Актуальность исследования. В современной науке востребованной и достаточно важной является тема социального партнерства. Идея социального партнерства, являющегося средством разрешения и предупреждения конфликтов в социальной и трудовой отрасли, претерпела сильные изменения, приобретя более универсальный характер.
В процессе перехода экономики к социально-направленной модели очень важным моментом является переосмысление значимости в системе экономики государства и бизнеса. Довольно активно распространяются взаимодействия между партнерами, которые ведут реализацию проектов, имеющих социальную значимость. Социальное партнерство захватывает новые секторы экономики и трудовой сферы. Происходит усиление необходимости обеспечения социального партнерства, являющегося способом коммуникации государства и общественности в виде НКО. Правильное применение данных инструментов обеспечивает формирование инфраструктуры, повышение объема и качества предлагаемых услуг для населения. Также это позволяет решить вопрос занятости.
Современные условия ставят органы местного самоуправления в РФ с некоторыми проблемами. Наиболее сложным в деятельности муниципалитетов считается увеличение бюджетного дефицита. В крупных городах отмечается проблема долговой нагрузки, при этом они очень нуждаются в обеспечении системного развития.
Привлечение ресурсов прочих заинтересованных субъектов территории и обеспечение общественного контроля над осуществлением социально-экономических проектов поможет выйти из этого положения при новом устройстве бюджетных отношений между властными уровнями.
Проблема состоит в недостаточной разработанности мероприятий в направлении развития социального партнёрства в трудовых отношениях на различных уровнях государственного регулирования.
Предмет исследования: современная система социального партнерства в Российской Федерации.
Объект исследования: направление и перспективы развития социального партнёрства в трудовой сфере
Цель: проанализировать современную систему социального партнёрства в Российской Федерации и определить направления её развития в сфере труда.
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы системы социального партнёрства, охарактеризовать правовую базу;
2) Проанализировать деятельность профсоюзов в Орловской области и в России в целом;
3) Изучить основные направления развития социального партнёрства в трудовой сфере на примере профсоюзов.
Нормативно-правовую базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Указ Президента, Закон Орловской области «О социальном партнерстве в сфере труда в Орловской области», Постановление Правительства Российской Федерации, Поручение Правительства Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе теме социального партнёрства в трудовой сфере, а также деятельности профсоюзов уделали внимания следующие авторы: Потемкин В.К., Казаков Д.Н., Рудник Б.Л., Самородов В.Ю., Сафонов В.А., Хорошкевич Н.Г., Герасимов К.Б., Гришина Т.В., Делигиоз Е.Г., Наумова А.И., Чернышова А.Н.
Методы исследования. Методы анализа и синтеза научной и специальной литературы, документов нормативно-правового характера; обобщение опыта деятельности социальных учреждений по теме исследования.
Практическая значимость работы. Практическая значимость работы состоит в анализе проблем и перспектив развития социального партнёрства, полученные результаты и выводы которого могут быть использованы в практической деятельности специалиста в системе социального партнёрства, а также в процессе преподавания.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического списка.
1 Теоретические основы и нормативно-правовая база системы социального партнёрства в Российской Федерации
Ст.23 ТК РФ предоставляет довольно точное определение термину, которое применяется непосредственно к области труда. Известно, что социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений, которая формируется между сотрудниками и представителями, работодателями и их представителями, органами власти, местного самоуправления. Посредством системы взаимоотношений обеспечивается согласование сотрудников и работодателей. Также данная система включает вопросы регулирования трудовых отношений[1].
Согласно определению, данная категория служит для того, чтобы упорядочить отношения между двумя лицами; ее необходимость обусловлена стремлением обеспечить гармонизацию интересов сторон и улучшить трудовые отношения в целом, тем самым улучшив качество жизни населения[2].
В аналогичном ключе расценивает данный термин и Петров А.Я. Он рассматривает социальное партнерство в качестве специальной системы взаимодействия трудящихся с работодателями, в которой государство выполняет функцию посредника в деле координации экономических интересов в общественной и трудовой сферах, а также в урегулировании конфликтов в сфере социально-трудовых отношений[3].
В.Потемкин и Д.Казаков толкуют социальное партнерство в качестве формы коммуникации государства в общем, его представителей на различных уровнях организации с предпринимателями, группами нанятых на работу сотрудников и социальными компаниями, которые выражают непосредственное их запросы[4].
Но имеет место и прочий подход к установлению такого термина, как социальное партнерство. Хорошкевич Н.Г. считает, что социальное партнерство представляет собой взаимодействие непосредственно 3-х секторов: сложное полусубъектное явление социокультурного типа представляет собой межсекторное социальное партнерство. Оно обуславливается тем, что существуют социальные субъекты, которые взаимодействуют непосредственно между собой. У них есть некоторые ориентации ценностного характера. Они исполняют соответствующие роли социального характера в рамках социального треугольника, который включает государственные и предпринимательские структуры, а также профессиональные союзы, НКО, которое направлено на то, чтобы решать социальные проблемы; это вид взаимных отношений непосредственно между партнерами, в которые они вступают для того, чтобы достичь основных целей защиты людей (в социальном плане)[5].
Социальное партнерство стимулирует экономическое развитие и продвижение (в социальном плане), а под партнерством подразумевается объединение 3-х общественных секторов. Речь идет прежде всего о частном, некоммерческом и управленческом секторах. Существуют дополнительные положительные качества партнерства, раскрывающиеся непосредственно перед участниками: получение новых знаний, обнаружение ресурсов, которые являются новыми или прежде неизвестными, учет интересов каждым партнером остальных 2-х сторон.
Если говорить о партнерстве непосредственно между секторами, исследователи отмечают всего 3 сектора: 1-й – государственный, 2-й – частный (бизнес), и 3-й (негосударственный).[6].
1-й сектор представляют органы муниципальной власти или государственного управления. Основная задача сектора — формирование условий для обеспечения работы системы общественного партнерства на необходимом уровне, в частности, формирование необходимых документов (нормативно-распределительных, а также нормативно-правовых), поддержка материального и финансового характера работы 3-го сектора, осуществление согласования задач, а также целей развития, обеспечение контроля и т.д.
2-й сектор — это деловое сообщество. Оно получает заказ на собственные услуги и товар. Предоставляющий данный заказ на условиях взаимной выгоды в пределах осуществления целей социального и экономического формирования местности. Необходимо, чтобы в коммерческой области осознание важности работы было больше стремления получить положительный результат от деятельности в этом направлении, в процессе учёта этого условия отношения станут долгосрочным, а также надежными.
3-й сектор — некоммерческий. Его представляют соответствующие компании, объединения, а также фонды. Эти компании основывают свою деятельность на соответствующей основе (нормативно-правовой базе, в частности, на базе Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О некоммерческих организациях»[7]. Данный сектор включает по большей части некоммерческие компании, которые являются общественно ориентированными. В процессе межсекторной коммуникации необходимо основывать собственную деятельность (или реализацию конкретного проекта) по актуальным задачам и насущным проблемам как в социальном, так и в экономическом формировании территории[8].
[1] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1).
[2] О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // СЗ РФ. - 2021. - № 4. - Ст. 2
[3] Петров, А. Я. Социальное партнерство в сфере труда: история, теория, право [Электронный ресурс] // Образовательная платформа Юрайт. — 2022. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/497669
[4] Потемкин, В.К. Социальное партнерство: формирование, оценка, регулирование: учебник / В.К. Потемкин, Казаков Д.Н. – СПб.: РАЕН, 2020. – 319 с.
[5] Хорошкевич Н.Г., Социальное партнёрство: Российский и зарубежный опыт: учебное пособие – М.: Издательство Уральского университета. Редакционно-издательский отдел ИПЦ УрФУ, 2021 – 149 с.
[6] Делигиоз Е. Г. Социальное партнерство в современной России: исторические основы становления и развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2021. — № 2. – с. 50-52
[7] О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // СЗ РФ. - 2022. - № 9. - Ст. 3956
[8] Наумова А. И. Роль бизнеса и некоммерческих организаций в становлении института социального партнерства современной России // Сборник XIV Всероссийской научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования XXI веке: проблемы и перспективы развития. – Ростов-на-Дону: Изд. РГУиСП, 2021. – с. 24-37
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 -ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) // СЗ РФ. - 2022. - № 6. - Ст. 1015
3 Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (в ред. от 04.11.2022) // СЗ РФ. - 2022. - № 3. - Ст. 344
4 О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // СЗ РФ. - 2022. - № 9. - Ст. 3956
5 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // СЗ РФ. - 2021. - № 4. - Ст. 2
6 Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.09.2022) // СЗ РФ. - 2022. - № 23. - Ст. 432
7 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1).
8 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
9 Закон Орловской области от 6 июня 2016 г. N 1950-ОЗ «О социальном партнерстве в сфере труда в Орловской области» (с изменениями и дополнениями)
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»
11 Поручение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № ОГ-П44-2327
12 «Приоритетные направления деятельности Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2020–2025 годы» Утверждены постановлением VIII Съезда Профсоюза от 14 октября 2020 года №8-12
Специальная литература:
Книги, монографии, учебники, учебные пособия:
Один автор:
13 Сафонов, В. А. Социальное партнёрство: учебник для бакалавриата и магистратуры (ред.) / В. А. Сфонов. — М. : Юрайт, 2019. – 178 с.
14 Хорошкевич, Н.Г., Социальное партнёрство: Российский и зарубежный опыт: учебное пособие – М.: Издательство Уральского университета. Редакционно-издательский отдел ИПЦ УрФУ, 2021 – 149 с.
Два или три автора:
15 Потемкин, В.К. Социальное партнерство: формирование, оценка, регулирование: учебник / В.К. Потемкин, Казаков Д.Н. – СПб.: РАЕН, 2020. – 319 с.
16 Рудник, Б.Л. Поддержка Третьего сектора в регионах России (ред.): учебник / Рудник Б.Л., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. – М.: Институт некоммерческого сектора, 2017. - 481 с.
17 Самородов, В.Ю. Фонды местных сообществ: эффективная благотворительность. Опыт развития фондов местных сообществ в Росси: учебник / Самородов В.Ю., Никифоров С.Б., Ходорова Ю.Ю. – М.: CAF Россия, 2018. – 324 с.
Публикации периодической печати и научных сборников:
Статьи в журнале или газете:
18 Герасимов, К. Б. Влияние профсоюзов и государства на рынок труда // Основы экономики, управления и права. — 2022. — № 2(21). – с. 89 - 95
19 Гришина Т. В. Новые социальные технологии: социальная ответственность и социальное партнерство // Труд и социальные отношения. — 2022. — № 6. – с. 23 - 31
20 Делигиоз Е. Г. Социальное партнерство в современной России: исторические основы становления и развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2021. — № 2. – с. 50-52
21 Чернышев А. Н. Взаимодействие государства и НКО: возможности, механизмы, проблемы и пути их решения // Управленческое консультирование. — 2021. — № 10. – с.110 – 112
Статья в сборнике научных трудов (в материалах научных конференций):
22 Наумова А. И. Роль бизнеса и некоммерческих организаций в становлении института социального партнерства современной России // Сборник XIV Всероссийской научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования XXI веке: проблемы и перспективы развития. – Ростов-на-Дону: Изд. РГУиСП, 2021. – с. 24-37
Электронные ресурсы:
23 Интервью с Пиксаевой Ангелиной Анатольевной, Федерация профсоюзов Орловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://федерация-профсоюзов.опоо.рф/интерью/интервью-для-портала-с-иксановой-ангелиной-анатольевной-секретарём-общественной-организации-федерация-профсоюзов-орловской-области
24 Петров, А. Я. Социальное партнерство в сфере труда: история, теория, право [Электронный ресурс] // Образовательная платформа Юрайт. — 2022. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/497669
25 Решение Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (Протокол от 5 марта 2018 г. № 1) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15