Введение
- Социальные и этические истоки и основные положения философии
образования и педагогики К. Д. Ушинского
- Основные положения педагогической антропологии К. Д. Ушинского
- Генезис «Педагогической антропологии»
Заключение
Литература
Курсовая работа|Педагогика
Авторство: bugalter
Год: 2011 | Страниц: 23
Введение
образования и педагогики К. Д. Ушинского
Заключение
Литература
История педагогического знания, его современное состояние и перспектива эволюции убедительно свидетельствуют о том, что одним из источников формирования и утверждения гуманистической парадигмы в педагогике являются традиции и подходы педагогической антропологии.
Как продукт интеграции всех человековедческих наук в приложении к делу воспитания и обучения педагогическая антропология в настоящее время является одним из важнейших оснований образовательной политики, теоретической и практической реализации стратегических ориентиров, основанных на ценностях и подходах гуманистической педагогики.
Возникшая в переломную для России эпоху преобразований 60-х гг. XIX в. педагогическая антропология, по замыслу ее создателя К.Д. Ушинского, должна была вывести на новый уровень российскую педагогику, дать ей человековедческий фундамент и сделать тем самым подлинной наукой о воспитании свободной личности. Однако влияние идеи К.Д. Ушинского на отечественную педагогику сказалось не сразу, и не было всеобъемлющим. Поставленная К.Д. Ушинским задача создания целостной науки о человеке как субъекте и предмете воспитания оказалась непосильной и его современникам, и отечественным педагогам XX в. Только с конца 80-х гг. прошлого столетия педагогика в России в полном объеме обратилась к своему человековедческому основанию, что определило бурное развитие педагогической антропологии. Именно в связи с этим сегодня рассмотрение первоначальных основ педагогической антропологии, созданные К.Д. Ушинским, является особенно важным.
Сегодня основы педагогической антропологии, разработанные К.Д. Ушинским, разрабатываются в работах Б.М. Бим-Бада, А.Я. Данилюка, Л.М. Лузиной, Т.А. Стефановской, Е.Н. Шиянова и многих других. Однако в основе работ этих и многих других отечественных педагогов лежат представления основателя данного направления педагогической мысли. Что определяет научную значимость изучения взглядов К.Д. Ушинского, определяющих основные положения педагогической антропологии.
Цель работы – изучение концепции педагогической антропологии К.Д. Ушинского.
Задачи работы:
К. Д. Ушинский прожил 47 лет. Педагогической науке и школе была отдана только треть его жизни. Но он пришел в педагогику зрелым мыслителем, принеся с собой запас энциклопедических знаний, готовый к работе арсенал идей и мощный заряд социальных устремлений [2].
Основной, главной задачей его творчества стала реализация в педагогике социальных требований эпохи падения крепостного права и тех требований, которые выдвигались логикой развития самой науки.
60-е годы XIX века, время расцвета творчества Ушинского, по глубине и широте цивилизационных, социальных преобразований, по их характеру и направленности, их сложности и противоречивости во многом сходны с современной эпохой. Это сходство эпох и, соответственно, задач, стоящих перед образованием, делают сегодня творчество Ушинского особенно значимым и актуальным.
В период великих реформ Россия проходила через второй после Петра переломный момент своей истории. Страна делала еще один крупный рывок, пытаясь стать на путь модернизации. На этот раз ломались феодально-крепостнические ее устои. Это сопровождалось глубочайшими сдвигами во всей русской жизни. И главным из этих сдвигов было социальное, экономическое, духовное раскрепощение не только крестьянства, но всего русского общества. Русское общество впервые осознало себя субъектом исторического действия, впервые реально стало таким субъектом. Рост общественного сознания был ведущим процессом в социальной жизни России 1860-х годов, в решающей мере определявшим характер и направленность всех остальных процессов.
Делая акцент не только на материальных, но и на духовных потребностях народа, Ушинский вскрывал саму суть подлинных, глубинных реформ, которой нередко пренебрегали и продолжают пренебрегать многие реформаторы. «Всякое существенное, а не только кажущееся улучшение в быту народа, - замечал он, - всякая существенная реформа должны основываться на внутренней, духовной реформе, на движении вперед, совершающемся в самом духе народа, потому что только из этих духовных реформ вырастают сами собой прочные внешние реформы» [9,c.35]. Этот ключевой закон успешности всяких реформ еще и сегодня выпадает из российского властного сознания.
В эпоху Ушинского коренным вопросом и материального, и духовного бытия народа был вопрос об отмене крепостного права. Ушинский критически относился к крепостному праву, погружающему народ «во мрак невежества и нищеты», низводящему человека «на степень животного». В крепостничестве он видел «главнейшую препону, стоявшую на пути нашей цивилизации». И только с устранением этой препоны 19 февраля 1861 г., «с разрушением крепостных отношений делаются возможными, - по его словам, - многие улучшения в нашей общественной жизни, которые прежде были невозможными» [9, c. 35]. Главное значение отмены крепостного права Ушинский видел не только в радикальном изменении социально-экономического положения крестьянства, но - главное - в пробуждении в нем гражданских чувств, в возрождении народа к исторической жизни, в выведении его «из тесной отжившей сферы исключительно патриархального быта в обширную и свободную сферу гражданского общества, государства и человечества» [8, c. 194-195]. Столь же высоко ценил он, нравственное, духовное значение крестьянской реформы, называя ее «самой важной реформой, благодетельные плоды которой не замедлят обнаружиться в поднятии нравственного уровня» как народа, так и «образованного класса» [10, c.76].
В ряду основных проблем преобразования русской жизни 1860-х годов важное место занимали вопросы просвещения, образования, воспитания.
Ведущими социально-педагогическими задачами эпохи падения крепостного права были: просвещение народа, демократизация системы образования и приведение ее в соответствие с социально-экономическими и культурными потребностями страны. Борьба за разрешение этих задач вылилась в широкое общественно-педагогическое движение, ставшее одной из органических составляющих общей освободительной борьбы. Впервые в истории России социально-педагогические проблемы явились предметом общественного обсуждения.
Будучи идейным лидером общественно-педагогического движения, Ушинский ставил и решал две основополагающие, исходные задачи этого движения. Во-первых, пробуждение социально-педагогического сознания в русском обществе, его включение в сферу образования и формирование общественных требований в этой сфере. И, во-вторых, - пробуждение общественного и профессионального самосознания педагогов, понимания ими своей профессиональной деятельности как гражданского долга и вовлечение их в решение общих социально-педагогических проблем эпохи. Очевидно, что все конкретные начинания и действия общественно-педагогического движения, так же как и вся его результативность, в конечном итоге зависели от решения этих двух задач.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!