Курсовая работа|Литература

Современный школьный фольклор в системе литературного чтения в начальных классах

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 29

Введение

Глава 1. Школьный фольклор в системе современной детской субкультуры.

1.1. Детский фольклор как раздел народной словесности

1.2. Школьный фольклор как жанр детской эпической традиции

Глава 2. Методические обоснования использования школьного фольклора в системе литературного чтения в начальной школе

Глава 3. Практическое изучение наиболее распространенных в начальной школе видов школьного фольклора

Заключение

Приложения

Литература

Развитие ребенка, его социализация происходят в рамках взаимодействия нескольких социальных институтов, таких как семья, ученический коллектив, дворовая компания и т.д.  В последнее время возрос интерес исследователей к влиянию неформальных групп сверстников, объединяющихся в особое общество, имеющих свою специфическую детскую субкультуру на развитие личности ребенка.

Разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей» определяется в соответствии с социально-психологическими потребностями, которые дети стремятся удовлетворить в общении со сверстниками. Достижения детской субкультуры запечатлеваются в детской традиции и закрепляются в фольклоре, как форме ее выражения [Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей. (в книге «Этнические стереотипы поведения», Л.,1985)].

В настоящее время детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества, включающая в себя классический детский фольклор (это, прежде всего, «поэзия пестования», т.е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.

Именно школьная среда вызвала к жизни тексты, бытовавшие  (бытующие) в письменной форме, жанры и виды  «фольклорной письменности» (девичьи альбомы, садистские стишки, «страшные истории», «игры в страну мечты» и др.), которые характеризуются наличием вариантов и стереотипов, приемами использования устоявшегося запаса словесных блоков и формул.

Актуальность проблемы изучения современного школьного фольклора в системе литературного чтения в начальных классах обусловлена тем, что именно фольклор является наиболее простым и доступным средством приобщения детей к культуре. Практически с первых дней жизни в воспитании детей используются разнообразные фольклорные традиции, воспитывающие социально одобряемые морально-этические качества, способствующие осознанию национального своеобразия, развивающие культуру речи ребенка. Именно поэтому влияние фольклора на развитие личности нельзя недооценивать.

Целью нашей работы является изучение современного школьного фольклора в системе литературного чтения в начальных классах.

Объектом исследования выступает школьный фольклор как жанр детской эпической традиции.

Предмет исследования: виды школьного фольклора.

Гипотеза: в современной школе наиболее распространенными видами школьного фольклора являются страшные истории, дразнилки, прозвища и анекдоты.

Задачи:

  1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
  2. Проанализировать особенности детского фольклора как раздела народной словесности.
  3. Изучить основные виды школьного фольклора и их своеобразие.
  4. Обосновать методическую необходимость использования школьного фольклора на уроках литературного чтения в начальных классах.
  5. Выявить наиболее распространенные в школе виды школьного фольклора.

 

Глава 1. Школьный фольклор в системе современной

детской субкультуры

1.1. Детский фольклор как раздел народной словесности

Наличие детской субкультуры (также как и молодежной) долгое время оспаривалось. Медленно и постепенно формировался современный взгляд на ребенка как на сравнительно самостоятельного и активного социального индивида, являющегося не только объектом воспитательных воздействий, но и субъектом познания и общения, носителем и творцом собственной субкультуры [15].

В работах Л.Виртанен, М.В.Осориной отмечается, что отдельные стороны детской субкультуры имеют огромное функциональное значение в эмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии ребенка.

Приобщаясь к традиционной детской субкультуре, ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным техникам решения трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и людей (Осорина,1985).

Детский фольклор как один из разделов народной словесности имеет свои специфические особенности. Он включает в себя всю совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых [23].

Виноградов Г. С. предлагает классификацию детского фольклора по некоторым характерным признакам составляющих произведений, в соответствии с которой его можно разбить на несколько значительных по объему групп и отделов [4].

  1. Бытовой фольклор, связанный с разными условиями, обстоятельствами или рядовыми событиями крестьянской детской жизни.

      Одну подгруппу бытового фольклора составляют краткие стихотворные двустишия и четверостишия (другие объемы и формы редки):

  • шуточные поздравления с обновой («обновка»);
  • формулы прощания при ежедневном расставании с товарищем, с подругой («на прощанье», «на дорожку»);
  • обращения к товарищу или подруге с просьбой чем-нибудь поделиться, что-нибудь одолжить («попрошайка»);
  • песенки с перечислением дней недели;
  • песенки, ни с чем не связанные, имеющие «запасное» значение.

      Другую подгруппу произведений бытового фольклора составляют приговорки или песенки, исполняемые вне дома - в поле, в лесу, на реке: за околицею при встрече коров, идущих с пастбища, в лесу при разрывании муравьиных куч, по дороге в лес за грибами, за ягодами, на обратном пути из леса, причем одни песенки связываются с желанием заранее узнать исход предприятия, исполнение других имеет целью обеспечить удачу в рыбной ловле, в поиске ягод или грибов. Этот круг произведений сельскохозяйственной детской словесности, прикрепленных к разным моментам несложного участия детей в заботах повседневной жизни взрослых, переплетается с другими циклами - произведениями календарного фольклора и магической поэзии [19].

  1. Календарный фольклор, представленный преимущественно песнями, приуроченными к каким-либо приметным дням в году (к «календарным датам») и соединенными иногда с какими-нибудь обрядами («посевание», рождественские припевы, колядки и т.д.)
  1. Афанасьев А.Н Народ-художник: миф, фольклор. М.,1985.
  2. Бахтин В.С. От былины до считалки: рассказы о фольклоре. Л.,1982.
  3. Борисов С.Б. Страшные рассказы детей: К вопросу о специфике жанра // Дети и народные традиции: Материалы Пятых Виноградовских чтений. Ч.1. С.42-45.
  4. Виноградов Г.С. Детский фольклор. Пособие для студентов и поступающих в вузы, М.,1988.
  5. Игра в страну-мечту как явление детского фольклора / С.М. Лойтер // Школьный быт и фольклор: В 2-х ч./ Сост. А.Ф. Белоусов. - Таллинн, 1992. - Ч. 1. - С. 65-72.
  6. Кудина О.Н. Пособие для дошкольников. М.,1992
  7. Лойтер С.М Фольклор и литература. Петрозаводск.1996.
  8. Лойтер С.М., Неёлов Е.М. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. – Петрозаводск, 1995.
  9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. М., 1987.
  10. Мир детства и традиционная культура: Сб. науч. тр. и материалов / Сост. С.Г. Айвазян. М., 1994.
  11. Неёлов Е.М. Современный школьный фольклор. Петрозаводск,1994.
  12. Неёлов Е.М. Черный юмор «садистских стишков»: детский бунт кромешного мира. – Мир детства и традиционная культура: Сб. науч. трудов и материалов / Сост. И.Е.Герасимова. – М., 1996. – С. 100–104.
  13. Немирович-Данченко К.К. Наблюдения над структурой «садистских стишков» // Школьный быт и фольклор: Учебный материал по русскому фольклору / Сост. А.Ф.Белоусов. – Таллинн, 1992. – С. 124–137.
  14. Новицкая М.Ю. Формы иронической поэзии в современной детской фольклорной традиции // Школьный быт и фольклор: Учебный материал по русскому фольклору / Сост. А.Ф.Белоусов. – Таллинн, 1992.
  15. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований (в журнале «Советская этнография»,1983г).
  16. Пародийная поэзия школьников / Предисловие и публикация М.Л.Лурье // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф.Белоусов. – М., 1998. – С. 430–518.
  17. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб.1994.
  18. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Книга для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. М., 1995.
  19. Сафонов О.Н. Современный детский фольклор. Традиции народной смеховой культуры // Дети и народные традиции: Материалы Пятых Виноградовских чтений. Челябинск, 1991. Ч.1. С.72-74.
  20. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия для студентов / С.М. Лойтер, Е.М. Неелов - Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 1995.
  21. Тихомиров С.В. «Взрослые» лики детской страшилки // Мир детства и традиционная культура: Материалы Третьих Виноградовских чтений. М., 1990. С.63-65;
  22. Тихомиров С.В. «Девочка в поле нашла ананас». Бредни и откровения детского фольклора // Детская литература. 1990. № 9. С.31-36.
  23. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. – Ярославль, 1997.
  24. Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.
  25. Школьный быт и фольклор: Учебный материал по русскому фольклору / Сост. А.Ф.Белоусов. Ч. 1. – Таллинн, 1992. – С. 3–4.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское