ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Математические представления детей дошкольного возраста как психологическое и педагогическое понятие
1.2. Краткий экскурс в историю системы дошкольного математического образования в России
1.3. Современное состояние проблемы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Ключевые педагогические подходы к формированию математических представлений дошкольников, заявленные в ФГОС ДО
2.2. Особенности содержания и планируемых результатов формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
2.3. Организация процесса формирования математических представлений детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».
Математическое развитие рассматривается как составная часть целостного развития ребенка-дошкольника. В психолого-педагогических исследованиях наиболее значимыми компонентами целостного развития выступают личностная, умственная, речевая, эмоциональная составляющие. Экспериментально установлено, что в умственном развитии детей дошкольного возраста немаловажное место занимает математическое развитие, которое не может рассматриваться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Цель данной работы – изучить формирование математических представлений у детей дошкольного возраста как педагогическую проблему.
Объект исследования – формирование математических представлений у дошкольников.
Предмет исследования – средства и методы формирования математических представлений у дошкольников.
Задачи:
1. Рассмотреть математические представления детей дошкольного возраста как психологическое и педагогическое понятие.
2. Провести краткий экскурс в историю системы дошкольного математического образования в России.
3. Изучить современное состояние проблемы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать методику формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме, сравнение, обобщение, синтез.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Математические представления детей дошкольного возраста как психологическое и педагогическое понятие
В различных исследованиях, так или иначе затрагивающих вопросы математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, особо выделена социально-психологическая роль пространственно-временных, количественных и величинных представлений и понятий, формируемых в процессе математического развития. Они могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности (предметно-практической, трудовой, игровой и элементарной учебной), к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».
В дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное накопление и качественное преобразование представлений об окружающем мире, о взаимосвязях вещей и явлений, об отношениях между людьми в процессе использования значимых для ребенка видов деятельности.
К окончанию детского сада дети должны уметь:
– считать до десяти в возрастающем и убывающем порядке, уметь узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;
– предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, уметь составлять числа первого десятка;
– узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
– доли, уметь разделить предмет на 2-4 равные части;
– основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
– сравнивание предметов: больше – меньше, шире – уже, выше – ниже;
– знать дни недели, последовательность частей суток.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
«Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [8, с. 7]. Таким образом, математическое развитие дошкольников – это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mon-ru.
2. Власенко Н.В., Шаталова Е.В. Математическое развитие дошкольников на основе интегрированного подхода // Успехи современного естествознания. 2013. – № 10. – С. 125.
3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
4. Давыдов В. В. Школьное обучение и психическое развитие: Опыт теорет. и эксперимент. психол. исслед. – М.: Прогресс, 1988. – 277 с.
5. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 127 с.
6. Иванова Т.И., Шаталова Е.В. Активизация мотивационных состояний дошкольников в процессе формирования математических представлений // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 175-180.
7. Колягин Ю. М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. – М.: Просвещение, 2001. – 317 с.
8. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 32 с.
9. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2011. – 452 с.
10. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974. – 368 с.
11. Математика: Занятия с детьми подготовительной группы / сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: Корифей, 2010. – 112 с.
12. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1984.
13. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике // в кн.: Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – С. 3-14, 72-80
14. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 384 с.
15. Непомнящая Н. И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). – М.: Педагогика, 1983. – 112 с.
16. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1996. – 77 с.
17. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении: межвуз. сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ин-т; отв. ред. Р.Л. Березина. – Пермь: ПГПИ, 1987. – 138 с.
18. Полякова Т. С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете: дис. … д-ра пед. наук. – Ростов н/Д, 1998. – 457 с.
19. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: сб. ст. / под ред. Л. А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128 с.
20. Солдаева М.В. Реализация целостного подхода к обучению математике как условие достижения понимания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 161. – С. 202-205.
21. Стожарова М.Ю., Ремнева Н.А. Нетрадиционные методы обучения дошкольников элементам математики // Научное мнение. – 2013. – № 6. – С. 153-157.
22. Столяр А. А. Педагогика математики: курс лекций. – Минск: Вышэйш. шк., 1986. – 413 с.
23. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 2008. – С.7.
24. Чеботаревская Т. М. Обучающие игры в курсе математики начальных классов: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Минск, 1988. – 21 с.
25. Чигринюк Т.О. Использование поисково-исследовательской деятельности в формировании математических представлений дошкольников / Научный взгляд. – 2014. – Т. 2. – № 1-2. – С. 128-132.
26. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
27. Эрдниев П. М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. – М.: Педагогика, 1988. – 204 с.
28. Эрдниев П. М. Укрепление дидактических единиц в обучении математике. – М.: Педагогика, 1986. – 254 с.