Петербург… Город Петра… Священный город для многих поколений коренных петербуржцев… Да наверное, не только петербуржцев, но и всех тех русских людей, кому дорога сама Россия, ее история и культура.
На протяжении трех столетий поэты и писатели посвящали своему любимому городу пламенные строки, художники и музыканты воспевали Петербург в своих бессмертных творениях. Но у каждого из них – свой город. Неповторимый, неподражаемый, многоликий... Поэтому недаром со временем в русской литературе появились такие понятия как «Петербург Пушкина», «Петербург Гоголя», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока», «Петербург Андрея Белого».
Петербургом пропитана литература: он так завораживающе красив, так значителен, что просто не мог не войти в творчество художника, писателя, поэта. Петербург не только одухотворен, он одушевлен. Это – живое существо. Города – как люди. Существует же понятие «лицо города». У Петербурга оно очень разное, часто меняющееся. То близкое, знакомое, то чужое и непривычное. Петербург капризен. Мгновенно меняет настроение – часто это зависит от света, солнца: безоблачный, светлый, легкий или мрачный, угрюмый, отчужденный. Как и все живое, Петербург подвержен действию времени – появляются следы старения и разрушения, утомления и усталости.
К Петербургу так и относятся — как к живому существу. Кто-то любит его и считает прекрасным, для кого-то он чужой и бездушный... Для Достоевского Петербург, по его словам «самый умышленный и отвлеченный город в мире» [4, V, 101]. Устами своих героев Достоевский передает и свое отношение к нему: «...сугубое несчастье обитать в Петербурге» [4, V, 101]. «...это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...» [4, VI, 357]. И все-таки Достоевский очень любил Петербург. Это город его молодости, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат. Он необходим ему для творчества: часто Петербург становится источником его вдохновения. Уезжая из него, Достоевский всегда стремится обратно, возвращаясь, тяготится им. В Петербурге ему тошно, скучно, тяжело. В Петербурге у Достоевского никогда не было своего дома, постоянного угла – он все время менял квартиры, может быть, надеясь вместе с квартирой изменить что-нибудь еще. Так же, как и Достоевский, часто меняют свои квартиры и многие его герои. И так же, как он сам, они чувствуют себя в этом городе неприкаянными. Но им нравится это ощущение дискомфорта и одиночества, они даже стремятся к нему (очень «петербургское» желание, «чтоб тошнее было»). Достоевский считал, что в таком состоянии человек больше способен понять, глубже мыслить
Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи, которые были поставлены в ходе данного исследования, следующие:
- рассмотреть образ Петербурга у предшественников Ф.М. Достоевского – А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя;
- дать анализ пространства и времени романа «Преступление и наказание»;
- дать характеристику Петербургу как городу «дна»;
- совершить заочную экскурсию по местам героя романа «Преступление и наказание».
I.ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
1.1. Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы, таких, как Радищев, но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве вначале А.С. Пушкина, а потом и Н.В. Гоголя.
Петербург в произведениях Пушкина – это прежде всего торжественный, парадный город, олицетворение государства, его силы и могущества.
«Медный всадник» (1833) – последняя поэма А.С. Пушкина. Поэт обращается к событиям 1824 года, когда Петербург пережил сильнейшее наводнение.
Во вступлении к поэме А.С. Пушкин искренне объясняется в любви к своему родному: «Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид, // Невы державное теченье, // Береговой ее гранит… [7, IV, 379]. Восхищение городом, перед которым «померкла старая Москва», звучит в каждой строчке вступления поэмы.
«Вступление» к «Медному всаднику» написано в торжественном стиле, классическом стиле. По своему стилю оно резко отличается от стиля всех других частей поэмы, поэтому часто воспринимается как самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего, своим торжественно-ликующим тоном. «Вступление» часто называют гимном великому городу.
Следует отметить, что образ Петербурга у других русских писателей, например, у Гоголя и даже у Достоевского близок к тому Петербургу, который встает перед нами со страниц «Вступления» Пушкина. Однако, сами эти писатели осознавали созданные ими образы Петербурга как полемические по отношению к пушкинскому. «Люблю тебя, Петра творенье…» – повторял часто Достоевский пушкинский стих. И тут же отвечал: «Виноват, не люблю его».
Итак, Петербург в поэме «Медный всадник» – не просто место действия, фон, на котором разворачиваются события, он – один из героев поэмы. Пушкин начинает повествование развернутым лирическим отступлением – признанием в любви к Петербургу. Кажется, что его «строгий, стройный вид», державная мощь непоколебимы, несокрушимы. Город словно унаследовал черты своего основателя. Медный Петр, застывший на берегу Невы с воздетой в повелевающем жесте рукой, по-прежнему незримо правит в своей столице.
Но даже могучая воля Петра не может укротить более древнюю, неподвластную земным владыкам мощь стихии. Нева, внезапно прекратившая «державное теченье», становится враждебной и разрушительной силой. Описание наводнения лишено романтического ореола, каким поэт наделял стихию в своей ранней лирике. Разгул ее сравнивается с поведением дикого зверя, разбойничьим нападением на мирные поселения: «...И вдруг, как зверь остервенясь, // На город кинулась. Пред нею // Все побежало, все вокруг // Вдруг опустело...» [7, IV, 384].
В эпицентре этих страшных событий, по излюбленной Пушкиным схеме, оказывается простой человек. Петербург, Нева, Петр – символы величия, силы, могущества, и этим образам в поэме противопоставлен Евгений – ничем не примечательный житель огромного города, мельчайшая частичка общества. Евгений – простой человек и, если бы не произошла трагедия, остался бы безвестным и никому не интересным обывателем. В одну ночь Евгений лишается любви, надежд, покоя. Его судьба целиком и полностью связана с судьбой родного города. Частный случай с простым жителем Петербурга оказался связан с общей трагедией столицы.
Катастрофа, постигшая столицу Российской империи, выбросила Евгения не только из заранее уготованной ему жизни, ставшей уже для него привычной нормой, но и из его «бедного жилища». С этого момента действие поэмы перенесено из интерьера чиновничьей каморки на улицы и площади большого города.