Курсовая работа|Педагогика

Диагностика образовательного процесса

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 30

Введение. 

Глава 1. Педагогическая диагностика образовательного процесса как проблема исследования. 

1.1. Педагогическая диагностика как компонент образовательного процесса. 

1.2. Понятие и виды педагогической диагностики. 

Глава 2. Особенности проведения педагогической диагностики в образовательном процессе в УНПО

2.1. Содержание образовательного процесса в УНПО.

2.2. Модель диагностики образовательного процесса в УНПО

Заключение. 

Список литературы. 

На современном этапе развития общества возрастает роль образования в становлении духовных потребностей граждан страны, формировании образа их жизни, достижении определенного уровня и качества образованности. Движение от целей образования к его результатам осуществляется в образовательном процессе, создающем наиболее благоприятные условия для освоения субъектами его содержания.

Представляется актуальным поиск средств, обеспечивающих построение таких вариантов образовательного процесса, которые позволят продуктивно реализовать педагогические цели. При всем своеобразии, неповторимости и многочисленности вариантов образовательного процесса в различных звеньях системы образования он подчиняется единым законам построения и функционирования.

Исследования А.С.Белкина, С.Г.Вершловского, Н.К.Голубева, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, И.И.Логвинова, Н.Д.Никандрова и др. показывают, что важнейшей составляющей любого образовательного процесса выступает педагогическая диагностика, позволяющая оценить его результаты и внести коррективы в образовательную деятельность.

Анализ практики работы образовательных учреждений свидетельствует о том, педагогическая диагностика используется в основном как традиционная форма проверки и контроля состояния образовательного процесса.

В контексте гуманитарной парадигмы педагогики (И.А.Колесникова, О.Г.Прикот и др.) образовательный процесс может быть рассмотрен как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования (В.А.Сластёнин, Н.Ф.Радионова и др.). Поэтому, педагогическая диагностика образовательного процесса должна быть параллельно направлена и на оценку уровня освоения учащимися образовательной программы (оценку знаний, умений и навыков) и на анализ педагогического взаимодействия (его сущности, содержания, специфики).

В педагогике достаточно полно рассматривается педагогическая диагностика образовательного процесса современной высшей школы (Е.П.Белозерцев, И.Ф.Исаев, В.П.Кузовлев, Г.С.Сухобская и др.), общеобразовательной школы (В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачёв, В.А.Сластёнин, В.Н.Царьков, Н.М.Чегодаев, В.А.Левин и др.) и дошкольных учреждений (Л.М.Кларина, В.И.Логинова, З.А.Михайлова, И.Е.Терзиогло и др.).

Остаются неизученными вопросы разработки эффективной технологии построения образовательного процесса с применением педагогической диагностики в различных типах и видах образовательных учреждений начального профессионального образования. Явно обнаруживается ряд противоречий:

  • между потребностью получения высокого качества обучения во всех звеньях системы образования и малым использованием педагогической диагностики в качестве средства построения образовательного процесса;
  • между необходимостью использования педагогами диагностики для построения и совершенствования образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) и недостаточной профессиональной подготовкой их к этой деятельности.

Цель исследования – определить особенности педагогической диагностики в образовательном процессе (на примере учреждения начального профессионального образования).

Объект исследования - образовательный процесс.

Предмет исследования – использование педагогической диагностики образовательного процесса в УНПО.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние проблемы построения образовательного процесса в российской системе образования.
  2. Изучить сущность и структуру педагогической диагностики образовательного процесса.
  3. Выявить особенности педагогической диагностики в УНПО.

Теоретической основой исследования являются: работы, раскрывающие целостную структуру, построение образовательного процесса (В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачёв, В.А.Сластёнин, В.А.Левин и др.); исследования теоретических и методологических аспектов педагогической диагностики (Б.П.Битинас, К.Зарипов, А.И.Кочетов, Е.А.Михайлычев и др.), работы, посвященные изучению педагогической диагностики образовательного процесса (А.С.Белкин, С.Г.Вершловский, Н.К.Голубев, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, И.И.Логвинов, Н.Д.Никандров, В.Д.Шадриков и др.).

 

Глава 1. Педагогическая диагностика образовательного процесса как проблема исследования

1.1. Педагогическая диагностика как компонент образовательного процесса

Современными исследователями образовательный процесс в целом определяется как целенаправленное, содержательно-насыщенное и организационно-оформленное взаимодействие педагогической деятельности и само изменение обучающегося в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли педагогов [1]. Однако единого подхода в определении данного понятия не сформировано, а существуют определения: воспитательный процесс, педагогический процесс и др.

Например, И.Ф. Харламов пишет о воспитательном процессе, который включает в себя, с одной стороны, обучение, а с другой - формирование разнообразных социальных и духовных отношений; рассматривает общие закономерности и принципы воспитания [2].

Т.А. Стефановская рассматривает обучение и воспитание как составляющие целостного педагогического процесса [4].

Анализ источников позволяет утверждать, что исторически впервые понятие «педагогический процесс» в профессиональную педагогику было введено П.Ф. Каптеревым на рубеже XIX-XX вв., понимавшим под педагогическим процессом «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития, в меру ее сил, сообразно социальному идеалу» [5]. Там же он указывал: «Педагогический процесс есть процесс сложный, в нем много различных элементов, оказывающих неодинаковое влияние на развитие личности».

В педагогическом словаре образовательный процесс трактуется как совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Слово «образовательный» говорит о направленности на «преобразование», «образование» личности человека (ребёнка), «процесс» свидетельствует о растянутости во времени.

Понятие «образовательный процесс» исследователями (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, B.C.Ильин, Г.А.Ковалёв, В.А.Сластёнин, И.П.Подласый, Б.Т.Лихачёв и др.) рассматривается с разных точек зрения.

В исследованиях В.А.Сластёнина, И.Ф.Исаева, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова образовательный процесс представляет собой специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Б.Т.Лихачёв понимает под образовательным процессом целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребёнка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя [23, с.118].

  1. Ахренов В.Н. Стратегия и тактика развития профобразования // Профессионал. - 2007. - №1. - С.7-9.
  2. Вильчинский В. На пути модернизации начального профессионального образования // Народное образование. - 2004. - №4. - С.63-65.
  3. Деев Е.Е. Развитие начального профессионального образования в России (вторая половина XIX - начало XXI вв.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2007. - 20 с.
  4. Ермоленко В.А. Моделирование инновационной деятельности в профессиональном образовании // Профессионал. - 2007. - №1. - С.18-21.
  5. Клячко Т. Тенденции изменений в российской системе образования // Народное образование. - 2006. - №10. - С.31-38.
  6. Ларичева Е.А. О востребованности выпускников учреждений начального профессионального образования // Вопросы статистики. - 2007. - №9. - С.67-73.
  7. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис. д-ра пед наук. - М., 1997. – 27 с.
  8. Львович Я. Реформирование образования: опыт региона // Народное образование. - 2007. - №1. - С.69-75.
  9. Морозова Ж.В. Особенности диагностики сформированности личностных качеств обучаемых в учреждениях начального профессионального образования // Инновационные технологии в профессиональной подготовке рабочих кадров: Материалы 9-й респ. науч.-практ.конф. - Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2005. – С. 87-89.
  10. Начальное профессиональное образование: проблемы и пути решения: Сб.науч.тр. / Под ред.Г.Д.Бухаровой. Вып.1. - Екатеринбург, 2004. – 108 с.
  11. Непрерывное образование как фактор устойчивого развития образовательных учреждений. Вып.1. / Под ред В.А.Ермоленко.- М.: ИТОП РАО, 2000. – 278 с.
  12. Нещадин А. Актуальные проблемы профессионального образования в России // Общество и экономика. - 2005. - №6. - С.106-122.
  13. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. – 2000. – №9. – С.3-10.
  14. Новиков А.М. Профессиональное образование России: Перспективы развития. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997.- С.38-39.
  15. Повышение эффективности воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования (Аспект оптимизации) / Авт.-разраб. Е.А.Кулагина. – Челябинск, 2000. – 78 с.
  16. Посталюк Н.Ю. Концептуальные основы организации мониторинга образовательных систем начального профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - №4. - С.37-43.
  17. Рощина Я. Социальная дифференциация молодежи в российском профессиональном образовании // Отечественные записки. - 2006. - №3. - С.113-132.
  18. Рубцов В.В., Марголис А.А. Роль и задачи психолого-педагогической диагностики в определении качества образования // Психологическая наука и образование. –2007. – №4. – C.5-6.
  19. Рункова М.К. Прогнозирование и моделирование новых систем начального профессионального образования // Интеграция образования. - 2004. - №3. - С.32-34.
  20. Система профессионального образования в Российской Федерации: Национальный доклад. - М.: Национальная Обсерватория профессионального образования, 2006. – 118 с.
  21. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся // Педагогика. – 2002. - №5. – С.19-26.
  22. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Современный учащийся НПО (Всероссийское социологическое исследование). – М.: АПО, 2002. – 46 с.
  23. Ткаченко Е.В. О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования России // Образование и наука. - 2007. - №1. - С. 51-63.
  24. Ткаченко Е.В. Современное состояние и проблемы развития профессионального образования в России // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - №4. - С.3-7.
  25. Торопов Д.А. Оценка качества профессионального образования: риски и противоречия // Профессиональное образование. - 2005. - №4. - С.11-12.
  26. Федотова Л.Д. Оценка качества начального профессионального образования. - М.: АПО, 2000. - 54 с.
  27. Филин Г.Д. Построение модели функционирования системы НПО // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - №5. - С.44-48.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2014 год 32 стр.
Педагогическая диагностика
antiplagiatpro
Курсовая работа Педагогика
2020 год 25 стр.
Движущие силы воспитательного процесса в школе
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское