Введение.
1 Теоретические основы потребительского банковского кредитования.
1.1 Кредит: сущность, функции и принципы.
1.2 Классификация кредита.
1.3 Потребительский кредит как вид банковского кредита.
2 Анализ состояния потребительского кредитования в банке (на примере АКБ «Тенге Банк»)
2.1 Организационно – экономическая характеристика деятельности АКБ «Тенге Банк»
2.2 Анализ кредитного портфеля банка.
2.3 Анализ состояния потребительского кредитования в банке.
3 Совершенствование потребительского кредитования в банке.
Заключение.
Список использованных источников
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегмент потребительского кредитования на данный момент является одним из наиболее динамично развивающихся на ранке банковских услуг, так как банки нуждаются в прибыльных продуктах. Так же потребительское кредитование является одним из катализаторов сектора розничной торговли и рынка недвижимости.
Практически все банки в Узбекистане имеют собственные программы потребительского кредитования. Кроме того, на рынке банковских услуг функционируют банки, основной специализацией которых является обслуживание розничных клиентов, для которых потребительское кредитование является одним из основных, ведущих направлений деятельности.
Коммерческие банки, выдавая кредит, решают финансовые проблемы населения, связанные с покупкой транспортных средств или бытовой техники, оплатой медицинских или образовательных услуг. Ориентация банков на физических лиц способствует повышению качества кредитного портфеля за счет увеличения круга клиентов банка и видов, предоставляемых банком услуг.
Таким образом, потребительский кредит важен как для банков, так и для заемщиков, что позволяет повысить уровень жизни обоих субъектов, в то время как предоставление кредитов активизирует товарно-денежные отношения в стране.
Вопросы развития системы потребительского кредитования затрагивают как проблемы общего состояния денежно-кредитного механизма страны и банковской системы в целом, так и механизма кредитования в отдельном банке, в частности. В то же время потребительское кредитование связано, как правило, с повышенными кредитными рисками, что обусловливает актуальность проблем совершенствования потребительского кредитования в коммерческих банках. Все это и определяет актуальность данной темы.
Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в исследование проблем кредитной политики в сфере малого предпринимательства внесли такие отечественные ученые: Г Г.Н. Белоглазова, О.И. Лаврушин, О.В. Бурик, У.В. Дремова, Г.Ф. Гайнетдинова, А.И. Булатова О.Е. Гордиенов, Н.М. Бариева, И.Б. Охрименко, И.М. Подколзина, Н.Д. Куликов и др.
Также различные аспекты кредитной политики в сфере малого предпринимательства находят отражение в работах западных ученых: R.L. Miller, D.D. Van Hooz, P.S. Rose, E.J.Dolan и др.
Целью данной работы является изучение теории и практики потребительского банковского кредитования, выявление проблем и разработка мероприятий, направленных на их решение.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучить теоретические основы потребительского банковского кредитования;
- провести анализ состояния потребительского кредитования в банке;
- выявить проблемы потребительского кредитования в банке;
- разработать мероприятия по устранению проблем и совершенствованию потребительского кредитования в банке.
Объектов исследования выступает АКБ «Тенге Банк».
Предметом исследования является потребительское кредитование в банке.
Практическая значимость проведенного исследования обоснована выводами и предложениями, сделанными по результатам проведенного анализа динамики и проблем развития потребительского кредитования в банке, а полученные в ходе работы выводы и рекомендации могут быть использованы в целях совершенствования потребительского кредитования в коммерческих банках.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Кредит: сущность, функции и принципы
Одной из важных категорий экономической науки является кредит, который играет особую роль, как в хозяйственном обороте, так и в национальной и мировой экономике.
Под кредитом следует понимать форму движения ссудного капитала, особую форму движения денег на условиях срочности, возвратности, платности.
Кредитование, как и многие процессы, преодолел несколько этапов своего развития. В свою очередь, каждый этап имел свои функции, изменения и участников (таблица 1).
Таблица 1 – Этапы развития банковского кредитования
Этапы
|
Содержание
|
Первичное становление
|
На этом этапе не было посредников на рынке ссудных капиталов. Отношения были между кредитором и заемщиком напрямую. Завершился данный этап после определения потребностей в заемных средствах на производственные цели. Не могли удовлетворить спрос капиталы ростовщиков.
|
Структурное развитие
|
На этом этапе появились банки. Впервые появившиеся банки взяли на себя функции, которые стали потом традиционными. Огромный рост спроса и высочайший уровень дохода дало развитие банковской системе.
|
Современное состояние
|
На этом этапе происходит регулирование экономики страны Центральным банком. По причине появления первых государственных кредитных организаций-монополистов, было сформирована система безналичного денежного обращения, а также других операций банка. Далее деятельность Центробанка развивалась в отношении кредитных инструментов, что потребовался контроль за негосударственными банковскими учреждениями. При развитии информационных технологий вывело кредитные отношения на новый уровень и на международные рынки. Это было обусловлено формированием новой структуры кредитной системы.
|
Потребительское кредитование является банковским кредитованием и в увеличении благосостояния граждан играет значимую роль.
Согласно позиции И.А. Румянцевой, под потребительским кредитом понимается предоставление финансовыми учреждениями денег физическому лицу с целью ублажения личных, семейных, бытовых, ежедневных потребностей, не связанных с коммерческой работой, на критериях, которые были установлены контрактом [21, с. 447]. Данное определение использует отглагольное существительное «предоставление», которое указывает на процесс передачи денежных средств кредитной организации физическому лицу. Таким образом, потребительский кредит – это форма движения денежных средств, а потребительское кредитование – процесс по предоставлению потребительского кредита.
По мнению профессора О.И. Лаврушина, - «понятие потребительский кредит действует при кредитовании населения и соединено с розничной продажей продуктов долгого использования» [15, с. 283]. Автор подчеркивает социальную составляющую данной категории, так как действительно именно наличие кредитования дает доступность покупки продукции.
А.Г. Торосьян указывает, что «потребительское кредитование ориентировано на создание новой цены и преследует задачу удовлетворить потребительские потребности клиента» [24, с. 121]. Отличительной чертой потребительского кредита является строго очерченный характер ссуды. Такого же мнения придерживается Е. Дж. Долан, который указывает на расширение комплексного спроса за счет потребительского займа, что провоцирует развитие производства и содействует финансовому росту [26]. Продолжая идею А.Г. Торосьян, профессор Е. Ф. Жуков указывает на то, что большой рост потребительского займа вызван ограниченностью потребительского спроса, что говорит о зависимости меж потребительскому кредитованию и числом состоятельных жителей [10].
В продолжение исследований Г.Н. Белоглазова пишет о потребительском кредите следующее: - «общее целенаправленное использование потребительских займов жителями служит источником выделения финансовых средств конечного пользователя, что является основой для появления расширенной интерпретации потребительского займа как совокупности товарных и валютных займов, которые предоставляются финансовыми учреждениями жителям» [2].
Таким образом, следует говорить о наличии узкой и расширенной трактовки потребительского кредита. В узком смысле потребительский кредит можно охарактеризовать следующим образом – предоставление кредитными организациями денежных средств физическому лицу на цели потребления, не связанные с предпринимательской деятельностью, на условиях возвратности, платности, срочности. В широком значении – это совокупность товарных и денежных ссуд, предоставляемых кредитными организациями населению, которые способствуют увеличению спроса потребителей на продукты длительного пользования, а также решению социальных проблем.
С правовой точки зрения интересно рассмотреть мнение О.Е. Гордиенова, указывающего на то, что потребительское кредитование – «это договор по кредиту, благодаря которому финансово-кредитное учреждение должен дать денежные ресурсы населению с целью покупки продуктов для индивидуальных нужд, в объеме и на критериях, которые предусмотрены контрактом, а клиент обязан отдать размер денежной суммы, которую получил, а также оплатить все процентные платежи» [31]. Несмотря на логичность данного определения, отметим следующий недостаток – формулировка «потребительский кредит представляет собой кредитный договор» не соответствует гражданско-правовой точке зрения. Следовательно, потребительский кредит является предметом кредитного договора, а не самим договором.
По мнению И. Б. Охрименко, потребительское кредитование – «это кредитные отношения, где граждане считаются получателем кредита, все это составляют содержание потребительских кредитов» [21].
А.А. Костина под потребительским кредитованием понимает - «комплект организационных, документационных, законодательных и финансовых действий, которые составляют алгоритм взаимосвязи банка с населением в связи с предоставлением займов» [17].
Подводя итог вышеизложенного, принимая во внимание экономический и правовой подходы к определению потребительского кредитования, следует использовать предлагаемые трактовки данной категории в узком и широком смысле, где:
- в узком смысле «потребительское кредитование» – это комплект организационных, документационных, законодательных и финансовых действий, которые составляют алгоритм взаимосвязи банка с населением в связи с предоставлением займов;
- в широком смысле «потребительское кредитование» – совокупность товарных и денежных ссуд, предоставляемых кредитными организациями населению, которые способствуют увеличению спроса потребителей на продукты длительного пользования, а также решению социальных проблем.
Рассмотрим более подробно данные принципы.
1 Принцип возвратности. Можно сообщить, что это основной принцип предоставления кредита. Он состоит в том, что средства, которые были предоставлены кредитором, были возвращены заемщиком. Финансовым содержанием возвратности является кругооборот средств и их обязательный возврат в подходящий срок. Кредит как финансовая категория тем и различается от остальных видов товарно-денежных отношений, что движение средств осуществляется на основе принципа возвратности, что означает временный характер предоставления займа.
2 Принцип срочности. Он значит необходимость возврата займа в строго определенный срок, обсужденный в кредитном договоре либо другом документе. Невыполнение обозначенного срока является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику финансовых действий, а при предстоящей задержке платежа предъявление санкционных мер в судебном порядке.
3 Принцип платности займа. Данный принцип выражает необходимость в уплате определенных процентов на предоставленный кредит. Финансовая суть платы за кредит определяется в реальном распределении добавочно приобретенной за счет его использования дохода между заемщиком и кредитором.
4 Принцип обеспеченности займа. Данный принцип отражает необходимость обеспечения защиты интересов кредитора при вероятном нарушении заемщиком принятых на себя обязанностей и находит отражение в формах предоставления кредита, как ссуды под залог либо под денежные гарантии.