ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРАНИЗАЦИИ
1.1 Практика применения информационных технологий в планировании и организации эффективной деятельности организации в России
1.2 Основные проблем и тенденции совершенствования применения информационных технологий в планировании и организации эффективной деятельности организации в России
2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБУЗ АО «ДГП №3»
2.1 Краткая характеристика деятельности ГБУЗ АО «ДГП №3»
2.2 Анализ применения информационных технологий в планировании и организации деятельности ГБУЗ АО «ДГП №3»
2.3 Разработка рекомендаций применения информационных технологий в планировании и организации эффективной деятельности ГБУЗ АО «ДГП №3»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Программное обеспечение за полвека своего существования претерпело огромные изменения, пройдя путь от программ, способных выполнять только простейшие логические и арифметические операции, до сложных систем управления организациями. В программном обеспечении всегда можно было выделить два основных направления развития: выполнение вычислений и накопление, обработка информации.
Первоначально компьютеры предназначались главным образом для выполнения сложных математических расчетов (в первую очередь для расчетов, связанных с созданием ядерного оружия и ракетной техники), в настоящее время доминирующим является второе направление. Такое перераспределение основных функций, выполняемых вычислительной техникой, вполне понятно – гражданские области применения компьютеров гораздо более распространены, чем военные и научные, а снижение стоимости компьютеров сделало их доступными для совсем небольших предприятий и даже частных лиц.
Сегодня управление предприятием без компьютера просто немыслимо. Внедрение цифровых технологий производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации за счет не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторских работ, но и за счет принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов организации при принятии решений, использовании современных средств телекоммуникаций, глобальных и локальных вычислительных сетей.
Актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что при рассмотрении направлений применения цифровых технологий в планировании и организации эффективной деятельности организации необходимо организовать таким образом, чтобы она способствовала достижению целей организации любого уровня.
Через предприятия (организации) оказывающих услуг населения ежедневно проходят большие потоки информации, обработать которые человеку становится всё труднее и труднее. Поэтому без цифровых технологий, эффективно работающих, просто не обойтись. Хорошо развитые цифровые технологии являются ключевым фактором успеха для организации. Таким образом, одним из направлений деятельности руководителя по совершенствованию цифровых технологий является оценка цифровых технологий, с точки зрения их эффективности, которая позволяет выявить недостатки системы и возможности её совершенствования.
Возникает противоречие: между необходимостью повышения эффективности управления организацией и отсутствием в исследуемом учреждении новых цифровых технологий в планировании и организации.
Указанное противоречие позволило нам определить актуальную проблему, заключающуюся в следующем: без совершенствования информационной системы невозможно повысить эффективность планировании и организации эффективной деятельности организации.
Объект исследования: цифровые технологии.
Предмет исследования: совершенствование применения цифровых технологий в планировании и организации эффективной деятельности организации.
применения цифровых технологий в планировании и организации эффективной деятельности организации.
1. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРАНИЗАЦИИ
1.1 Практика применения информационных технологий в планировании и организации эффективной деятельности организации в России
Для начала определим сущность понятия «Информационные технологии». Информационные технологии — это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации [14, с. 6].
Информационная технология является процессом, состоящим из чётко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию и принятия на её основе решения оптимального управленческого решения [16]. Информационная технология может существовать и вне сферы информационных систем.
Информационные технологии — это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности [21].
По сути, под информационной технологией на практике понимается технологическое применение компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и т.п.), способы их взаимодействия, а также определенные методы организации работы с информацией.
Все виды информационных технологии и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.
Инструментарием информационной технологии являются один или несколько взаимосвязанных программных продукта для определённого типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям [22, с. 30]:
- обеспечивать высокую степень разбиения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;
- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
- иметь регулятивный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.
Компьютерные информационные технологии характеризуются:
- интеграцией компьютеров и средств связи;
- интерактивным (диалоговым) режимом работы с компьютером;
- интегрированностью (взаимопроницаемостью форматов данных) разных программных продуктов;
- гибкостью процесса изменения, как данных, так и постановок задач [25].
В организациях информационные технологии представлены средствами связи, электронно-вычислительными машинами и т.д. С их помощью автоматизируется проектирование (посредством специально созданных конструкторских программ); создаются базы данных, в том числе и глобальные, обеспечивающие поиск, сортировку и хранение всей необходимой информации; упрощаются методы обработки текстовой, графической и числовой информации.
В связи с тем, что тема исследования в практической части работы опирается на практику применения цифровых технологий в планировании и организации деятельности ГБУЗ АО «ДГП №3», далее рассмотрим практику применения информационных технологий в планировании медицинских организаций.
28 июля 2017 распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], в которой обосновано, что данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет
Цифровая трансформация процессов становится реальностью для всех отраслей экономики. Одним из важнейших направлений развития цифровой экономики является здравоохранение. Под здравоохранением понимают отрасль деятельности государства, задачей которой является обеспечение квалифицированной и доступной медицинской помощи.
Особенностью организации здравоохранения является то, что практически вся информация, касающаяся конкретных лечебно-диагностических или профилактических мероприятий, относится к персональным данным пациента или к врачебной тайне медицинского работника [2]. До недавнего времени записи врачей в медицинскую карту и рецепты на приобретение лекарственных препаратов существовали исключительно в бумажном варианте и представляли собой определенную информацию, подписанную врачом и заверенную печатью медицинской организации. Доступ к карте или к рецептам имели только владелец персональных данных (пациент) или уполномоченные сотрудники медицинской организации.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» регламентирует переход всех отраслей экономики от традиционного документооборота к безбумажному или электронному документообороту. При переходе на электронный способ хранения и передачи информации сразу встает вопрос о том, что указанные выше данные могут стать доступны неограниченному кругу лиц: операторам, вводящим данные, системным администраторам, любым людям, имеющим доступ к компьютеру. Также не был определен статус телемедицинских консультаций, предусматривающих передачу персональных данных в другое медицинское учреждение по каналам сети Интернет [3]. 29 июня 2017 года был принят Федеральный закон №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», предусматривающий внесение дополнений и изменений в законодательные документы, регламентирующие процессы в здравоохранении, которые в настоящий момент подвергаются цифровой трансформации: электронный документооборот, внесение персональных данных в базу данных медицинского учреждения при регистрации пациента, обмен сведениями, содержащими персональные данные, с федеральными информационными системами в сфере здравоохранения, федеральными базами данных, назначение лекарственного препарата для медицинского применения.
«Конституция Российской Федерации». (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Указ Президента РФ от 09.10.2007 №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г.
Доклад Государственного совета Российской Федерации «О задачах субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения», 2019г.
Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 24.05.2019 № 555р «Об утверждении ведомственной целевой программы "Совершенствование оказания медицинской помощи в Астраханской области" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
Методические рекомендации (2-е издание с дополнениями и уточнениями) «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», утвержденные Министерством здравоохранения РФ 30.07.2019 г.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1632-р от 28 июля 2017 г.
Гатилова И.Н. Информатизация как основной фактор повышения эффективности управления предприятием // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2017. -№1(62). – С.88-97.
Егорова И. А., С. П. Коровкин, С. П. Миронов «Методика оценки эффективности деятельности поликлиник УДП РФ» , Кремлевская медицина. М., 2014. № 2, 24 с.
Каратунова Н.Г.Влияние современных информационных технологий на управление в менеджменте предприятия // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2015. - №2-3(66-67). – С.202-208.
Конспект Лекций По Основам Медицинского Права (О. В. Никульникова, Н. В.Косолапова,Г.P. Колоколов).
Куценко О.С. «Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации», Молодой ученый, 2016, № 9 (113), 628-630 с.
Мантурова А.Л.Использование информационных технологий в управлении персоналом предприятия // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2016. - №15. – С.7- 10.
Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, 2019г.
Миронова Т.К. Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи: учебное пособие. Юстицинформ, 2018. 348 с.
Наука, образование и практика: профессионально-общественная аккредитация, тьюторство, информационные технологии, информационная безопасность: коллективная монография // под. ред. А.М. Чернопятова. – М.: РУСАЙНС, 2017. – 160 с.
Образование и наука: современные тренды: коллективная монография // под. ред. О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
Овсяницкая Л.Ю. Формирование информационной компетентности специалистов здравоохранения как фактор обеспечения национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 13 (298). – С. 45-55.
Подосенов Г.В.Информационные технологии как средство эффективного управления предприятием // Транспортное дело России. – 2015. - №4. – С.112-114.
Попелло М.В., Семенов А.М. Роль информационных технологий в процессе управления предприятием // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего. – 2016. – С.83-84.
Сагалов А. И. «Специфика экономического анализа эффективности деятельности учреждений здравоохранения», Экономические науки, № 2(87), 2012, 104–109 с.
Сотникова Е.В. «Региональные программы развития здравоохранения и его модернизации», Молодой ученый, 2011, № 5 (28). Т. 1, 226-229 с.
Чернопятов А.М. Анализ места предприятия в хозяйственной системе // Транспортное дело России. – 2013. – №2. – С. 40-41.
Чернопятов А.М. Инвестиции: особенности российского рынка ценных бумаг // Транспортное дело России. – 2013. – №1. – С. 3-4.
Чернопятов А.М. Коэволюционное обеспечение верификационных требований для перманентного развития предпринимательской среды // Инновации и инвестиции. – 2014. – №6. – С. 37-39.
Чернопятов А.М. Место предприятия в институционализации производственно—хозяйственного сектора // Транспортное дело России. – 2011. – №6. – С. 50-52.