ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ»
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 8-9 классов
1.2. Особенность курса «Представление и кодирование информации»
1.3. Место темы «Теория кодирования» в базовом курсе информатики
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ»
2.1. Пояснительная записка
2.2. Тематическое планирование
2.3. Примеры заданий
2.4. Опытно-экспериментальная проверка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Важнейшей частью информатики как науки является теория информации, которая занимается изучением информации как таковой, ее появлением, развитием и уничтожением. К этой науке близко примыкает теория кодирования, в задачу которой входит изучение форм представления информации при ее передаче по различным каналам связи, а также при хранении и обработке [7].
Актуальность исследования: кодирование информации - одна из первых тем, раскрываемых в школьном курсе информатики, развивающая внимание, аккуратность, комбинаторные способности, интуицию, логику.
Тема «Кодирование информации» дает широкие возможности для проведения:
- интегрированных уроков совместно с историей, математикой и литературой;
- нестандартных уроков с элементами тайной переписки;
- уроков в форме сюжетно-ролевой игры;
- элементы проектной деятельности.
Проблема исследования: выявление методических особенностей изучения кодирования информации в базовом курсе информатики.
Целью настоящего исследования выступает выявление особенности изучения представления и кодирования информации в курсе информатики согласно ФГОС ООО и разработать методический материал для поддержки курса.
Объект исследования - методика обучения «Информатике» в курсе 8-9 классов.
Предмет исследования - методические подходы к изучению темы «Представление и кодирование информации» в курсе 8-9 классов.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогические характеристики учащихся 8-9 классов.
- Проанализировать особенности кодирования информации в базовом курсе информатики.
- Определить место темы «Представление и кодирование информации» в базовом курсе информатики.
- Разработать методический материал для проведения курса «Представление и кодирование информации».
- Осуществить опытно-экспериментальную проверку.
Теоретическую базу исследования составляют научная и учебная литература в области проблемы исследования.
В процессе написания работы были использованы следующие методы: теоретический анализ (изучение и систематизация философской, психолого-педагогической, методической и научно-технической литературы по проблеме исследования; анализ школьных образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий, задачников и методических материалов по курсу школьной информатики; изучение и обобщение педагогического опыта), методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения, тестирование), педагогический эксперимент, количественный и качественный его анализ.
Практическая значимость работы состоит в разработке цикла технологических карт, практических работ изучения темы «Кодирование графической информации» в базовом курсе информатики.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ»
-
Психолого-педагогическая характеристика учащихся 8-9 классов
Среди потребностей, которые наиболее актуальны для старших подростков, можно выделить не только самопознание, самооценку, самоопределение, самовоспитание, психологическую и эмоциональную независимость, достижение социального статуса и прочее.
Важно подчеркнуть, что мы говорим о подростках, находящихся на вершине переходного возраста. Их личностное развитие сопровождается рядом противоречий.
Первое из них связано с тем, что подросток в то же время сконцентрирован на своей личности и испытывает острую потребность в общении со сверстниками.
Второе противоречие заключается в том, что старшие подростки стремятся к взрослости, самостоятельности и материальной независимости, однако при этом часто не имеют достаточного жизненного опыта.
Для старших подростков также важно находить свое место в обществе и осознавать свою роль в нем. Подростки могут проявлять активность в различных общественных организациях или клубах, где они могут развивать свои интересы и участвовать в различных проектах. Это поможет им научиться работать в команде, принимать решения и достигать целей.
Также старшим подросткам необходимо уметь планировать свое время и управлять своими делами. Родители и педагоги могут помочь им в этом, научив их эффективным стратегиям управления временем и приоритезации задач.
Наконец, старшим подросткам следует уделять внимание своему физическому и психическому здоровью. Регулярные занятия спортом, правильное питание и достаточный отдых помогут им сохранять энергию и концентрацию в течение дня. Также важно научиться управлять своими эмоциями и стрессом, чтобы не допустить развития психических проблем.
В целом, успешное личностное развитие старших подростков требует усилий со стороны как самих подростков, так и их окружения. Поддержка близких людей, наставничество и обучение навыкам жизненной компетенции могут помочь им стать уверенными и успешными взрослыми.
Рассмотрим основные отличия старшего подросткового возраста.
В период обучения в 9 классе, каждый подросток сталкивается с важным вопросом о своей будущей жизни. Он должен принять решение о том, продолжить обучение в школе, поступить в училище или начать работать. Общество ожидает от него профессионального самоопределения, но это не так просто. Старшему подростку необходимо тщательно проанализировать свои способности и склонности, иметь ясное представление о будущей профессии и способах достижения профессионального мастерства.
Однако не все подростки готовы к такому выбору. В 8-9 классах возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Они начинают переживать страх и сильное волнение из-за нейтральных ситуаций, которые могут угрожать их представлениям о себе. Это вызвано не только экзаменами и выбором места для дальнейшего обучения, но и необходимостью определиться со своим будущим профессиональным путем.
Старшим подросткам необходимо тщательно проанализировать свои способности и склонности, иметь ясное представление о будущей профессии и способах достижения профессионального мастерства. Однако, это не так просто, и многие из них испытывают тревогу и эмоциональное напряжение, боясь сделать ошибку в выборе своего будущего пути [15].
Следует отметить, что у старших подростков меняется восприятие сверстников. Если у младших было интимно-личностное общение со сверстниками, то у старших острота восприятия притупляется, и больший интерес вызывают взрослые, чей опыт и знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущее же интересует девятиклассников в первую очередь с точки зрения профессиональной направленности.
Отметим разницу в становлении самосознания младших и старших подростков. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Однако, примерно в 15 лет подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя и личностной нестабильности у него формируется «я» - концепция - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «я».