Каждый учитель стремится к тому, чтобы минуты урока использовались по назначению, чтобы на всех учеников хватало времени. Многим просто не хватает времени для усвоения темы. Главная ценность урока – время. Вот что, прежде всего, отнимают у учителя слабые дети. Ведь в момент первого объяснения учителем, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы. Серьёзные затруднения появляются при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьёзному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности.
Включить каждого ученика в активную деятельность на уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – достичь этой цели помогают опорные схемы. Все это и определяет социальную значимость изучаемой нами темы.
Использование опорных схем на уроках описывается специалистами достаточно подробно при разборе тем по русскому языку, математике, химии и другим основным предметам (Р.И. Альбеткова, Л.Н. Галимова, Т.А Ладыженская и др.). Однако особенности применения опорных схем на уроках по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) практически не рассматривается. Этот факт обусловливает научную актуальность данного исследования.
Практическая актуальность данной работы объясняется возможностью использования данных нашего исследования на практике преподавания ОБЖ.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать проблему данного исследования.
В настоящее время существует достаточное количество общих теоретических наработок, направленных на описания использования опорных схем при преподавании таких основных предметов как русский язык, математика, химия и т.д. В тоже время анализ литературы, проведенный нами, показал, что описание использования опорных схем на уроках ОБЖ практически не рассматривается.
В связи с этим цель данной работы – изучение методики разработки опорных схем уроков по основам безопасности жизнедеятельности.
Объект исследования – методика преподавания на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования – применение опорных схем в методике преподавания ОБЖ.
Гипотеза – использование опорных схем на уроках ОБЖ помогает детям младшего школьного возраста лучше осваивать учебный материал.
Задачи исследования:
- Рассмотреть особенности преподавания ОБЖ в начальных классах общеобразовательной школы.
- Дать характеристику особенностям использования опорных схем в методике обучения в начальной школе.
- Изучить специфику использования опорных схем при составлении занятий по разделу «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей».
- Характеристика курса ОБЖ во втором классе начальной общеобразовательной школы
Современный мир наполнен опасностями. Наука о безопасности и выживании возникла благодаря серьезному и обстоятельному анализу многих трагических ситуаций, и советы специалистов - плод долговременной кропотливой работы. Ежегодно в России гибнут более полумиллиона здоровых трудоспособных людей. Многие думают, что главные причины их смерти - вооруженные конфликты, природные и техногенные катастрофы. Однако это не так. Как установили российские ученые, занимающиеся проблемами риска и безопасности, первое место занимают собственное неразумное поведение, вредные и опасные привычки. Так, от курения погибает почти в 10 раз больше людей, чем от всех стихийных бедствий, а от потребления алкоголя - в 6 раз больше.
Изучая в школе математику, географию, русский и иностранный языки, а также прочие предметы, школьники получают знания, которые нужны не только для экзамена, но в течение всей жизни.
Практика неоспоримо доказывает, что люди - и особенно маленькие - часто страдают из-за собственной беспечности и неосмотрительности. Между тем, в 2005 году погибло: на пожарах 18 194 человека, по причинам, связанным с чрезвычайными ситуациями на воде, - 14 144 человека, в дорожно-транспортных происшествиях - 33 957 человек. Сегодняшние школьники должны всерьез задумываться над тем, как достичь безопасной жизнедеятельности и избежать рисков. Показательно мнение педагога Р. Альбертовой: «Я выделяю только одну цель образования - это готовность выживанию» [1, c.24].
Понятие «личность безопасного типа» рассматривается в книге Л. Шершнева «Безопасность человека». В ней отмечается, что целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной, прежде всего, для себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз [17].
Как отмечает Б. Мишин, целью курса ОБЖ в начальной школе является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим [20].
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в рамках Государственной целевой программы обучения населения.
Цель курса ОБЖ - дать учащимся научные знания, охватывающие теорию и практику защиты человека и общества от опасных и вредных факторов различного характера, реализация современных тенденций образования: «Научить жить здесь и теперь», «Формирование способности жить в условиях постоянных перемен».
Цель уроков ОБЖ в начальной школе - дать достаточно ясное представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих нас. Главное - донести до учащихся необходимые знания и помочь развить навыки по защите жизни и здоровья.
Перед педагогами, ведущими предмет ОБЖ, стоят две основные задачи [12]:
1) помочь подрастающему поколению прожить детство безопасно;
2) помнить, что дети - будущие взрослые, и от них будет зависеть безопасное детство следующих поколений.
Кроме того, получение знаний по ОБЖ не должно ограничиваться одним уроком в неделю. По возможности время для них нужно закладывать при планировании других уроков, там, где позволяет, разумеется, учебный материал. Это легко осуществить, если привлекать в качестве вариативного учебного материала по темам ОБЖ, например, тексты рабочих диктантов, предложения для разбора на уроке русского языка, сюжеты для математических задач, темы рисунков и поделок. Так, например, на уроке математики решается задача: