Введение.
- Теоретико-методологические аспекты организационной культуры таможенной службы.
1.1. Понятие, уровни и элементы организационной культуры.
1.2. Анализ культуры организации в органах таможенной службы РФ.
- Анализ организационной культуры таможенной службы.
2.1. Основы формирования организационной культуры в органах таможенной службы в России.
2.2. Особенности организационной культуры органов таможенной службы РФ
- Пути совершенствования организационной культуры в системе таможенных органов.
3.1. Проблемы организационной культуры таможенной службы.
3.2. Меры по повышению организационной культуры в системе таможенных органов.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Высокая конкуренция на рынке и стремительные инновационные изменения, постоянно растущие потребности потребителей активизируют руководство предприятий на необходимый поиск новых, ранее не используемых решений. В частности для решения важного и актуальной задачи – выбор оптимального пути формирования и развития организационной культуры, в свою очередь максимально позволит реализовать потенциал предприятия, с высокой социальной и экономической эффективностью.
Характеризуя особенности таможенной организационной культуры, важно отметить, что культура таможни - это следствие развития культуры всего общества, потому как уровень развития таможни тесно связан с уровнем развития культуры общества и соответствует ему. Такое взаимодействие в первую очередь выражается через таможенный сервис, подразумевающий оказание таможенных услуг по перемещению товаров. Именно поэтому, первым и одним из важнейших ступеней преобразования организационной культуры в таможенных органах – это стремление к пониманию таможенной службы как сервисной, оказывающей государственные услуги, службы, от качества функционирования которой зависят условия и возможности развития внешней торговли страны.
Существенный вклад в изучение и раскрытие сущности организационной культуры осуществили зарубежные ученые. Изучением культуры предприятия занимались такие классики научной мысли, как Р. Аккоф, И. Ансофф, Г. Беккер, П. Вейл.
Цель данного отчета – исследовать теоретические и практические аспекты организационной культуры таможенной службы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические и методологические аспекты организационной культуры таможенной службы;
- Провести анализ организационной культуры таможенной службы;
- Выявить проблемы и предложить пути совершенствования организационной культуры в системе таможенных органов.
Объект исследования – деятельность органов таможенной службы.
Предметом исследования являются особенности организационной культуры органов таможенной службы.
Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов как: О.С. Виханский, Е.О. Гаспарович, И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев, Б.З. Мильнер, А.И. Наумов и др.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что большинство теоретических выводов и предложений доведены до конкретных методических рекомендаций и могут быть использованы для поддержания организационной культуры в таможенной службе.
В процессе исследования использовались следующие научные методы: сравнительный подход к оценке экономических явлений, анализа и синтеза, статистические, графический.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что их внедрение будет способствовать повышению эффективной деятельности таможенной службы.
Структура работы состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1.2. Анализ культуры организации в органах таможенной службы РФ
Организация управления в системе таможенных органов отличается специфическим содержанием, в котором выделяются различные аспекты, составляющие организационную культуру. К таким аспектам можно отнести организационный, который заключается в использовании организационно - распорядительных методов воздействия на управляемую систему, таких как регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.
Туда же можно отнести и социальный аспект управления, он определяется участием человека во всех его этапах, независимо от того насколько автоматизирован процесс управления. Кроме того, для формирования наиболее продуктивного процесса управления, важно учитывать методологический аспект, через который реализуется заключение установленной последовательности выполнения поставленных задач – целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.
В целом же, организационная культура в системе таможенных органов зависит от их профессиональной сущности и принципов. Под принципами управления понимаются руководящие идеи, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система[1].
Согласно Федеральному закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[2] к таким принципам относят:
- законности;
- равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
- единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
- профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
- единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций и другие.
В целом, деятельность таможенных органов многоаспектностью. В частности, при осуществлении своей деятельности таможенные органы оказывают действия, направленные на защиту прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, борьбу с контрабандой, нарушителями таможенных правил и налогового законодательства.
Они также участвуют в таможенно-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности; в международно-правовом сотрудничестве и регулировании отчислений в сфере таможенного дела; содействуют развитию внешнеэкономических связей РФ и ее субъектов; участвуют в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и так далее. Эффективное осуществление этой деятельности невозможно без создания правильного климата внутри организации.
Таможенные органы осуществляют свою деятельность в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и ЕАЭС, а также упрощения и ускорения таможенных операций и процедур[3]. На таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль возложена функция координации различных видов государственного контроля при импорте и экспорте товаров[4]. Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.