Курсовая работа|Педагогика

Педагогическая антропология К.Д. Ушинского

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 23

Введение                                                                                                                          

  1. Социальные и этические истоки и основные положения философии

образования и педагогики К. Д. Ушинского                                                                           

  1. Основные положения педагогической антропологии К. Д. Ушинского 
  2. Генезис «Педагогической антропологии» 

Заключение                                                                                                                    

Литература                                                                                                                     

История педагогического знания, его современное состояние и перспектива эволюции убедительно свидетельствуют о том, что одним из источников формирования и утверждения гуманистической парадигмы в педагогике являются традиции и подходы педагогической антропологии.

Как продукт интеграции всех человековедческих наук в приложении к делу воспитания и обучения педагогическая антропология в настоящее время является одним из важнейших оснований образовательной политики, теоретической и практической реализации стратегических ориентиров, основанных на ценностях и подходах гуманистической педагогики.

Возникшая в переломную для России эпоху преобразований 60-х гг. XIX в. педагогическая антропология, по замыслу ее создателя К.Д. Ушинского, должна была вывести на новый уровень российскую педагогику, дать ей человековедческий фундамент и сделать тем самым подлинной наукой о воспитании свободной личности. Однако влияние идеи К.Д. Ушинского на отечественную педагогику сказалось не сразу, и не было всеобъемлющим. Поставленная К.Д. Ушинским задача создания целостной науки о человеке как субъекте и предмете воспитания оказалась непосильной и его современникам, и отечественным педагогам XX в. Только с конца 80-х гг. прошлого столетия педагогика в России в полном объеме обратилась к своему человековедческому основанию, что определило бурное развитие педагогической антропологии. Именно в связи с этим сегодня рассмотрение первоначальных основ педагогической антропологии, созданные К.Д. Ушинским, является особенно важным.

Сегодня основы педагогической антропологии, разработанные К.Д. Ушинским, разрабатываются в работах Б.М. Бим-Бада, А.Я. Данилюка, Л.М. Лузиной, Т.А. Стефановской, Е.Н. Шиянова и многих других. Однако в основе работ этих и многих других отечественных педагогов лежат представления основателя данного направления педагогической мысли. Что определяет научную значимость изучения взглядов К.Д. Ушинского, определяющих основные положения педагогической антропологии.

Цель работы – изучение  концепции педагогической антропологии К.Д. Ушинского.

Задачи работы:

  1. Дать общую характеристику основным положениям философии образования и педагогики К. Д. Ушинского.
  2. Рассмотреть основные положения концепции педагогической антропологии К.Д. Ушинского.
  3. Проанализировать генезис педагогической антропологии К.Д. Ушинского.

 

  1. Социальные и этические истоки и основные положения философии образования и педагогики К. Д. Ушинского

К. Д. Ушинский прожил 47 лет. Педагогической науке и школе была от­дана только треть его жизни. Но он пришел в педагогику зрелым мыслите­лем, принеся с собой запас энциклопедических знаний, готовый к работе арсенал идей и мощный заряд социальных устремлений [2].

Основной, главной задачей его творчества стала реализация в педа­гогике социальных требований эпохи падения крепостного права и тех тре­бований, которые выдвигались логикой развития самой науки.

60-е годы XIX века, время расцвета творчества Ушинского, по глубине и широте цивилизационных, социальных преобразований, по их характеру и направленности, их сложности и противоречивости во многом сходны с современной эпохой. Это сходство эпох и, соответственно, задач, стоящих перед образованием, делают сегодня творчество Ушинского особенно зна­чимым и актуальным.

В период великих реформ Россия проходила через второй после Петра переломный момент своей истории. Страна делала еще один крупный ры­вок, пытаясь стать на путь модернизации. На этот раз ломались фео­дально-крепостнические ее устои. Это сопровождалось глубочайшими сдвигами во всей русской жизни. И главным из этих сдвигов было социальное, экономическое, духовное раскрепощение не только крестьянства, но всего русского общества. Русское общество впервые осознало себя субъек­том исторического действия, впервые реально стало таким субъектом. Рост общественного сознания был ведущим процессом в социальной жизни Рос­сии 1860-х годов, в решающей мере определявшим характер и направлен­ность всех остальных процессов.

Делая акцент не только на материальных, но и на духовных потребно­стях народа, Ушинский вскрывал саму суть подлинных, глубинных реформ, которой нередко пренебрегали и продолжают пренебрегать многие рефор­маторы. «Всякое существенное, а не только кажущееся улучшение в быту на­рода, - замечал он, - всякая существенная реформа должны основываться на внутренней, духовной реформе, на движении вперед, совершающемся в самом духе народа, потому что только из этих духовных реформ вырастают сами собой прочные внешние реформы» [9,c.35]. Этот ключевой закон успешности всяких реформ еще и сегодня выпадает из российского властного сознания.

В эпоху Ушинского коренным вопросом и материального, и духовного бытия народа был вопрос об отмене крепостного права. Ушинский критически относился к  крепостному праву, погружающему народ «во мрак невежества и ни­щеты», низводящему человека «на степень животного». В крепостничестве он видел «главнейшую препону, стоявшую на пути нашей цивилизации». И только с устранением этой препоны 19 февраля 1861 г., «с разрушением крепостных отношений делаются возможными, - по его словам, - многие улучшения в нашей общественной жизни, которые прежде были невозмож­ными» [9, c. 35]. Главное значение отмены крепостного права Ушинский видел не только в радикальном изменении социально-экономического положения крестьянства, но - главное - в пробуждении в нем гражданских чувств, в возрождении народа к исторической жизни, в выведении его «из тесной отжившей сферы исключительно патриархально­го быта в обширную и свободную сферу гражданского общества, государст­ва и человечества» [8, c. 194-195]. Столь же высоко ценил он, нравственное, ду­ховное значение крестьянской реформы, называя ее «самой важной реформой, благодетельные плоды которой не замедлят обнаружиться в поднятии нрав­ственного уровня» как народа, так и «образованного класса» [10, c.76].

В ряду основных проблем преобразования русской жизни 1860-х годов важное место занимали вопросы просвещения, образования, воспитания.

Ведущими социально-педагогическими задачами эпохи падения кре­постного права были: просвещение народа, демократизация системы об­разования и приведение ее в соответствие с социально-экономическими и культурными потребностями страны. Борьба за разрешение этих задач вылилась в широкое общественно-педагогическое движение, ставшее одной из органических составляющих общей освободительной борьбы. Впервые в истории России социально-педагогические проблемы явились предметом общественного обсуждения.

Будучи идейным лидером общественно-педагогического движения, Ушинский ставил и решал две основополагающие, исходные задачи этого движения. Во-первых, пробуждение социально-педагогического сознания в русском обществе, его включение в сферу образования и формирование общественных требований в этой сфере. И, во-вторых, - пробуждение общественного и профессионального самосознания педагогов, понимания ими своей профессиональной деятельности как гражданского долга и вовлечение их в решение общих социально-педагогических проблем эпохи. Очевидно, что все конкретные начинания и действия общественно-педагогического движения, так же как и вся его результативность, в конечном итоге зависели от решения этих двух задач.

  1. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. — М., 1998.
  2. Днепров Э. Д. Феномен Ушинского. – М., 2007.
  3. Ильяшенко Е. Г. История педагогической антропологии в России. – СПб., 2008.  
  4. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. — М., 2004.
  5. Максакова В. И. Лекции 1-5 // Максакова В. И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — с. 1 – 74.
  6. Педагогическая антропология: Человек как предмет вос­питания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 23-56.
  7. Педагогическая антропология в России: история и современность: Монография. М.: Изд-во УРАО, 2003. — 132 с.
  8. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. - М. : Изд-во УРАО, 2002. 
  9. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 496 с.
  10. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 3. - М. : Изд-во УРАО, 2002.  
  11. Ушинский К.Д. Собрание соч.-М.: Педагогика, 2000. 
  12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – СПб., 2001.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2014 год 23 стр.
Курсовая Педагогическая антропология К.Д. Ушинского
diplomstud
Курсовая работа Педагогика
2014 год 25 стр.
Курсовая Военно-педагогическая деятельность Милютина Д.А.
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2018 год 29 стр.
Курсовая Педагогика К.Д. Ушинского
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское