Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания формирования исторической памяти
1.1 Историческая память: понятие, сущность, структура
1.2 Современные направления изучения исторической памяти граждан
Глава 2. Исследование формирования исторической памяти студенческой молодежи
2.1 Описание исследования
2.2 Знание и информированность cтуденческой молодежи об исторических процессах и событиях как важный аспект формирования исторической памяти
Заключение
Список использованной литературы
Одной из важных социальных проблем российского общества начала XXI века является поиск оптимальных социальных механизмов сохранения и актуализации исторической памяти молодого поколения. Сохранение традиций, осознание ценности традиционной культуры представляется одним из ключевых факторов социальной консолидации и стабильности российского общества. Одновременно с этим существующие социально-культурные практики общественной жизни являются побуждающим фактором в закреплении исторической памяти молодежи, которая формируется отличной от исторической памяти старшего поколения, в том числе на уровне не только событийного ряда, но также и оценок, стереотипов, системы ценностных ориентиров. В результате в современном обществе происходит обострение противоречий на уровне усиления инновационного и необходимостью сохранения традиционного в содержании исторической памяти современной молодежи.
Актуальность изучения процессов формирования исторической памяти также связана со слабой изученностью данного вопроса на уровне проведения социологического анализа, выявления доминантных основ, воздействующих на процессы формирования и восприятия исторической действительности.
На современном этапе изучением вопроса формирования исторической памяти занимался целый ряд ученых, исследования производились в основном на стыке наук: социологии, истории и педагогики. Среди исследователей, уделявших внимание данной проблеме необходимо отметить М. Хальбвакса, А. Гофман, И. В. Бестужев-Лады, М. В. Соколова, Й. Рольфес, П. Хаттон, Ю.Ю. Хмелевская, А. Алейда, Ю.А. Арнаутова.
Специфика функционирования исторической памяти и процессы ее формирования рассматривались в работах В.В. Кулиша, Т.П. Шилиной, В.Э. Бойкова, М.К. Горшкова, А.В. Рачипа, В.В. Бурькова, Ж. Т. Тощенко, Л.П. Репина и пр.
Объект исследования - российские студенты в возрасте от 16 до 25 лет.
Предмет исследования - особенности формирования исторической памяти российской молодежи.
Цель - провести социологический анализ формирования исторической памяти студенческой молодежи.
Задачи:
- Проанализировать понятие «историческая память», выявить ее характеристики , структуру и сущность;
- Изучить современные направления исследования исторической памяти граждан с точки зрения различных авторов;
- Выявить факторы, влияющие на формирование исторической памяти студенческой молодежи;
- Изучить роль знаний и информированности в формировании исторической памяти молодежи на примере студенческой молодежи.
Глава 1. Теоретико-методологические основания формирования исторической памяти
1.1 Историческая память: понятие, сущность, структура
В античной философии изучение сущности человеческого бытия являлось главной темой исследования. Эта проблема получила актуальность среди греческих философов, благодаря попытке объяснить отношения между общественным бытием и сознанием человека.
В настоящей действительности личность постоянно меняет мировоззрение, жизненные приоритеты, при определённых ситуациях и моральные ценности. Эти проблемы способствовали возрастающему интересу к ней с позиции философии и ее новому осмыслению. Учитывая динамическое развитие исторического процесса, в каждой новой эпохе увеличивается статус и смысл субъективного фактора в области творческой деятельности человека. Повышение уровня сознания непосредственно соединено с познанием, обладающим общественной природой, что определяет не только индивидуальное развитие личности, но и ее социальный статус среди людей.
Сознание индивида формируется обществом, и благодаря ему личность приобретает положительные или отрицательные качества характера. Важным представляется исследование социальной сущности человека на основе анализа истории конкретного общества, в котором происходит социализация индивида. Существует необходимость изучить специфику исторического типа сознания, учитывая его воздействие на культурноморальный уровень общества. Особенность развития исторического сознания обусловливает различный объём и содержание в зависимости от конкретной исторической эпохи, в которой живёт индивид.
Набор категорий и знаний, приобретённых личностью, имеет непосредственную связь человека с той социальной средой, где он развивается и имеет непосредственное общение, а также детерминирован существующими социальными обстоятельствами. Историческое сознание имеет тенденцию к постоянному развитию на основе перманентно трансформирующихся обстоятельств и факторов общественного бытия, непосредственно связанных с отношениями между различными социальными группами людей. Общественную природу историчного сознания необходимо изучать в единстве и различных культурно-исторических взаимоотношений между людьми при изменении общественной жизни.
Культура воссоздаётся благодаря полученному опыту предшествующих поколений. Деградация духовных ценностей в обществе наносит невосполнимую потерю и может уничтожить суверенное государство. Историческое сознание – вектор в развитии культуры человека, миропонимания имеющейся реальности, отражает потенциальные тенденции в осмыслении будущего состояния общества. Проведение аналитических действий социокультурного архетипа предшествующего поколения разрешает понять значение личности и самостоятельности наций или народов. Каждое общество формирует индивидуальные критерии существующих и принимаемых моральных ценностей как необходимую часть государства.
Используя опыт предыдущих поколений, историческое сознание воздействует на направление развития коллективного менталитета и устанавливает алгоритм воспитания будущих поколений граждан. Это предопределяет тот факт, что изучение общественного сознания не только не потеряло актуальности среди философов, но и обрело новые направления в философско-исторических дебатах.
Методология в исследовании этой категории опирается на определение форм и методов историографии, связи исторического опыта с истинной жизнью и перспективой в развитии исторического познания, закреплённой в общественном сознании. Необходимость изучения этой проблемы также объединено развитием новой идеологии на основе гуманизации социальных отношений среди населения. Решение этой задачи обусловлено потребностью по реставрации культурного наследия прошлых поколений, содействующей развитию личности и общества в рамках духовных и культурных ценностей, существующих в государстве.
Главной задачей по изучению исторического сознания является проведение научного анализа исторической памяти современного общества. Одним из первых, обосновавших категорию «историческая память», является немецкий философ Й. Рюзен. На теоретическом уровне учёный пытался понять сущность исторического сознания, используя культурно-антропологический метод. Основа этой теории состоит в том, что трансформация общественного мировоззрения происходит вследствие утраты «исторической памяти». Философ полагает, что в основе исторической памяти «заложены» исторические события [17, с. 56].
Приведем в этой связи слова М. Барга, который отмечает, что «…история – лишь одно из составляющих исторического сознания» [2, c. 49]. Тем самым, историческая наука включает в структуру социального развития системы ценностей и приоритетов, сформированных в контексте конкретной культурно-исторической эпохи [1, с. 350].
Проблему взаимоотношения между человеком и обществом, применив научный метод, пыталась решить Л. Репина. Она сделала анализ взаимовлияния коллективной памяти и злободневных событий, происходящих в обществе. Научный метод, применяемый Л. Репиной, нацелен на раскрытие таких категорий, как «историческая память» и «историческое сознание»: «Индивид имеет не только настоящее и будущее, но и собственное прошлое, более того, он сформирован этим прошлым – как своим индивидуальным опытом, так и коллективной социально-исторической памятью, запечатлённой в культурной матрице» [15, c. 43].
Философы признают приоритетным направление по изучению форм и отдельных сторон исторического сознания. Теоретическому исследованию исторического сознания посвящены труды А. Леопы, посвященные исследованию «ключевых» моментов развития общества и влияния на разнообразные области жизни человека [11, с. 242].
Особый интерес вызывает парадигма, разработанная Н. Копосовым. Он пишет: «… законы индивидуальной памяти разъясняют феномен общественных воспоминаний при формировании личности» [8, с. 320]. В своих трудах эту теорию обосновывает В. Тишков: «коллективная память предстала как социальный конструкт, как результат целенаправленных усилий и как массовое представление о прошлом на групповом уровне» [19, с. 7].
Предлагаемые к исследованию перечисленные философские теории позволят разносторонне понять и выявить сущность исторического сознания, которое постоянно меняется в сложном общественном бытии. Проблематика исторического сознания в последние столетия приобрела не только научно-теоретическую актуальность, но и практическую востребованность. Одним из главных методологических принципов является диспозитивность в изучении исторического сознания. Подобный разносторонний подход дозволяет выявить разнообразные направления и границы феномена исторического сознания.