Введение
Глава 1. Школьный фольклор в системе современной детской субкультуры.
1.1. Детский фольклор как раздел народной словесности
1.2. Школьный фольклор как жанр детской эпической традиции
Глава 2. Методические обоснования использования школьного фольклора в системе литературного чтения в начальной школе
Глава 3. Практическое изучение наиболее распространенных в начальной школе видов школьного фольклора
Заключение
Приложения
Литература
Развитие ребенка, его социализация происходят в рамках взаимодействия нескольких социальных институтов, таких как семья, ученический коллектив, дворовая компания и т.д. В последнее время возрос интерес исследователей к влиянию неформальных групп сверстников, объединяющихся в особое общество, имеющих свою специфическую детскую субкультуру на развитие личности ребенка.
Разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей» определяется в соответствии с социально-психологическими потребностями, которые дети стремятся удовлетворить в общении со сверстниками. Достижения детской субкультуры запечатлеваются в детской традиции и закрепляются в фольклоре, как форме ее выражения [Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей. (в книге «Этнические стереотипы поведения», Л.,1985)].
В настоящее время детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества, включающая в себя классический детский фольклор (это, прежде всего, «поэзия пестования», т.е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.
Именно школьная среда вызвала к жизни тексты, бытовавшие (бытующие) в письменной форме, жанры и виды «фольклорной письменности» (девичьи альбомы, садистские стишки, «страшные истории», «игры в страну мечты» и др.), которые характеризуются наличием вариантов и стереотипов, приемами использования устоявшегося запаса словесных блоков и формул.
Актуальность проблемы изучения современного школьного фольклора в системе литературного чтения в начальных классах обусловлена тем, что именно фольклор является наиболее простым и доступным средством приобщения детей к культуре. Практически с первых дней жизни в воспитании детей используются разнообразные фольклорные традиции, воспитывающие социально одобряемые морально-этические качества, способствующие осознанию национального своеобразия, развивающие культуру речи ребенка. Именно поэтому влияние фольклора на развитие личности нельзя недооценивать.
Целью нашей работы является изучение современного школьного фольклора в системе литературного чтения в начальных классах.
Объектом исследования выступает школьный фольклор как жанр детской эпической традиции.
Предмет исследования: виды школьного фольклора.
Гипотеза: в современной школе наиболее распространенными видами школьного фольклора являются страшные истории, дразнилки, прозвища и анекдоты.
Задачи:
- Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
- Проанализировать особенности детского фольклора как раздела народной словесности.
- Изучить основные виды школьного фольклора и их своеобразие.
- Обосновать методическую необходимость использования школьного фольклора на уроках литературного чтения в начальных классах.
- Выявить наиболее распространенные в школе виды школьного фольклора.
Глава 1. Школьный фольклор в системе современной
детской субкультуры
1.1. Детский фольклор как раздел народной словесности
Наличие детской субкультуры (также как и молодежной) долгое время оспаривалось. Медленно и постепенно формировался современный взгляд на ребенка как на сравнительно самостоятельного и активного социального индивида, являющегося не только объектом воспитательных воздействий, но и субъектом познания и общения, носителем и творцом собственной субкультуры [15].
В работах Л.Виртанен, М.В.Осориной отмечается, что отдельные стороны детской субкультуры имеют огромное функциональное значение в эмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии ребенка.
Приобщаясь к традиционной детской субкультуре, ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным техникам решения трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и людей (Осорина,1985).
Детский фольклор как один из разделов народной словесности имеет свои специфические особенности. Он включает в себя всю совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых [23].
Виноградов Г. С. предлагает классификацию детского фольклора по некоторым характерным признакам составляющих произведений, в соответствии с которой его можно разбить на несколько значительных по объему групп и отделов [4].
- Бытовой фольклор, связанный с разными условиями, обстоятельствами или рядовыми событиями крестьянской детской жизни.
Одну подгруппу бытового фольклора составляют краткие стихотворные двустишия и четверостишия (другие объемы и формы редки):
- шуточные поздравления с обновой («обновка»);
- формулы прощания при ежедневном расставании с товарищем, с подругой («на прощанье», «на дорожку»);
- обращения к товарищу или подруге с просьбой чем-нибудь поделиться, что-нибудь одолжить («попрошайка»);
- песенки с перечислением дней недели;
- песенки, ни с чем не связанные, имеющие «запасное» значение.
Другую подгруппу произведений бытового фольклора составляют приговорки или песенки, исполняемые вне дома - в поле, в лесу, на реке: за околицею при встрече коров, идущих с пастбища, в лесу при разрывании муравьиных куч, по дороге в лес за грибами, за ягодами, на обратном пути из леса, причем одни песенки связываются с желанием заранее узнать исход предприятия, исполнение других имеет целью обеспечить удачу в рыбной ловле, в поиске ягод или грибов. Этот круг произведений сельскохозяйственной детской словесности, прикрепленных к разным моментам несложного участия детей в заботах повседневной жизни взрослых, переплетается с другими циклами - произведениями календарного фольклора и магической поэзии [19].
- Календарный фольклор, представленный преимущественно песнями, приуроченными к каким-либо приметным дням в году (к «календарным датам») и соединенными иногда с какими-нибудь обрядами («посевание», рождественские припевы, колядки и т.д.)