Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации социально-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детского дома
1.1 Понятие социальной адаптации личности
1.2 Особенности социально-психологического развития личности в условиях детского дома
1.3 Задачи и средства социально-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детского дома
1.4 Выводы
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса социальной адаптации выпускников детского дома
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по организации социально-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детского дома
2.4 Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования особенностей социально-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детского дома связана с несколькими причинами. В первую очередь, по имеющимся данным , сегодня значительная часть детей, покидающая детские дома, оказывается не готова к самостоятельной жизни. Выпускники впервые сталкиваются с необходимостью решения широкого круга задач, требующих осознанности и ответственности: выбор профессионального пути, построение семьи, ведение хозяйства, построение приятельских и дружеских отношений вне детского дома, противостояние негативным влияниям мира. Эти задачи нередко оказываются не под силу выпускникам. Лишь треть выпускников детских домов благополучно адаптируются к новым условиям, остальные оказываются в достаточно тяжелой ситуации, на что указывает статистика: в течение первых трех лет после выхода из детского дома 30% выпускников вступает в контакт с правоохранительными органами из-за асоциального поведения, 8% – совершают уголовно наказуемые преступления, 32% – принимают участие в уличных драках .
В такой ситуации встает вопрос о средствах социальной адаптации выпускников детского дома. В качестве одного из таких средств может быть рассмотрено социально-педагогическое сопровождение как систематическая, пролонгированная деятельность, осуществляемая с учетом реальных условий жизни в детском доме, ориентированная на формирование способности детей к социальной адаптации, преодолению жизненных трудностей.
При этом, как показывает анализ литературы, сегодня вопросы организации социально-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детского дома рассмотрены недостаточно. В литературе представлены общие вопросы нарушения социальной адаптации этой категории детей в условиях детского дома (исследования Л.В. Байбородовой, Т.Т. Бурлаковой, Ю.Г. Грачева, Л.Г. Жедуновой, Й. Лангмейера, 3.Матейчика, В. Мухиной, М.И. Рожкова, Е.А. Стребелевой, Л.М. Шипицыной и др.). Однако проблема анализа и разработки конкретных мер социально-педагогического сопровождения остается открытой, что и обуславливает актуальность данной работы.
Объект: социальная адаптация.
Предмет: социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации выпускников детского дома.
Цель: исследовать особенности социально-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детского дома.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие социальной адаптации личности.
2. Охарактеризовать особенности социально-психологического развития личности в условиях детского дома.
3. Проанализировать задачи и средства социально-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детского дома.
4. Провести экспериментальное исследование процесса социальной адаптации выпускников детского дома
5. Разработать рекомендации по организации социально-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детского дома.
В ходе написания работы были использованы следующие методы:
- анализ литературы;
- тестирование;
- количественный и качественный анализ результатов тестирования.
В практической части работы были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
2. Тест смысложизненных ориентаций.
Работа включает введение, теоретическую и практическую главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Арбузова В.Н. Медико-социальные аспекты коррекции пограничных нервно-психических расстройств у учащихся школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.Н. Арбузова, И.Н. Авдеева, Г.Б. Таныгина, Г.Л. Малинка // Охрана здоровья детей и подростков. – Киев, 1990. – Выпуск 21. – С.14-17.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарев Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. – М., 1999. – 180 с.
3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. 2 изд-е. – СПб., Питер, 2003. – 290 с.
4. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. … канд.психол. наук. – М., 1989. – 189 с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., Просвещение. 1991. – 120 с.
6. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г.В. Безюлева: монография. – М., НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 320 с.
7. Большая советская энциклопедия. – М., 1978, Т.3, с.86.
8. Бревнова В.М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности. Дисс... канд.пед наук. – Омск, 2008. – 231 с.
9. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., Владос, 2003. – 200 с.
10. Горовая В.И. Проблемы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни // Детский дом. – 2009. – №32. – С .18-26
11. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде // Проблемы cоциальной психологии личности. – 2005. – №2. – С. 11-16
12. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. – 118 с.
13. Дуброва Т.И., Жуков О.Ф. Проблемы социальной адаптации детей с умственной отсталостью / Порталус [Электронный ресурс] Режим доступа: http://portalus.ru
14. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. – М., 1990. – С. 219-232
15. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990. – С.191-205
16. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М., ПЕР СЭ, 2007. – 290 с.
17. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. – Саратов, 2000. – 170 с.
18. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте: пер. с чешск. – Прага: Авиценум, 1984. – с.120
19. Маликов Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: монография. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. – 72 с.
20. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., Академия, 1997. – 190 с.
21. Овчарова Р.В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей: Дис. ... д-ра психол. Наук. – М., 1995. – 120 с.
22. Орлова Н.Н. Формирование ценностных ориентаций у воспитанников детских домов. Дисс... канд.пед.наук. – Ярославль, 2009. – 197 с.
23. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – № 31. – С.18-23
24. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина / Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. – М., Независимая фирма «Класс», 2000. – 298 с.
25. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., – М., Педагогика Пресс, 1997. – 440 с.
26. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М., Издательский центр «Академия», 2002. – 390 с.
27. Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Дис. ... канд.психол наук. – М., 1991. – 200 с.
28. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. Дис. …д-ра социол. наук. – Кемерово, 1992. – 398 с.