Введение.
Глава 1. Роль снов в произведениях Гончарова.
Глава 2. Роль снов в произведениях Достоевского.
Глава 3. Роль снов у Булгакова.
Глава 4. Роль снов в произведениях Платонова.
Заключение.
Список использованной литературы:
Курсовая работа|Литература
Авторство: bugalter
Год: 2011 | Страниц: 46
Введение.
Глава 1. Роль снов в произведениях Гончарова.
Глава 2. Роль снов в произведениях Достоевского.
Глава 3. Роль снов у Булгакова.
Глава 4. Роль снов в произведениях Платонова.
Заключение.
Список использованной литературы:
Тема сна, сопоставление сна и реальности широко использовалась в классической русской литературе XIX века, послереволюционный этап в становлении советской литературы привнес новые оттенки в использовании снов в художественных произведениях, ибо здесь выступает на первый план семантика сна, как мира иной системы координат, мира алогичного, абсурдного во многом, и проводится совершенно очевидная параллель с вполне реальной советской действительностью.
Итальянский критик Дж. Грамина, раскрывая разницу между рассказом и сном, пишет, что сон вступает в рассказ как «освобождение от границ чистой и простой рациональности, — освобождение, которое мы можем сравнить с приемом сказки, подчиняющим данную систему действительности системе другого типа»[1].
Важным для раскрытия психологии героев является их отношение к другим людям, способность отречься от себя, разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным ценностям: любви, природе, искусству, семье.
В данной работе предпринимается попытка выяснения особенностей использования описания снов для раскрытии идейно художественного строя произведения в русской прозе XIX-XX века. В ходе исследования автор опирался на теоретические и практические положения и выводы, сформулированные в работах таких исследователей как Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина[2], Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова[3], Кантор В. Долгий навык ко сну: Размышления о романе И.А. Гончарова "Обломов"[4]. где рассматриваются художественные и стилевые особенности произведений русских писателей XIX-XX века.
Ощутимую помощь при рассмотрении и сопоставления использования описаний сновидений в произведений русских писателей XIX-XX века оказали статьи таких учёных, как Любимов Б. Эпос Достоевского и проблемы его сценичности[5], Лощиц Ю. Гончаров[6].
Структура работы определена в соответствии с поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы.
Центральное звено романной «трилогии» Гончарова — «Обломов» — увидел свет в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки» за январь — апрель 1859 года. Новое, давно ожидаемое в публике произведение автора «Обыкновенной истории» (1847) и «Фрегата „Паллада"» (1858) было практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. Вместе с тем в понимании основного пафоса романа и смысла созданных в нем образов современники сразу же разошлись едва ли не полярно.
Называя роман «Обломов» «капитальнейшей вещью, какой давно, давно не было», Л. Н. Толстой писал А. В. Дружинину: «Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет — это, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике»[7].
Иным было мнение автора статьи «Что такое обломовщина?» («Современник», 1859, № 5) критика-революционера Н. А. Добролюбова. В новом произведении Гончарова, считал он, выведен «современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью», а сам роман есть «знамение» настоящего общественно-политического состояния России[8].
Главным в романе стал вопрос о том, что сгубило его героя, наделенного от природы «пылкой головой, гуманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов» и «всеобщих человеческих скорбей»[9] душою. Почему ни дружба, ни сама любовь, на время преобразившая было Илью Ильича, не смогли победить его жизненную апатию, приведшую Обломова в конце концов на Выборгскую сторону Петербурга — эту столичную Обломовку, где он окончательно погружается в духовный, а в итоге и вечный сон? И что сыграло в этом исходе решающую роль: воспитание и социальное положение Обломова или какие-то враждебные одухотворенной личности закономерности современной действительности?
Казалось бы, объяснение и характера и дальнейшего поведения Ильи Ильича заключено в воспитании и дворянско-помещичьих понятиях героя, с которыми читателя знакомит первая часть произведения. Следуя сразу же за вопросом Обломова «Однако... любопытно бы знать... отчего я... такой?», картина его детства как будто дает ясный и исчерпывающий ответ на него. «Увертюрой всего романа» назвал «Сон Обломова» в своей статье «Лучше поздно, чем никогда» и сам Гончаров[10]. Однако у романиста есть и прямо противоположные оценки начального звена произведения. «Если кто будет интересоваться моим новым сочинением,— пишет он в 1858 году брату в Симбирск,— то посоветуй не читать первой части: она написана в 1849 году и очень вяла, слаба и не отвечает остальным двум написанным в 1857 и 1858, то есть нынешнем году». «Не читайте первой части «Обломова»,— рекомендует Гончаров и Л. Толстому,— а если удосужитесь, то почитайте вторую и третью»[11]. Негодование писателя вызвал французский перевод «Обломова», в котором роман произвольно «заменен» одной его первое частью. «Дело в том,— пояснял Гончаров в «Необыкновенной истории»,— что в этой первой части заключается только введение, пролог к роману... и только, а романа нет! Ни Ольги, ни Штольца, ни дальнейшего развития характера Обломова!»[12].
[1] Цит. по: Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М. 1988. С. 306
[2] Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина?//Добролюбов Н. А. Литературная критика. В. 2 т. Т. 1. Л., 1984
[3] Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М. 1988
[4] Кантор В. Долгий навык ко сну: Размышления о романе И.А. Гончарова "Обломов" // Вопросы литературы. 1989. № 1.
[5] Любимов Б. Эпос Достоевского и проблемы его сценичности // Достоевский и театр. Л. 1983
[6] Лощиц Ю. Гончаров. - М., 1986
[7] Толстой Л. Н. Поля. собр. соч. Юбилейное издание. М., 1928—1955. Т. 60. С. 290.
[8] Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина?//Добролюбов Н. А. Литературная критика. В. 2 т. Т. 1. Л., 1984. С. 344
[9] Гончаров И. А. Собр. соч. В 8 т. М., 1977—1980. Т. 4. С. 69, 67
[10] Гончаров И. А. Собр. соч. В 8 т. М., 1977—1980. Т. 8. С. 111
[11] Гончаров И. А. Собр. соч. В 8 т. М., 1977—1980. Т. 8. С. 256
[12] Гончаров И. А. Собр. соч. В 8 т. М., 1977—1980. Т. 7. С. 407
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!