ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность компании
1.3 Инструменты и методы управления конкурентоспособностью современного предприятия
Глава 2. Управление конкурентоспособностью в ООО «Крокус Интерсервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Крокус Интерсервис»
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
Глава 3. Резервы повышения конкурентоспособности ООО «Крокус Интерсервис»
3.1 Стратегические направления повышения конкурентоспособности предприятия
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность настоящего исследования определена тем, что одним из критериев успешности национальной экономики считается управление повышением конкурентоспособности организаций. Достичь высокого уровня конкурентоспособности – важная задача для каждого предприятия, стремящегося занять устойчивые позиции на рынке. Все отрасли экономики являются важными для экономики страны, где проблема повышения конкурентоспособности является приоритетной.
Повышение уровня требований к ассортименту и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг обостряет проблему обеспечения конкурентоспособности. Если ранее данная проблема относилась преимущественно к российским компаниям, расположенным в больших городах, где насыщенность организациями традиционно велика, то в последние годы с необходимостью повышения конкурентоспособности столкнулись и предприятия малых городов, в связи с чем сoздание успешного, кoнкурентоспoсобнoй организации является в такoй ситуации значимой и актуальной прoблемой для менеджмента, требующей для ее решения специальных знаний и умений ведения бизнеса в таких условиях.
Прежде всего, необхoдимо обладать способностью анализировать рынoчную ситуацию и oценивать свои возможности, свои резервы. Необхoдимость выявления резервов кoнкурентoспосбности предприятия oбуслoвлена рядом причин: вo-первых, кoнкурентoспособность – пoказатель динамичный, зависящий oт рынoчной ситуации. Пoэтому стратегические цели фирмы и ее задачи должны быть всегда сoотнесены с ситуацией на рынке и своими вoзможностями; во-вторых, находясь в рынoчной конкурентной среде, неoбходимо пoстоянно oценивать свои конкурентные пoзиции и сравнивать их с пoзициями реальных конкурентов; втретьих, интеграция предприятия в мировое разделение труда вoзможна лишь при oпределенном уровне конкурентоспособности.
Все вышесказанное стимулирует каждое предприятие не зависимо от формы хозяйствования оценивать уровень своей кoнкурентoспособности, искать резервы ее повышения и выявлять более результативные схемы менеджмента. Это обосновывает выбор темы исследования и ее актуальность.
Цель исследования заключается в изучении теоретических основ и разработке прикладных рекомендаций по организации действий действующей компании для повышения ее конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
– раскрыть сущность понятия конкуренции и конкурентоспособности;
– изучить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность компании;
– охарактеризовать инструменты и методы управления конкурентоспособностью современного предприятия;
– представить организационно-экономическую характеристику ООО «Крокус Интерсервис»;
– выполнить анализ конкурентной среды предприятия;
– провести оценку конкурентоспособности предприятия;
– разработать стратегические направления повышения конкурентоспособности предприятия;
– выполнить оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступила деятельность предприятия сферы складских услуг «Крокус Интерсервис».
Предметом исследования выступает система управления конкурентоспособностью на предприятии.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых в области экономики, стратегического менеджмента, оценки текущего состояния предприятия, статьи периодических изданий, материалы монографий. Так, теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ базируется на трудах: С. Брю, А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина, Й. Шумпетера и др.
Разработкой теоретических и методологических аспектов конкурентоспособности организации внесли такие отечественные и зарубежные ученые: М.И. Гельвановский, М.И. Кныш, Е.И. Мазилкина, Х.А. Фасхиев, Ж. Ламбер, М. Портер, Ф. Котлер.
Информационной базой работы стали работы ведущих специалистов в области теории конкурентоспособности организации и ее конкурентных преимуществ, таких как: Г.Д. Антонов, Г.Л. Багиев, Ю.Н. Егоров, М. Портер, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов, Г.В. Осовская, А.А. Осовский и др., а так же материалы периодической печати, информационные ресурсы сети интернет и внутренняя отчетность предприятия ООО «Крокус Интерсервис» за 3 года.
В работе были использованы такие методы исследования, как: анализ предоставленных документов, аналитический метод изучения публикаций и статей, использование различных сравнительно–показательных способов оценки экономической деятельности организации, сравнительный анализ, методы индукции и дедукции, обобщения, группировки и абстрагирования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
Конкуренция возникла одновременно с переходом от натурального производства к товарному производству, то есть, когда посредством производства стали удовлетворятся не собственные потребности, а потребности общества. Перестройка и следующий период показали, что эффективное развитие экономики возможно только в ситуации, когда хозяйствующие субъекты борются за своих потребителей, что и является основой конкурентных действий.
Согласно Закону РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[1], конкуренция заключается в соперничестве между хозяйствующими субъектами, когда самостоятельными действиями каждой из них ограничивается либо исключается возможность каждого из них одностороннего воздействия в отношении общих условий обращения товаров на соответствующем рынке продукции.
Обращаясь к научной сфере, следует отметить существование нескольких определений понятия «конкурентоспособность»:
– М. Портер: «конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений»[2].
– Р.А. Фатхутдинов: «конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке». То есть «конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке»[3].
– Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников предлагают, в виду сложности и многоуровневости понятия конкурентоспособность, его анализ и оценку увязывать с конкретной конкурентной средой и, особенно, с ее уровнем. Авторы выделяют 3 таких уровня[4]:
а) макроэкономический (рассматриваются и оцениваются основные условия функционирования всей хозяйственной системы);
б) мезоуровень (определяются и формируются перспективы развития отрасли или корпорации, включающей совокупность предприятий);
в) микроуровень (основополагающим является соотношение цены и качества товара, которое, в свою очередь зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать свои конкурентные преимущества).
– А.Ю. Юданов: «конкурентоспособность – показатель того, насколько эффективно компания удовлетворяет потребности клиента по сравнению с другими компаниями, предлагающими подобный товар или услугу»[5].
– Г.В. Осовская, А.А. Осовский: «конкурентоспособность фирмы – это возможность эффективнее распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка. Кроме того, они отмечают, что без производства и реализация конкурентоспособных товаров невозможна конкурентоспособность фирмы»[6]. При этом, авторами под конкурентоспособностью товара понимается его способность отвечать запросам покупателей по сравнению с аналогичными товарами, представленными на рынке: с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой – ценам, преимуществами в гарантийном и постгарантийном обслуживании, рекламе, имидже производителя[7].
Понятие «управление конкурентоспособности предприятия (фирмы)» подобно понятиям «конкуренция», и «конкурентоспособность» также трактуется специалистами по разному.
Так, Кузубов А.А. определяет управление конкурентоспособностью предприятия как комплексный, системный и целенаправленный процесс, направленный на формирование и постоянное развитие конкурентных преимуществ организации, учитывая как влияние внешних условий, так и необходимость оптимизации прибыли[8].
По мнению Л.С. Егоровой и А.А. Макарычева управление конкурентоспособностью предприятия – это деятельность по формированию направленных на противостояние разнообразным внешним угрозам и достижения лидерских позиций управленческих решений в соответствии с поставленными стратегическими целями»[9].
Н.А. Никитина под управлением конкурентоспособностью понимает планомерное, целеустремленное и постоянное воздействие на всевозможные условия и факторы, обеспечивающее создание и полноценное использование продукции оптимального качества[10].
Таким образом, анализируя различные подходы ученых к вопросам управления конкурентоспособностью предприятия условно можно выделить субъективные и объективные их характеристики.
Так, субъективный подход предполагает, что основой конкурентоспособности предприятия выступает более эффективное функционирование внутренней среды любой организации.
Система управления конкурентоспособностью в соответствии с данным подходом базируется на формирование внутренней конкурентных преимуществ, конкурентного потенциала, конкурентных стратегий и т. д.
Объективный подход базируется на рассмотрении конкурентоспособности как результата сравнения совокупности преимуществ предприятия (независимо от их источника) и эффективности его функционирования с преимуществами и показателями деятельности предприятий-конкурентов[11].
Субъект управления конкурентоспособностью предприятия – это управляющие органы всех уровней и ответственные лица, которые обеспечивают достижение запланированного состояния[12].
Объектом управления выступают те процессы, от которых зависит эффективность формирования и использования финансовых ресурсов, кадрового потенциала предприятия, производственных возможностей, соответствующего качества выпускаемой продукции[13].
Предложенные подходы не рассматриваются по отдельности, так как они дополняют друг друга, в частности, субъективный подход по результатам исследования внутренней среды предприятия позволяет определить факторы, способствующие достижению определенного уровня конкурентоспособности. Объективный же подход отражает, в большей степени, результаты принятия управленческих решений с точки зрения эффективности конкурентной борьбы предприятия по отношению к его основными конкурентам