания спортивных школ. Так, в передовой статье одного из номеров журнала «Теория и практика физической культуры» за 1955 г. опубликовано следующее: «Практика проведения городских соревнований для сборных команд спортивных обществ повлекла за собой организацию так называемых городских центральных секций по большинству видов спорта, заменивших во многих случаях существование спортивных секций в коллективах физкультуры по таким массовым видам спорта, как легкая атлетика, лыжи...» [15].
Далее говорится о том, что большинство советов спортивных обществ уделяют основное внимание узкому кругу спортсменов, порождая, таким образом кастовость. В связи с этим предлагалось ликвидировать спортивные секции ДСО, а всю спортивно-физкультурную работу организовывать в коллективах физкультуры на предприятиях и т.д. В те же годы под лозунгом: основным стимулом для государственного вмешательства является забота об аспектах общественного здоровья – физическую культуру и спорт слили со здравоохранением. В 80-е годы проходили бурные дискуссии о возможности коммерциализации спорта.
Начиная с первой половины 90-х гг. после распада СССР единой государственной политики в области физической культуры и спорта не существовало. Прежде всего, это отразилось в постоянных реорганизациях самой государственной службы, отвечающий за это направление.
Так, например, с 1992 по 1994 гг. таким органом стал Комитет Российской Федерации по физической культуре. В 1994 г. он был реорганизован в Комитет Российской Федерации по делам молодежи, физической культуре и туризму, а затем в этом же году в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму. В 1999 г. было утверждено положение Российского агентства по физической культуре и туризму, а потом и Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму.