Введение.
Глава 1. Общая характеристика системы подготовки и проведения соревнований по волейболу.
1.1. Особенности соревновательной деятельности в волейболе.
1.2. Этапы подготовки к проведению соревнований.
1.3. Судейство на соревнованиях по волейболу.
Глава 2. Особенности проведения соревнований по волейболу на уроках физической культуры в школе.
2.1. Теоретико-методические основы соревновательного метода в процессе обучения волейболу в школе.
2.2. Организация и проведение соревнований в школе.
Заключение.
Список литературы.
Вся история развития научных основ подготовки спортсменов была связана с изучением процесса тренировки, что нашло свое выражение в научной и методической литературе. И до настоящего времени большое количество книг, статей, диссертаций, посвященных подготовке спортсменов, обходит стороной важнейшую составляющую подготовки - систему соревнований, которая наряду с системой тренировки играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов, но по отношению к разработанности остается пока в большинстве видов спорта почти на "зачаточном" уровне.
В тоже время исследователи, занимающиеся проблемами соревнований в большинстве случаев замыкаются на вопросах изучения структуры соревновательной деятельности, оставляя без серьезного внимания систему общего (командного) и индивидуального календарей.
Соревнования являются специфическим ядром спорта и поэтому их значение обусловлено социальными функциями спорта как одного из явлений общечеловеческой культуры. В связи с этим, при организации соревнований обычно учитываются не только закономерности подготовки спортсменов, но и условия, необходимые для реализации специфических и общекультурных функций спорта, прежде всего, выраженных в достижении как высоких, так и необходимых для данного этапа подготовки спортивных результатов. Успешное выступление спортсмена или команды в главных соревнованиях является одной из целей системы подготовки спортсмена.
С другой стороны, соревнования рассматриваются в качестве средств подготовки спортсмена. Им, как и другим компонентам, присущи специфические особенности, позволяющие решать задачи, нереализуемые с помощью системы тренировки. Соревнования характеризуются тем, что включаются в систему подготовки только в той мере, в какой они способствуют обеспечению готовности спортсмена к достижениям.
Специалисты отмечают, что стремление к возможно более широкому использованию соревновательной практики является одной из отличительных черт современного спорта. Формы тренировки, моделирующие условия соревнований и сами соревнования, создают предпосылки, необходимые для достижения высоких результатов. Следствием отсутствия возможности участвовать в необходимом количестве соревнований, является недостаточно полная адаптация спортсмена к факторам соревновательной ситуации и в связи с этим, закономерное снижение эффективности соревновательной деятельности.
Основная тенденция современной системы подготовки спортсменов высокой квалификации - ее интенсификация - может быть наиболее эффективно решена только через оптимизацию соревновательной практики. Уже в начале 50-х годов Н.Г. Озолиным было введено понятие "соревновательная подготовка", а сами соревнования стали рассматривать, с одной стороны, как цель, а с другой - как средство подготовки. Было доказано, что участие в соревнованиях является серьезной проверкой всех сторон подготовленности спортсменов, т.к. в них проявляются многие качества и функциональные возможности человека. В то же время сами соревнования служат и средством их формирования.
Соревнования по различных видам спорта проводятся не только с целью подготовки профессиональных спортсменов, но и в школе, в процессе обучения технике спортивной игры. Соревнования в школе - неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса, одна из форм внеклассной работы, эффективное средство физического воспитания.
Таким образом, соревнование является неотъемлемой частью подготовки спортсменов и учащихся в избранном виде спорта. Поэтому знание этапов подготовки и проведения соревнований необходимо специалисту по физической культуре и спорту.
Цель исследования – изучить теоретико-методологические основы подготовки и проведения соревнований по волейболу у спортсменов и учащихся на уроках физической культуры в школе.
Объект исследования – методика проведения спортивных соревнований.
Предмет исследования – этапы подготовки и проведения спортивных соревнований по волейболу.
Задачи исследования:
- Рассмотреть особенности соревновательной деятельности в волейболе.
- Выделить этапы подготовки к проведению соревнований по волейболу.
- Изучить особенности судейства на соревнованиях по волейболу.
- Раскрыть теоретико-методические основы соревновательного метода.
- Рассмотреть особенности организации и проведения соревнований по волейболу в школе.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и методической литературе по методике организации и проведения соревнований по волейболу.
Теоретической основой исследования являются работы по проблемам организации соревнований спортсменов-волейболистов (Железняк Ю.Д., Айрапетъянц Л.Р., Пименов М.П., Кунянский Я.А., Суслов Ф.П.), по проблемам судейства (Григорьев М., Губенко Л.Я., Давыдов М., Зуев В.Н., Книжников А.Н., Книжников Н.Н., Корнеева Ю., Кузин В.В., Кунянский В.А., Курдюков А.Б., Кутепов М.Е., Наумов В.Ф., Холодняк Д.Г., Цапенко В.А., Петров В.А., Сердюк Д.Г., Цапенко С.В.), по проблемам организации соревнований по волейболу в школе (Голомазов В.А., Железняк Ю.Д.).
Глава 1. Общая характеристика системы подготовки и проведения соревнований по волейболу
1.1. Особенности соревновательной деятельности в волейболе
Особенность соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве соревновательных упражнений - технических приемов тактических действий. Нужно выполнять их многократно в процессе соревнований для достижения результата. Волейболистам приходится играть в несколько встречах, порой продолжительных, не снижая эффективности и оптимально выполняя игровую роль.
Все эти специфические черты волейбола, как игрового вида спорта позволяют сформулировать требования к игрокам различной спортивной квалификации. Так, в волейболе техника приобретает ведущее значение, в основном на оценки судьи и тем самым непосредственно влияет на результат [8].
Характерными чертами игровых видов спорта и, в частности, волейбола, являются:
- соревновательная деятельность возникает с момента введения мяча в игру, при соперничестве двух команд, которые действуют как единое целое, при конкуренции за выигрыш;
- специфика в игре волейболистов состоит в том, что на подачу отводится одна попытка за определенное время и ошибка в ее исполнении приводит одновременно к потере подачи и очка;
- постоянно изменяющиеся условия, поскольку действия игроков и команды в целом находятся под постоянным контролем соперника, который хочет разрушить атаку, защиту навязать свою игру. Это предъявляет к игроку ряд специфических требований: он должен видеть в каждый момент игровую ситуацию (широко) в целом, и (узко) области своего амплуа атаки или защиты; уметь проанализировать ситуацию делать выводы, принимая оптимальные решения, и своевременно выполнят ответные действия, предугадать действия партеров и замыслы противника, учитывать расположения игроков на площадке, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать наиболее целесообразные действия, своевременно и эффективно их выполнять;
- результат соревнований является итогом взаимодействия структурных звеньев команды. Следовательно, владение техникой, индивидуальной и командной тактикой наличие физической подготовленности являются условиями, необходимыми для успешной игры команды. Из этого следует, что каждый игрок должен работать на команду и ее целевые установки. Результаты соревнований являются критерием оценки уровня, как мастерства игроков, так и качества работы тренеров, ибо в волейболе оценивается только победа или поражение [16].
Высокий уровень технической подготовленности характеризуется следующими критериями;
- надежностью - стабильным выполнением технических приемов;
- разносторонностью - владением всеми техническими приемами и умением выполнять их совершенными способами;
- приспособляемостью - умение использовать арсенал технических приемов и способов в различных игровых ситуациях при активном противодействии соперника;
- специализацией - владением в совершенстве комплексом приемов при выполнении определенных функций в команде [8].
В своих оценках по проблеме соревновательной деятельности в волейболе и обеспечении ее эффективности в игровом процессе большинство специалистов выделяют следующие направления.