Введение.
Глава 1. Социально-демографические факторы формирования молодежной культуры современной Японии.
1.1. «Серебряная революция» и становление менталитета современной японской молодежи.
1.2. Безработица среди японской молодежи: причины и социальные последствия.
Глава 2. Язык и стиль молодежной культуры Японии.
2.1. Основные направления японской молодежной субкультуры.
2.2. Особенности современного языка молодёжи в Японии.
Глава 3. Культура японской молодежи.
3.1. Музыка.
3.2. Книги.
3.3. Пути и способы социализации молодых молодых японцев.
Заключение.
Библиография.
В Японии сегодня, как и на протяжении всего ХХ в., сосуществуют и параллельно развиваются два типа культуры: традиционная культура и культура европейского типа. Однако в условиях глобализации существует проблема аккультурации, ибо процесс аккультурации способен разрушать или «подтачивать» национальные традиции, снижать высокий уровень художественной культуры, являющейся в ряде стран одновременно и массовой – как, например, в России, Канаде, Японии. Главные причины этого кроются: 1) в истории страны; 2) в международных бизнес-проектах (двусторонних и многосторонних); 3) в недостаточной защите культуры конкретными законами и недостаточном уровне контроля со стороны государства; 4) в средствах массового воздействия (это не только радио, телевидение, но и кинофильмы, музыка, книгоиздание, включающее переводную литературу, а также периодические издания); 5) в общем уровне культуры. В Японии начала XXI в. с воспитанием в японской семье, с грамотностью и образованием всё в порядке, поскольку это основные исторические приоритеты страны, поддерживаемые властью и соотношением художественной и массовой культуры.
Большую роль в этом процессе играют многочисленные традиционные праздники, основанные на философии и религии синто и буддизма, которые проводятся по всей стране: праздник матери; праздник о’бон – поклонение всем ушедшим из жизни; праздник сити-го-сан (детей возраста 3-5-7 лет); ханамацури – праздник девочек; коинобори – праздник мальчиков; праздник впервые поступивших в вуз, на работу, в школу и многие другие.
Однако нельзя забывать и о молодёжной культуре, которая развивается в Японии весьма динамично и в последние годы приобрела неповторимое своеобразие. Традиционные представления россиян о Востоке, о японском менталитете оказываются устаревшими, когда сталкиваются с радикальными изменениями в сознании и образе молодого японца. Этим объясняется высокая актуальность выбранной темы работы. Цель - изучить молодежную культуру современной Японии. Цель конкретизируется в ряде частных задач:
- рассмотреть социально-демографические предпосылки формирования современной японской молодежной культуры;
- дать общее представление о личности современного молодого японца, об изменениях, происшедших в его сознании в последние годы;
- проанализировать ситуацию на японском рынке труда и рассмотреть специфику трудоустройства нового поколения молодых японцев;
- исследовать мировоззренческие и культурные ценности современной японской молодежи.
Глава 1. Социально-демографические факторы формирования молодежной культуры современной Японии
1.1. «Серебряная революция» и становление менталитета современной японской молодежи
В Японии существует девятилетняя система обязательного школьного образования: начальная шестилетка и три года обучения в средней школе. Затем японские школьники поступают в «школу высшей ступени», где учатся ещё три года. Закончив и эту стадию школы, молодые японцы поступают в университеты. Вот что из себя представляют вышеперечисленные возрастные категории, начиная с дошкольного возраста: Дошкольники – возрастная категория японцев с 3 до 6 лет. Они ещё не могут похвастаться большим кругом интересов, но всё-таки: увлекаются кодомо-анимэ, кодомо-манга (то есть для детей). В последнее время под влиянием серии манга Хикару-но Го дошкольники стали интересоваться игрой в го (своеобразные шашки или шахматы, где используются чёрные и белые камни, а цель – захватить территорию доски и «съесть» наибольшее число камней противника, окружая их с четырёх сторон).
Школьники – начальная шестилетка (с 7 до 12 лет) и средняя школа (с 13 до 15 лет). Увлечения школьников начальных классов полностью совпадают с увлечениями дошкольников. Гораздо интереснее выглядят увлечения учеников средних классов: они читают сёдзё-манга (комиксы для девочек от 13 лет) и сёнэн-манга (комиксы для юношей от 13 лет), по аналогии смотрят сёдзё-анимэ и сёнэн-анимэ, пишут додзинси (самодельные комиксы), работают на компьютере, начинают изучать аглийский язык, играю в видеоигры.
Школьники высшей ступени – эта возрастная категория учится от 14 до 16 лет. В целом, кажется, что их интересы во многом схожи с интересами учеников средней школы, но есть большие отличия: в этот возрастной период появляются так называемые отаку (фанаты анимэ, которых в самой Японии иногда не очень уважают), некоторые старшеклассники начинают увлекаться косплеем (переодевание в костюмы персонажей анимэ, манга и фильмов; костюмы шьются самостоятельно) и посещают различные комикэ (фестивали и ярмарки анимэ) и игровыставки (Tokyo Game Show)[1].
У студентов (от 17 до 20 лет) всё гораздо серьёзнее, чем у вышеперечисленных групп: их уже не интересуют анимэ и манга для школьников, вместо них они читают и смотрят сэйнэн-манга и сэйнэн-анимэ (продукция с взрослым подтекстом для юношей от 18 до 25 лет), девушки увлекаются дзёсэй`ем (аналогичный товар). В зависимости от музыкальных пристрастий они подразделяются на поклонников J-pop, J-rock, J-punk (музыкальные направления). Японские студенты красят свои волосы в абсолютно безумные цвета (чем безумнее цвет волос, тем ты лучше). Если юноши ещё являются отаку, то они посещают различные кафе (Meido-kissa). Для девушек таких кафе не существует, но они работают там в качестве служанок-официанток, которые встречают посетителей словами: «Добро пожаловать, дорогой хозяин». Влюблённые студенты посещают так называемые «рабухо» (от англ. “Love Hotel”, появились в Японии в конце 1970-х гг.). После 20-25 лет японская молодёжь кардинально меняется: они слушают классическую музыку, читают известных писателей, всё больше внимания уделяют работе – от прежних веселых ребят не остаётся и следа.
Конец XX века совпал для Японии с важным сдвигом в ее демографической структуре. Число пожилых людей старше 65 лет (их сейчас 20,5 миллиона) впервые превысило число детей до 15 лет (их около 19 миллионов), что составляет соответственно 16 и 15 процентов молодежи. Нация стремительно стареет. И хотя этот процесс получил благозвучное название "серебряная революция", породившие ее причины сулят стране серьезные социально- экономические осложнения.
[1] Березина Ю И. Особенности и социальные последствия научно-технического прогресса в Японии // Япония: культура и общество. - М., 2005, с. 201.