Актуальность темы. Железнодорожная медицина необходима, так как существует проблема медицинского обеспечения безопасности движения поездов, никакими другими путями как через контроль здоровья работников железнодорожного транспорта и эффективную систему помощи пострадавшим на дорогах не решаемая.
Проблема медицинского обеспечения безопасности движения поездов с развитием общества актуализируется. Движение интенсифицируется – скорости поездов возрастают, интервалы движения между ними сокращаются. Результат – нелинейно увеличивающийся риск опасности катастроф с неизбежными человеческими жертвами. Отнюдь не ограничивающимися единичными случаями.
Сегодня железнодорожное здравоохранение построено на научных принципах организации бизнеса, основанных на внедрении инновационных технологий при оптимальном использовании кадровых и финансовых ресурсов.
При этом в отличие от децентрализованной системы управления здравоохранением России в компании принята централизованная система управления.
Децентрализованная система управления имеет определенные достоинства, к которым следует отнести мобильность при принятии решений, возможность быстрой адаптации к изменяющимся условиям деятельности медицинских учреждений. Слабая ее сторона заключается в том, что вышестоящие уровни управления могут осуществлять лишь методологическое руководство, из-за чего возникают проблемы исполнения на местах решений, принятых руководством медицинской отрасли.
Железнодорожное здравоохранение пока единственное в России переведено на страховые принципы финансирования, что позволило более эффективно работать учреждениям здравоохранения компании, а также полнее использовать мотивационные механизмы для работы персонала. Для обеспечения максимально эффективной работы ЛПУ особое внимание уделяется информатизации управленческого, лечебного, диагностического, статистического и других видов деятельности.
14 июля 1999 г. был утвержден приказ № 279 «Об основных направлениях развития информатизации охраны здоровья населения России», в соответствии с которым созданы типовые проекты информатизации стационаров, поликлиник, родильных домов, станций скорой медицинской помощи, медикогенетических консультаций, разработаны проекты автоматизированных рабочих мест (АРМ) медицинских работников различного уровня и профиля. Именно сетевые информационные технологии, телемедицинские системы, автоматизированные базы медицинских данных и регистры застрахованного населения обеспечивают возможность полномасштабного учета экономико-статистических показателей каждого пациента, каждого ЛПУ и их территориальной сети для анализа, подготовки и принятия эффективных управленческих решений. Прежде всего, это обеспечивает внедрение экономических методов управления лечебно-профилактическими учреждениями, так важное сегодня в условиях работы ЛПУ в системе ОМС, ДМС, оказании платных медицинских услуг и др.
В связи с вышеизложенным, актуальным является обоснование необходимости перехода к стратегическому управлению здравоохранением, с применением информационно-аналитических систем поддержки принятия решений на основе современных компьютерных технологий.
Таким образом можно говорить об актуальности темы работы.
Различные аспекты управления информационно-коммуникационной деятельностью организации подробно изучались в России в трудах таких авторов, как А.Н. Чумиков, Г.Г. Почепцов, И.Л. Викентьев, Е.Н. Пашенцев, В.Г. Королько, А.Б. Васильев. Анализ моделей управления информационно-коммуникационной активностью организации, разработанных такими зарубежными и отечественными авторами, как Д. Соломон, Б. Кардийо, Э. Броуди, Р. Крейбл, С. Вибберт, Л. Саффир, Р.Хейли, О. Беверидж, Г.В. Губина показал, что они уделяют основное внимание структурному наполнению, описанию последовательных этапов модели управления ИКД. При этом, исследователи практически не рассматривали сам процесс управления как динамично развивающуюся систему, обеспечивающую адаптацию организации к изменениям во внешней среды.
Все это позволило утверждать, что рассматриваемая в данной выпускной квалификационной работе проблема эффективного управления информационно-коммуникационной деятельностью организации в условиях сложной внешней среды являлась недостаточно изученной. Этот факт послужил основой для выбора темы работы, определил его актуальность, цели и задачи.
Цель работы заключается в обосновании целесообразности и разработке путей совершенствование информационной деятельности в НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Хабаровск-1» ОАО «РЖД»
Достижение поставленной цели предполагает решение в ходе работы следующих основных задач:
1 изучить формы и модели управления информационной деятельностью в организации;
2 проанализировать информационную деятельность НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Хабаровск-1» ОАО РЖД и выявить ее проблемы;
3 разработать проектные рекомендации по совершенствованию информационной деятельности НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Хабаровск-1», ОАО РЖД.
Объектом исследования является НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Хабаровск-1» ОАО РЖД.
Предметом исследования выступает деятельность НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Хабаровск-1» ОАО РЖД по развитию информационно-коммуникационной системы поликлиники.
Нормативно-правовую базу работы составили нормы Конституции РФ, другого действующего федерального и субъектного законодательства, регулирующего работу учреждения, Устав и иные документы поликлиники.
Теоретико-методологические основы работы составили исследования и монографии по теме информационного обеспечения деятельности организаций, коммуникациям и менеджменту, а также публикации в периодических изданиях и сети Интернет. В процессе написания работы применялись методы моделирования, сопоставления, сравнения, детализации, обобщения, группировки, прогнозирования.
Хронологические рамки исследования: 2015-2017 гг.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты, а именно разработанный проект совершенствования информационной деятельности НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Хабаровск-1» ОАО РЖД может быть успешно реализован на базе учреждения здравоохранения увеличив эффективность его работы и взаимодействия с внутренней и внешней средой.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.
1 Формы и модели управления информационной деятельностью в организации
1.1 Организация как открытая система и ее информационная среда
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации.
Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения .
Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация определенное соотношение централизации и децентрализации.
Отметим, что организации заранее проектируются, моделируются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленных целей. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели.
Каждая организация имеет свое предназначение - миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия - понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;
2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
4) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).
Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей - выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т. д.
Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью системного подхода. Система - это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Различают системы открытые и закрытые. Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и людские ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с внешней средой, открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов.
Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами, рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы .
Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т. п. Открытые системы имеют, однако, некоторые специфические черты. Одна из таких черт - это признание взаимозависимости между системой и внешней средой. Существует граница, которая отделяет систему от ее окружения. Изменения во внешней среде влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение.
Организация должна отражать состояние внешней среды. В основе ее построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера.
Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должен обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.
Принципиальное значение для функционирования организаций имеет обратная связь. Открытые системы постоянно получают информацию из внешней среды. Это помогает приспособиться и позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению нежелательных отклонений параметров системы. Здесь под обратной связью понимается процесс, позволяющий получать приток в систему информации или денег для модифицирования производства выпускаемой продукции или налаживания выпуска новой продукции .
Нужно учитывать и то, что организации укомплектовываются людьми. Очевидно, что при группировке видов деятельности и распределении полномочий внутри любой организационной системы необходимо учитывать недостатки и привычки людей. Это не означает, что организация должна создаваться применительно к людям, а не на основе целей и сопутствующих их достижению видов деятельности. Однако весьма важным для руководителя, зачастую сдерживающим, фактором является то, какие лица будут работать в организации, какие роли они будут выполнять (табл. 1).