Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования системы управления персоналом
1.1. Основные подходы к проблеме управления персоналом
1.2. Отличие российской системы управления от западной
1.3. Основные проблемы в современном управлении
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем управления персоналом на предприятии
2.1. Описание выборки и метод исследования
2.2. Результаты и выводы исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Успех работы любого предприятия обеспечивает работающий на нем персонал. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.
Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха и т.д.
Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы прошлого века обусловило разработку теории и практики социального планирования на предприятии, управления трудовым коллективом. В научной литературе тех лет нашли отражение результаты исследования различных социальных и социально-психологических факторов и их влияния на качественные характеристики коллективной деятельности. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное достижение социально-экономической цели, заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создании благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива. Большое внимание уделялось формированию и организации функционирования трудового коллектива, управлению его социально-экономическим развитием, организационно-экономическим и социально-психологическим отношениям в коллективе и их регулированию (формы и
-3-
методы самоуправления, развития трудовой, творческой и общественной активности членов коллектива, материального и морального стимулирования, социально-психологического климата в трудовом коллективе и т.д.).
Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом в целях повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности предприятия.
На результативность деятельности предприятия, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект в управлении персоналом. Именно с ним связано формирование численности персонала, его профессионально-квалификационного состава (в увязке с применяемой техникой, технологией, организаций производства и труда), эффективное использование персонала по времени, по квалификации, уровню образования и т.д. Однако все большее значение начинает приобретать социальная направленность в кадровой работе, смена акцентов в кадровой политике на учет интересов работника, повышение мотивированности труда, как условия более высокой его результативности. Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических посылок, но и новой технологии самой работы с кадрами.
В данной ситуации особенно важным становится исследование существующих в практике управления проблем и поиск путей их решения, что обуславливает актуальность темы настоящей работы – "Основные трудности и противоречия современного управления персоналом".
Вопросы управления подробно изучаются на протяжении последнего столетия. Однако из исследований, посвященных проблемным аспектам, связанным с глобальными изменениями концепции управления персоналом, можно выделить монографию В.А. Антропова "Современные
-4-
проблемы управления персоналом предприятия" (2001) и коллективный труд под редакцией Ю.П. Платонова "Актуальные проблемы управления персоналом" (1997). Отдельные материалы публикуются в журналах "Управление персоналом" и "Проблемы теории и практики управления", однако говорить о глубокой исследованности темы не приходится.
Целью настоящей курсовой работы является выявление и анализ основных трудностей и противоречий современного управления. На достижение поставленной цели направлено решение задач:
- проследить эволюцию подходов к проблемам управления на протяжении последних десятилетий;
- определить основные отличия российской системы управления от западной, обусловившие возникновение современных трудностей и противоречий;
- эмпирически выделить и подтвердить основные трудности и противоречия управления на современном этапе.
Объектом исследования является современная система управления персоналом на предприятии.
В качестве предмета исследования выступают трудности и противоречия в области управления персоналом предприятия в современных условиях.
Гипотеза исследования: в современной системе управления персоналом существуют определенные трудности и противоречия, единые для различных отраслей экономики. К ним можно отнести: недостаточную оплату труда, высокую текучесть кадров, отсутствие перспектив карьерного роста, отсутствие или недостаточность социального пакета для сотрудников, отсутствие программ повышения квалификации персонала, отсутствие мотивации у сотрудников предприятия, отсутствие квалифицированных кадровых специалистов, отсутствие или недостаточное использование современных технологий для управления персоналом,
-5-
низкая эффективность деятельности предприятия, отсутствие программ подбора и отбора персонала, несформированный социально-психологический климат в коллективе, тсутствие психологической поддержки персонала.
Для подтверждения гипотезы используются такие методы как теоретический анализ литературы и письменный опрос(анкета).
Теоретической основой курсового исследования являются труды отечественных и зарубежных психологов: В.А. Антропова, В.Р. Веснина, В.П. Галенко, О.А. Платонова, С.В. Шекшня, Г. Десслера, М.Х. Мэскона, М. Альберт, Ф. Хедоури и других видных ученых и практиков в области менеджмента.
Глава 1. Теоретические основы исследования системы управления персоналом
1.1. Основные подходы к проблеме управления персоналом
Предприятие, будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее, может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов подсистем, естественно взаимосвязанных друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным и зависит от заложенной при декомпозиции концепции. Так, одни авторы в качестве подсистем выделяют техническую, административную (управленческую) и человеческую, или личностно-культурную(30.С.18). Другие в управлении предприятием выделяют две части: управление деятельностью и управление людьми(21.С.20-21). Управление деятельностью складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производимой работы, контроля за выполнением заданий. Управление людьми включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя как менеджера.
Можно встретить в литературе и другие варианты структурирования производственно-хозяйственной системы. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что практически всегда выделяется кадровая составляющая как составная часть системы управления, что не является случайным. Важнейшей областью деятельности любого предприятия была и остается трудообеспеченность: привлечение рабочей силы, необходимая ее подготовка, создание условий для рационального использования.
Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников – персонал, получил название управления персоналом. В научной литературе и практике широко используются и
другие понятия: управление трудовыми ресурсами, управление трудом,
управление кадрами, управление человеческими ресурсами, управление человеческим фактором, кадровая политика, кадровая работа и др., так или иначе относящиеся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением на производстве.
В литературе можно встретить примеры различного толкования понятия "управление персоналом". Одни авторы в определении оперируют целью и методами, с помощью которых можно этой цели достигнуть, т.е. акцентируют внимание на организационной стороне управления. Другие в определении делают упор на содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления. Типичным примером первого подхода может служить определение, данное В.П. Галенко: "Управление персоналом – это комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий"(6.С.12).
Другой подход отражен в определении управления персоналом, принятом в немецкой школе менеджмента: "Управление персоналом (менеджмент персонала, экономика персонала) – область деятельности, важнейшими элементами которой являются определение потребности в персонале, привлечение персонала (вербовка и отбор персонала), задействование в работе, высвобождение, развитие, контроль персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждений и социальных услуг, политика участия в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками"(17.С.127).