Введение.
Глава I. Теоретико-методологические аспекты переподготовки кадров в службе занятости.
1.1. Понятие, сущность и особенности переподготовки кадров в службе занятости
1.2. Методы переподготовки и проведения аттестации кадров.
1.3. Нормативно-правовые основы переподготовки кадров и работы служб занятости в РФ.
Глава II. Анализ и оценка переподготовки кадров в службе занятости в Чукотском автономном округе.
2.1. Специфика занятости и переподготовки населения в Чукотском автономном округе.
2.2. Основные направления стимулирования переподготовки кадров Чукотского автономного округа.
2.3. Оценка мероприятий по совершенствованию переподготовки кадров в службе занятости Чукотского автономного округа.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Занятость – это крайне важная экономическая и социальная проблема, играющая определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии личности.
Актуальность темы исследования в том, что на современном этапе в нашем государстве существуют серьезные диспропорции в сфере занятости, которые приводят к негативным макроэкономическим и социальным последствиям: сокращение ВВП, уменьшение налоговых доходов государства, ослабление пенсионных гарантий, рост социальной напряженности, ухудшение криминогенной ситуации, снижение качества рабочей силы, производительности труда, отток рабочей силы в теневой сектор, обесценение образовательных и профессиональных навыков, проблемы семьи и здоровья (соответственно, демографические проблемы).
До настоящего времени в нашей стране недостаточно четко определены экономические основы функционирования занятости в рыночных условиях. Пока отсутствует комплексное обоснование механизма муниципального управления занятостью. Чрезвычайно актуальны выявление форм и методов этого взаимодействия, а также обоснование наиболее эффективных механизмов управления занятостью на местном уровне.
Так же за пределами внимания исследователей пока остается изучение занятости и безработицы во взаимосвязи с другими социальными проблемами. К сожалению, многие работы грешат описательностью, отсутствием серьезного анализа деятельности государственных органов по регулированию процессов занятости и безработицы населения.
Целью исследования является проведение анализа переподготовки кадров в службе занятости и разработке путей по её совершенствованию.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
- Изучить теоретико-методологические аспекты переподготовки кадров в службе занятости ;
- Рассмотреть специфику занятости населения в Чукотском автономном округе;
- Проанализировать основные направления деятельности государственных органов власти в целях содействия занятости населения в Чукотском автономном округе;
- Разработать пути совершенствования переподготовки кадров в службе занятости Чукотского автономного округа.
Объект исследования - служба занятости Чукотского автономного округа.
Предмет исследования - деятельность государственных органов власти в целях содействия занятости населения.
Методологическая основа исследования. В основу исследования положены общенаучные методы, а именно анализа и синтеза, абстрагирования и аналогии, дедукции и индукции, системного и комплексного подходов, методов структурного, сравнительного, экономического, статистического анализа.
Теоретическая база исследования. Характер работы, осуществляемой на стыке различных научных направлений, обусловил необходимость обращения к широкому кругу литературы, посвященной как общим, так и специальным аспектам государственной политики занятости, формирования рынка труда, безработицы как социального феномена.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, регулирующие управление занятостью в России, в частности: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
1.1. Понятие, сущность и особенности переподготовки кадров в службе занятости
Последствия мирового финансового экономического кризиса отразились практически на всех экономических составляющих, в том числе, на российском рынке труда. В целом, наблюдается тенденция усиления ряда негативных процессов в экономике России: массовое ухудшение структуры спроса и потребления, сокращение спроса на ряд товаров и услуг, свертывание производственной сферы экономической деятельности, малого бизнеса. Результатом является значительное высвобождение рабочей силы, что обусловливает рост общей и регистрируемой безработицы.
Под профессиональной переподготовкой понимается приобретение новых навыков и знаний для дополнительного профессионального образования. Переподготовка рассчитана на тех, у кого уже есть высшее, либо среднее профессиональное образование. При этом, согласно ст. 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», осваивать новую профессию можно как после окончания, так и параллельно с обучением в вузе или техникуме[6].
Также в законе прописано, что обучение может строиться как в виде непрерывного курса, так и поэтапно.
Профпереподготовка охватывает узкий набор необходимых к изучению дисциплин и, как правило, ее прохождение занимает гораздо меньше времени и обходится куда дешевле, чем получение второго высшего. Кроме того, программы профпереподготовки более обширны и разнообразны[9].
С правовой точки зрения можно представить подход А.В. Пахунова, который считает, что «подготовка кадров и повышение квалификации персонала являются частью системы отношений трудового права и, хоть они и непосредственно связаны с ними, но являются отдельной категорией правоотношений и оформляются отдельным соглашением между работником и работодателем». При этом обучение и переобучение не рассматривается как прямая обязанность работника, а только лишь как вспомогательный инструмент, с помощью которого можно повысить качество его труда в рамках, возложенных на него должностных обязанностей[15].
В ст. 197 ТК РФ за работником закрепляется право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в том числе и на обучение новым профессиям. Но содержание данной статьи не позволяет однозначно утверждать, что работник имеет право требовать от работодателя направления на обучение или на курсы повышения квалификации. Решение о том, насколько производственной необходимостью обусловлена подготовка кадров и повышение квалификации персонала, принимает работодатель с учетом как потребностей, так и финансовых возможностей. Это право работодателя закреплено в ст.196 ТК РФ. Поэтому право на обучение персонала на производстве конкретный сотрудник должен рассматривать как потенциально имеющуюся возможность, не предъявляя при этом претензий работодателю[1].
Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, в соответствии с ч. 2 ст. 197 ТК РФ, могут быть реализованы только путем заключения двухстороннего договора, второй стороной которого является работник. Согласно закону, для заключения такого документа необходимо согласие обеих сторон. Поэтому, когда одна из них – работодатель – такого согласия не дает, договор просто невозможно оформить. То есть работник имеет право обратиться к работодателю с просьбой о профессиональном переобучении или повышении квалификации, но и у работодателя имеется право ему в этом отказать[3].
Следует учесть, что есть некоторые категории работников и профессий, для которых профессиональное переобучение является обязательным условием для исполнения трудовых обязанностей. К таким работникам, например, относятся медики и фармацевты, научно-педагогические кадры, транспортники, которые через определенные промежутки времени должны подтверждать свою профессиональную пригодность сертификатами и удостоверениями, которые выдаются после прохождения курса обучения.
Плюсы профессиональной переподготовки:
- Переподготовка помогает как расширить знания по уже выбранной специальности (и увеличить конкурентоспособность на рынке труда), так и получить совершенно новую.
- Программы создаются с ориентацией на профессиональные стандарты и требования работодателей.
- Обучение по программе профессиональной переподготовки проходит в максимально короткие сроки, нет общих предметов, которые не относятся к изучаемой дисциплине.
- Учеба обходится сравнительно недорого.
- Можно выбрать любую удобную форму обучения: заочную, вечернюю, дистанционную.
- После профпереподготовки можно продолжить обучение в аспирантуре.[10]