ВВЕДЕНИЕ
- Теоретические аспекты управления проектами в органах власти
1.1 Сущность и специфика проектного управления
1.2 Особенности проектного управления в органах государственной власти
- Международный опыт управления проектами в органах власти (на примере Китая)
2.1 Опыт Китая в организации управления проектами
2.2 Особенности и перспективы применения проектного управления для реализации государственных программ
2.3 Возможность использования зарубежного опыта в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня нередко можно услышать, что государственным организациям есть чему поучиться у бизнеса в сфере управления проектами. Часто при этом забывают, что управление проектами как направление возникло именно на государственных проектах. В свое время была даже дискуссия между американцами и египтянами, кто первый применил подходы проектного менеджмента – египетские фараоны или американское государство.
Одно можно утверждать совершенно точно — управление проектами родилось на государственных проектах. Это были действительно масштабные и крупные проекты, часто связанные с обороной. Именно на этих проектах зародились и начали применяться основные подходы управления проектами, именно здесь появилось понятие руководитель проекта. И уже потом их подхватил, начал активно развивать и применять бизнес — в том числе на небольших проектах, IT-проектах, проектах реорганизации.
С течением времени во многих странах заговорили о том, что подходы проектного менеджмента нужно применять не только на крупных проектах, но создавать своеобразные конвейеры проектов в государственных органах, поскольку небольшие, но важные и требующие внимания высшего руководства проекты также требуют применения проектных подходов. Таким образом, подходы проектного менеджмента снова вернулись в государственный сектор.
Сегодня мы знаем, что проектный менеджмент — это важнейший элемент конкурентного преимущества, а компетентность организаций в области управления проектами и их способность быстро перестраиваться играет ключевую роль в конкурентоспособности страны. Сегодня в речах западных государственных деятелей часто звучит идея о том, что в ближайшие 20 лет главным для организаций будет умение подстраиваться под динамику внешнего окружения, под динамику сегодняшнего мира. Победит не самый сильный или самый богатый, а тот, кто сумеет быстрее принимать решения, быстрее подстраиваться под текущую ситуацию на международной и внутренней арене.
Целью исследования является изучение международного опыта управления проектами в органах власти (на примере Китая).
Для успешной реализации поставленной цели, в работе было намечено решение следующих задач:
-рассмотреть сущность и специфика проектного управления;
-изучить особенности проектного управления в органах государственной власти;
-проанализировать опыт Китая в организации управления проектами;
-выявить особенности и перспективы применения проектного управления для реализации государственных программ;
-определить возможность использования зарубежного опыта в Российской Федерации.
В качестве объекта исследования выступает государственные проекты Китая.
В качестве предмета исследования выступает опыт управления проектами в органах власти Китая.
1. Теоретические аспекты управления проектами в органах власти
1.1 Сущность и специфика проектного управления
Проект – комплекс мероприятий, ограниченных по времени, с общей целью: создание нового продукта или услуги, достижение определенных результатов.
Управление проектами – это способ организовать работу таким образом, чтобы выполнить все требования к проекту. Например, закрыть задачи, выдержать сроки и уложиться в бюджет. Чтобы достичь успехов, менеджеру понадобятся технические знания по проекту, качества управленца, умение решать проблемы и организовать работу в коллективе.
Проектный менеджмент – это инструмент для достижения стратегических целей. Этот способ управления помогает выявить задачи, важные для развития компании, распределить и направить силы на их достижение.[1]
Управление проектами делит рабочий процесс на части и контролирует бюджет, дедлайны и прогресс на каждом этапе. После завершения работ можно оценить результаты по каждому процессу отдельно и в ракурсе конкретного проекта.
Управление некоторыми рутинными процессами отнимает много времени и приносит неочевидные результаты, поэтому проще их автоматизировать. Например, чтобы понять, что интересует клиентов и улучшать скрипты продаж, приходилось вручную собирать и систематизировать информацию о звонках. Это долго, дорого и, в силу человеческого фактора, неточно.
Управление проектом – это комплекс действий. Количество и сложность задач, их последовательность зависят от вида проекта: например, строительство дома сильно отличается от работы над разработкой мобильного приложения. Но все проекты, вне зависимости от специфики, проходят примерно одинаковые этапы развития. Их называют жизненным циклом.
Рассмотрим основные этапы управления проектом:[2]
1.Инициирование проекта
На этой стадии определяют суть и цели проекта, выбирают руководителя, рассчитывают предварительный бюджет и ресурсы. Инициация – первичное содержание проекта, которое уточняют и дополняют в процессе. Чем крупнее проект, тем тщательнее прорабатывается этот этап.
2.Планирование проекта
Теперь нужно определить, как именно будет выполняться проект:
- утвердить окончательное содержание проекта, его цели и задачи;
- определить перечень работ;
- расставить приоритеты;
- продумать критерии оценки работы;
- распределить бюджеты;
- установить сроки;
- сформировать команду и раздать обязанности;
- продумать систему контроля.
Планирование – это не только создание плана на старте, но и способность подготовиться к будущим проблемам, правкам и изменениям требований.
3.Исполнение проекта
Следующий шаг – запуск операций по плану. Здесь важно качественно выстроить работу внутри коллектива: всех познакомить, четко объяснить функции и задачи, продумать мотивацию для сотрудников.
4.Мониторинг и контроль проекта
Нужно контролировать каждый этап работы, а не только итоговые результаты. Аналитика позволяет выявить ошибки и проблемные места, быстро их исправлять и повышать эффективность.