Введение
- Требование к деятельности в современной школе
- Особенности воспитательного процесса в современной школе
- Движущие силы и их роль в развитии воспитательного процесса в современной школе
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа|Педагогика
Авторство: bugalter
Год: 2020 | Страниц: 25
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Проблема воспитания школьников является одной из наиболее актуальных социальных проблем в современных условиях. Отсутствие должного внимания к ней создает ситуацию, угрожающую существованию не только современного российского государства и общества, но лишающую перспектив существования национальных ценностей и культуры России в целом. Перемены в обществе создали ситуацию, которую можно определить, как «конфликт поколений». Этот конфликт создает существенные трудности для процесса социализации личности, одним из важнейших аспектов которого является усвоение системы ценностей, норм и правил поведения, органичных российской цивилизации и культуре.
Происходящие в обществе изменения породили также противоречие между новыми требованиями к личности, с одной стороны, и уровнем, и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей, с другой стороны. Это противоречие затрудняет социальную адаптацию человека к новым условиям. Разрешение данного противоречия связано с разработкой и реализацией новой концепции воспитательной деятельности, повышением уровня управления ею.
Для современной России характерен кризис основных институтов воспитания: семьи, образовательных организаций, молодежной субкультуры. Их состояние не позволяет реализовать основные воспитательные цели. Поэтому особенно важно не только решить концептуальные проблемы воспитательной деятельности, но и разработать эффективно действующую модель управления воспитательным пространством на всех уровнях.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
− во-первых, значимостью решения проблемы воспитания школьников в условиях системного кризиса российского общества;
− во-вторых, выдвижением новых требований к деятельности в современной школе в контексте развития модернизационных процессов в области образования;
− в-третьих, недостаточной эффективностью функционирования воспитательного пространства школ; наличием нерешенных проблем, связанных с недостаточно эффективным управлением данной сферой.
Объектом исследования является воспитательный процесс в современной школе.
Предметом исследования является движущие силы воспитательного процесса в современной школе.
Целью данной работы: выявить и охарактеризовать основные движущие силы воспитательного процесса в современной школе.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем постановки и решения логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему работы.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость определяется полученными научными результатами исследования, которые могут дополнить теорию и методику воспитательного процесса в современной школе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Требование к деятельности в современной школе
Создание особой воспитательно-образовательной среды в школе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
В состав этой среды входят:
-нравственные ценности,
-урочная и внеурочная деятельность обучающихся;
-качества личностей педагогов и обучающихся;
-программы духовно-нравственного воспитания;
-социальный опыт обучающихся.
Педагоги и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-образовательную среду, так и создавать ее.
Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.[17, c 22]
Воспитательный компонент включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена:
-ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе,
-приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности,
-усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Принципами воспитания принято называть наиболее фундаментальные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Принципы организации воспитательной работы вытекают из общих принципов воспитания и организационных особенностей внеучебной работы в школе.
Для реализации «нулевого принципа» необходимо учитывать (знать, постоянно изучать и соотносить с целями и задачами воспитания) возрастные особенности учащихся и уровень развития данного ученического коллектива, групповые и индивидуальные интересы, актуальные потребности воспитанников, их способности, наклонности, ценностные ориентации.
Требование к деятельности в современной школе можно представить основными принципами организации воспитательной работы [17, c 28]:
- единство (т. е. непротиворечивость) требований к воспитанникам;
- единство предметно-пространственной среды;
- единство слова и дела: слова участников воспитательной работы не должны расходиться с делами, и в первую очередь это касается педагогов (не требуйте с воспитанников делать то, чего никогда не делаете сами; не давайте пустых обещаний, а если пообещали что-то детям, то выполняйте и т.д.);
- общность и гармоничное сочетание целей индивидуальной и коллективной деятельности воспитанников;
- общность интересов;
- общность деятельности;
- школьные традиции;
- единство школьного, семейного и общественного воспитания.
- владение педагогом инициативой в общении с воспитанниками (для воспитанников не обязательно должно быть очевидным, что инициатива в процессе общения находится в руках педагога);
- диалогичность педагогического общения, его субъект-субъектный характер (не «допрос» ученика, а стимулирование педагогом его активности в общении);
- многоканальность общения (не только через слово, но и через жест, мимику, интонацию, взгляд);
- богатство и разнообразие ситуаций педагогического общения (это условие подразумевает постоянное соотнесение педагогом ситуативной цели общения с задачами воспитания, умение видеть «педагогический смысл» в любой ситуации);
- соответствие общения этическим нормам.
Исходя из вышесказанного, в качестве общего требования к организации воспитательной работы выдвигается требование сочетания увлекательности и педагогической действенности. Это требование отражает суть воспитательной работы: нет заинтересованности воспитанников – нет работы (иначе говоря, нет деятельности, в которой активны как педагог, так и воспитанник); нет педагогической действенности – нет воспитательной работы (т.е. осуществляемая педагогом и учащимися работа утрачивает воспитательную ценность, перестаёт быть воспитывающей).
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!