Введение.
Глава 1. Педагогическая диагностика образовательного процесса как проблема исследования.
1.1. Педагогическая диагностика как компонент образовательного процесса.
1.2. Понятие и виды педагогической диагностики.
Глава 2. Особенности проведения педагогической диагностики в образовательном процессе в УНПО
2.1. Содержание образовательного процесса в УНПО.
2.2. Модель диагностики образовательного процесса в УНПО
Заключение.
Список литературы.
На современном этапе развития общества возрастает роль образования в становлении духовных потребностей граждан страны, формировании образа их жизни, достижении определенного уровня и качества образованности. Движение от целей образования к его результатам осуществляется в образовательном процессе, создающем наиболее благоприятные условия для освоения субъектами его содержания.
Представляется актуальным поиск средств, обеспечивающих построение таких вариантов образовательного процесса, которые позволят продуктивно реализовать педагогические цели. При всем своеобразии, неповторимости и многочисленности вариантов образовательного процесса в различных звеньях системы образования он подчиняется единым законам построения и функционирования.
Исследования А.С.Белкина, С.Г.Вершловского, Н.К.Голубева, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, И.И.Логвинова, Н.Д.Никандрова и др. показывают, что важнейшей составляющей любого образовательного процесса выступает педагогическая диагностика, позволяющая оценить его результаты и внести коррективы в образовательную деятельность.
Анализ практики работы образовательных учреждений свидетельствует о том, педагогическая диагностика используется в основном как традиционная форма проверки и контроля состояния образовательного процесса.
В контексте гуманитарной парадигмы педагогики (И.А.Колесникова, О.Г.Прикот и др.) образовательный процесс может быть рассмотрен как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования (В.А.Сластёнин, Н.Ф.Радионова и др.). Поэтому, педагогическая диагностика образовательного процесса должна быть параллельно направлена и на оценку уровня освоения учащимися образовательной программы (оценку знаний, умений и навыков) и на анализ педагогического взаимодействия (его сущности, содержания, специфики).
В педагогике достаточно полно рассматривается педагогическая диагностика образовательного процесса современной высшей школы (Е.П.Белозерцев, И.Ф.Исаев, В.П.Кузовлев, Г.С.Сухобская и др.), общеобразовательной школы (В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачёв, В.А.Сластёнин, В.Н.Царьков, Н.М.Чегодаев, В.А.Левин и др.) и дошкольных учреждений (Л.М.Кларина, В.И.Логинова, З.А.Михайлова, И.Е.Терзиогло и др.).
Остаются неизученными вопросы разработки эффективной технологии построения образовательного процесса с применением педагогической диагностики в различных типах и видах образовательных учреждений начального профессионального образования. Явно обнаруживается ряд противоречий:
- между потребностью получения высокого качества обучения во всех звеньях системы образования и малым использованием педагогической диагностики в качестве средства построения образовательного процесса;
- между необходимостью использования педагогами диагностики для построения и совершенствования образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) и недостаточной профессиональной подготовкой их к этой деятельности.
Цель исследования – определить особенности педагогической диагностики в образовательном процессе (на примере учреждения начального профессионального образования).
Объект исследования - образовательный процесс.
Предмет исследования – использование педагогической диагностики образовательного процесса в УНПО.
Задачи исследования:
- Проанализировать состояние проблемы построения образовательного процесса в российской системе образования.
- Изучить сущность и структуру педагогической диагностики образовательного процесса.
- Выявить особенности педагогической диагностики в УНПО.
Теоретической основой исследования являются: работы, раскрывающие целостную структуру, построение образовательного процесса (В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачёв, В.А.Сластёнин, В.А.Левин и др.); исследования теоретических и методологических аспектов педагогической диагностики (Б.П.Битинас, К.Зарипов, А.И.Кочетов, Е.А.Михайлычев и др.), работы, посвященные изучению педагогической диагностики образовательного процесса (А.С.Белкин, С.Г.Вершловский, Н.К.Голубев, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, И.И.Логвинов, Н.Д.Никандров, В.Д.Шадриков и др.).
Глава 1. Педагогическая диагностика образовательного процесса как проблема исследования
1.1. Педагогическая диагностика как компонент образовательного процесса
Современными исследователями образовательный процесс в целом определяется как целенаправленное, содержательно-насыщенное и организационно-оформленное взаимодействие педагогической деятельности и само изменение обучающегося в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли педагогов [1]. Однако единого подхода в определении данного понятия не сформировано, а существуют определения: воспитательный процесс, педагогический процесс и др.
Например, И.Ф. Харламов пишет о воспитательном процессе, который включает в себя, с одной стороны, обучение, а с другой - формирование разнообразных социальных и духовных отношений; рассматривает общие закономерности и принципы воспитания [2].
Т.А. Стефановская рассматривает обучение и воспитание как составляющие целостного педагогического процесса [4].
Анализ источников позволяет утверждать, что исторически впервые понятие «педагогический процесс» в профессиональную педагогику было введено П.Ф. Каптеревым на рубеже XIX-XX вв., понимавшим под педагогическим процессом «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития, в меру ее сил, сообразно социальному идеалу» [5]. Там же он указывал: «Педагогический процесс есть процесс сложный, в нем много различных элементов, оказывающих неодинаковое влияние на развитие личности».
В педагогическом словаре образовательный процесс трактуется как совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Слово «образовательный» говорит о направленности на «преобразование», «образование» личности человека (ребёнка), «процесс» свидетельствует о растянутости во времени.
Понятие «образовательный процесс» исследователями (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, B.C.Ильин, Г.А.Ковалёв, В.А.Сластёнин, И.П.Подласый, Б.Т.Лихачёв и др.) рассматривается с разных точек зрения.
В исследованиях В.А.Сластёнина, И.Ф.Исаева, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова образовательный процесс представляет собой специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Б.Т.Лихачёв понимает под образовательным процессом целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребёнка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя [23, с.118].