Реферат|Педагогика

Современные педагогические системы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 22

Введение

Глава I. Сущность понятия «развивающее обучение» и педагогика Л.В. Занкова.

Глава II. Алгоритмические и эвристические приемы «развивающей» системы З.И. Калмыковой

Заключение

Список литературы

В последнее время мировое сообщество предъявляет новые требования к образовательным системам. Застойные явления в экономике приводит к сокращению расходов на образование. Компьютерная революция в школах не привела к ускорению процесса познания, а лишь увеличила доступность знания. Были переосмыслены роль, функции, задачи обучения. Важнейшей составляющей педагогического процесса стало взаимодействие между учителем и учеником. Можно сказать, что перед российской педагогикой стоят те же проблемы, что и перед педагогикой других  стран.

Конечно, Россия должна интегрироваться в мировую образовательную систему, но при этом делать это необходимо  обдуманно, не отказываясь от лучших национальных традиций в погоне за предлагаемыми общеевропейскими стандартами.

Наша система образования, как бы мне это ни нравилось, далека от совершенства. В новой системе образования будут добиваться новых поставленных целей, которые зафиксированы в проекте доктрины образования в Российской Федерации.

Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение, развитие национальной культуры;

  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства; уважение прав и свобод личности, высокой нравственности; проявление национальной и религиозной терпимости; уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

  • формирование культуры и мира, формирование межличностных отношений;
  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации;
  • организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематически обновляемых всех аспектов образования, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
  • непрерывное образование в течение всей жизни человека.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в Российской Федерации строится на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и религиозных культур;
  • общедоступность образования;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос  о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:

  • демократизацию системы обучения и воспитания;
  • гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
  • компьютеризацию процесса образования;
  • интернационализацию процесса образования.

В ходе их реализации предполагается:

  • видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе получения  и освоения информации;
  • по иному подойти к выработке критериев эффективности результатов образования – ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему выживаемости в XXI веке.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается новое содержание и новые подходы к образованию. Содержание образования дополняется современными процессуальными умениями, направленными на развитие способностей оперирования информацией. Традиционные способы ретрансляции знаний  - устная и письменная речь – уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облака человека XXI века.

Россия имеет богатые инновационные традиции. За последние десятилетия  лучшие учителя-практики создали богатейший арсенал современных педагогических систем, направленных на образование и воспитание учащихся в соответствии с современными требованиями. Среди известных российских педагогов-новаторов Волков И.П., супруги Головины, Львов Е.С., Давыдов В.В., Ильин Е.Н., Караковский В.А., Щетинин м.с., Калмыкова З.И., Занков Л.В. и многие другие. Передовой опыт российской педагогики нашел широкое применение в практике работы учителей школ. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Наиболее уязвимым элементом системы развивающего обучения является педагогическая деятельность учителя. Именно отступления от заложенного в проекте типа педагогической деятельности, особенно на организационно-коммуникативном уровне, для многих учителей оказываются источником весьма серьезных трудностей при реализации системы развивающего обучения, а в ряде случаев приводят к настолько серьезной ее деформации, при которой она фактически разрушается.

Цель работы – рассмотреть современные педагогические системы.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  рассмотреть содержание определения «развивающее обучение и воспитание»;

- проанализировать основные принципы, содержание, приемы воспитательной системы Л.В. Занкова, З.И. Калмыковой;

- сопоставить эти педагогические системы.

Объект рассмотрения  -  современные педагогические системы.

Предмет исследования – педагогические системы Занкова и Калмыковой.

Не только массовость и общедоступность характеризуют современную систему образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых свойств: если в доиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главным образом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт образования становит­ся важнейшим фактором культурного и социального изменения.

Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной революции по той причине, что система образования становится ключевым фактором общественного прогресса. Во всех промышленно развитых странах мира период 60-80-х годов ознаме­новался крупными реформами в системе образования, задача которых заключалась в повышении ее эффективности, упрочении материально-технической базы на основе новых информационных технологий и гуманизации образовательного процесса.

Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются следующие моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым повышением квалификации и переподготовки кадров).

Также громадное воздействие образование оказывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным фактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное человеком образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии, который зависит от полученного образования.

Подобно другим социальным институтам институт образования приз­ван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимо­связанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе.

1.Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. – 1997. - № 5. – С. 26-31

2.Валицкая А.П. современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. – 1997. - № 2. – С. 3-8

3.Грачев В. Как изменилась наша школа за последние четыре года // «1 сентября». – 1997. - № 64. – С. 2

4.Гончаров И. Новая школа России. Какой ей быть? // Воспитание школьника. – 1997. – Март-апрель. – С. 7-10

5.Григорян Н.В. что такое «развивающее обучение»? // Начальная школа. – 1999. - № 1. – С. 54-57

6.Горностаев П., Мичеева Л.Г. Система Занкова в практике обучения // Начальная школа. – 2002. - № 1. – С. 83

Горностаев П. Проблемы воспитания в педагогической системе Л.В. Занкова // Начальное обучение. – 1997. - № 1. – С. 54.

7.Гуружанов В.А. Реальность и мифы современной практики развивающего обучения // Начальная школа. – 1999. - № 17. – С. 96-102

8.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Новая школа, 1996.- С. 37.

9.Заславская О. Понимающая педагогика // Учительская газета. – 2000. – 15 февраля. - № 6. – С. 16

10.Калмыкова З.И. Проблемы развивающего обучения. – М.: Прогресс, 1990

11.Компас для учителей. Традиционные школы и новаторские // «1 сентября». – 1997. – 2 августа

12.Кумарин В. Школу спасет педагогика, но природосообразная // Народное образование. – 1997. - № 5. – С. 10-20

13.Кудрявцев В.Г. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. – 1998. - №5. – С.50-68

14.Лазарев В.С. Воинствующий эмпиризм  против развивающего обучения // Педагогика. – 1998. - №3. – С. 106-113

15.Латышко Н.А. О результатах работы по системе развивающего обучения Занкова // Начальная школа. – 1999. - № 4. – С. 48 – 52

16.Латышко Н.А. По системе Занкова // Начальная школа. – 1995. - № 10. – С. 47-49

17.Лысенкова С.Н. Без зубрежки. О методике опережающего обучения в школе // В мире книг. – 1988. - № 8. – С. 10 – 11

18.Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки. – М.: Мирос, 2001

19.Нечаев Н.В. Занков о методической системе начального обучения // Начальная школа. – 1995. - № 11. – С. 47-53

20.Панфилов А. Педагогика Т. Бабушкиной // Приложение «1 сентября»1998. - № 96. – 3 октября

21.Парубченко Л.Б. Учебник «без царя в голове». Почему «развивающее обучение» не развивает и не обучает // Независимая газета. – 2000. – 15 сентября. – С. 12

22.Попова Т.С. Образование как процесс накопления человеческого и культурного потенциала // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 2. – С. 234-241

23.Проблемы и перспективы развития системы Эльконина-Давыдова // Вопросы психологии. - № 1. – С. 141-146

24.Проблемы воспитания в педагогической системе Л.В. Занкова // Воспитание школьников. – 2002. - № 3. – С. 54-58

25.Развивающее обучение: школа Эльконина-Давыдова // Семья и школа. – 1998. - № 2

26.Ракитова С.Л. С таким учителем всегда интересно // Начальная школа. – 1993. - № 5. – С. 6-9

  1. Реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе (5 – 9 классы): Сборник материалов. – М.: Новая школа, 1996. – С.4.

28.Репкина Н.В. система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. – 1997. - № 3.  С. 40

29.Русаков А. Клубок в разрезе. Школа Шулешко (Пути новой педагогики) // «1сентября». – 1997. - № 92. - № 95

30.Саранцев Г.И. Теория, методика и технологи обучения // Педагогика. – 1999. - № 1. – С. 19-24

31.Селевко Г.К. современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1996

32.Фридман Л.М. Есть ли альтернатива развивающему обучению? // Начальная школа. – 1999. - № 5. – С. 91-95

33.Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина-Давыдова // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 85-93

34.Шикова Р.Н. Особенности работы над задачами  по системе развивающего обучения Л. В. Занкова // Начальная школа. – 1999. - № 4. – С. 77-85

35.Эльконин Б. Школа развития // Семья  школа. – 2001. - № 7-8. – С. 16-18.

36.Ямбург Е. Гармонизация педагогических парадигм – стратегия развития образования // Учительская газета. – 2004. – 18 мая. – С. 19

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Педагогика
2017 год 8 стр.
Реферат Развивающие педагогические технологии
Svetlana
Реферат Педагогика
2017 год 9 стр.
Реферат Развивающие педагогические технологии
Alcofribas
Реферат Педагогика
2012 год 14 стр.
Становление системы ранней помощи в России
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское