Введение
Глава 1. Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья
1.1 Сущность понятий "инвалидность", "инвалиды", "реабилитация"
1.2 Принципы и структура социальной реабилитации
1.3 Основные направления социальной реабилитации
1.4 Правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Глава 2. Практика в социальной работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
2.1 Социальная работа с инвалидами на примере города Чехов
2.2 Социальная реабилитация как технология социальной работы с инвалидами. Принципы и техника социальной реабилитации.
2.3 Центр независимой жизни как базовая форма социальной работы с инвалидами.
2.4 Помощь людям имеющие ограниченные возможности в связи со здоровьем
Заключение
Список использованной литературы
История развития проблемы инвалидности прошла сложный путь, начиная от физического уничтожения, непризнания, изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды.
Инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека, а всего общества в целом, т.е. инвалидность- это не личная проблема одного гражданина, а социальная проблема, успешное решение которой зависит от целого комплекса мер, прежде всего, на государственном уровне. Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды, их число в мире значительно и продолжает расти. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»
По оценкам экспертов ООН, в мире инвалиды составляют 10% населения. В России за последние годы тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 2000 года на учете органов социальной защиты состояло 8,9 млн. инвалидов, то уже сегодня их около 11 млн. человек.
Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается переходная экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.
Причины и следствия инвалидности различны. Эти различия объясняются разными социально-экономическими условиями и разными мерами государств по обеспечению состояния других граждан.
На протяжении многих лет в России политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми- инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Благодаря образованию и реабилитации инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие политики в отношении инвалидов. После второй мировой войны появились такие концепции, как интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, отражавшие растущее понимание потенциальных возможностей инвалидов. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»
Проблема курсовой работы: каковы проблемы социальной адаптации инвалидов?
Объект: социальная адаптация инвалидов в России.
Предмет: барьеры социальной адаптации инвалидов.
Цель: определить методы реабилитации инвалидов.
Задачи:
1.Определить понятия: «инвалидность», «адаптация инвалидов», «социальная реабилитация инвалидов».
2.Рассмотреть социальные проблемы инвалидов.
3.Определить методы социальной реабилитации инвалидов.
4.Определить сущность и виды социального обслуживания.
ГЛАВА 1
Сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья
1.1 Сущность понятий "инвалидность", "инвалиды", "реабилитация"
Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия «инвалидность», какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачиваются те или иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие составные части или элементы в него ходят.
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». После Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав чело века в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Фиксируя генеральные принципы демократического жизнеустройства гражданского общества в международных документах, Организация Объединенных Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано, что «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
Положения о защите прав инвалидов содержатся так же в таких документах, как Декларация социального прогресса и развития, и т. п. Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.
Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20.
Правило № 1 - углубление понимания проблем - предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей.
Правило № 2 - медицинское обслуживание - предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов.
Правило № 3. Специальное правило посвящено занятости - государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда.
Правило № 4. В соответствии с правилом поддержания доходов и социального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Государства должны учитывать при оказании помощи издержки, которые часто несут инвалиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечивать материальную поддержку и социальную защиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалиде. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.
Правило № 5. Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а так же иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами
Специальные правила направлены на выработку стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В частности, государства должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, залам и т. д.
Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных про грамм, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях.
В области религии стандартные правила предполагают поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их общин. В области информации и исследований государства обязаны регулярно собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями инвалидов.
Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Стандартными правилами определяются требования по разработке политики и планированию мероприятий в интересах инвалидов на национальном, региональном и местном уровнях. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разработке планов и программ, касающихся инвалидов или затрагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности включать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно. Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности является подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных программ для персонала на местах.
Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов.
Стандартными правилами рекомендуется экономически и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов, членов их семей или лиц, защищающих их интересы, а также обеспечить консультативную роль организаций инвалидов в принятии решений по вопросам, касающимся инвалидов. Государства несут ответственность за обеспечение должной подготовки на всех уровнях персонала, который участвует в разработке и осуществлении программ и предоставлении услуг, касающихся инвалидов.
Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»: любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции , ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека. Затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза (по нормативно-правовым актам СССР - Врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК)) устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ . - 03.03.2014. - № 9. - ст. 851.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 27.11.1995.- N 48.- ст. 4563.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ.- 27.11.1995.- N50.- ст. 4872.
Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (ред. от 03.11.1999) // Собрание актов Президента и Правительства РФ.- 05.10.1992.- № 14. - ст. 1097.
Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (ред. от 24.09.2007) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 05.10.1992. - № 14.- ст. 1098.
Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 № 59 «О Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов» (с изм. от 05.09.1998) // Собрание законодательства РФ.- 30.01.1995.¬- № 5. - ст. 416.
О Декларации прав и свобод человека и гражданина : постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 52.- ст. 1865.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12211/?frame=1>. -(12.03.2014)
Веричева, О. Н. Социальная реабилитация молодых инвалидов как основа интеграции их в общество / О. Н. Веричева // Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - № 1. - С. 76-82.
Головко, С. Реабилитационные возможности общественных организаций инвалидов в региональной социальной политике / С. Головко // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 1. - С. 89-92.
Жигарева, Н. П. Особенности трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологическом интернате / Н. П. Жигарева // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 3. - С. 78-84.
Иванов, А. В. Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель её дальнейшего развития / А. В Иванов // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - № 3. - С. 78-85.
Коновалова, М. П. Инвалид - общество - библиотека: учебно-методическое пособие. Вып. № 41 / М. П. Коновалова. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. - 136 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 41).
О правах инвалидов // Библиотекарь: юридический консультант. - 2012. - № 3. - С. 2-80.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка /С. И. Ожегов. - Москва : Оникс-Лит, 2014. - 1376 с.
Словарь финансовых и экономических терминов [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=jt;div=LAW>. - (12.03.2014).
Циткилов, П. Я. Технология социальной работы: учебное пособие / П. Я. Циткилов. - Москва: Дашков и К: Наука-Спектр, 2011. - 447 с.