Введение.
- Аналитическая часть.
1.1. Анализ предметной области.
1.1.1. Экономический анализ деятельности организации.
1.1.2. Организационная структура и система управления.
1.2. Анализ проблем и недостатков в рассматриваемом бизнес-процессе.
1.3. Постановка задачи автоматизации.
1.3.1. Цель и задачи проекта автоматизации.
1.3.2. Построение и обоснование модели новой организации прикладных процессов
1.4. Анализ аналогов программного обечпечения и выбор варианта автоматизации
- Проектирование и разработка информационной системы.
2.1. Концептуальное проектирование.
2.2. Обоснование выбора платформы разработки.
2.3. Разработка информационной системы.
2.3.1. Интерфейс и структура конфигурации.
2.3.2. Подсистемы.
2.3.3. Константы и справочники.
2.3.4. Документы.
2.3.5. Регистры.
2.3.6. Отчёты.
2.3.7. Роли и распределение прав доступа.
2.4. Тестирование информационной системы.
2.4.1. Перечень объектов и функций, подлежащих испытаниям.
2.4.2 Проведение проверочных испытаний и их результаты.
2.5 Выбор методики расчёта экономической эффективности.
2.6 Расчёт показателей экономической эффективности.
Заключение.
Список используемых источников.
Приложение А
В современной рыночной экономике уровень автоматизации ключевых управленческих, финансовых, производственных и других бизнес-процессов является определяющим для финансовой эффективности компании. Автоматизация позволяет сократить затраты и издержки, повысить эффективность и производительность труда сотрудников, обеспечивает конкурентоспособность на рынке и способствует динамичному развитию в изменяющихся условиях. Она также обеспечивает точное планирование, эффективный контроль ключевых показателей, анализ текущего состояния компании и её ресурсов, а также оценку перспектив развития. Кроме того, автоматизация расширяет границы и возможности для достижения стратегических целей, что является важным условием эффективной работы любой организации.
Для обеспечения стабильно положительной динамики развития и более эффективной работы компании необходимо обеспечить ее возможностью работать с той скоростью, которую диктует постоянно меняющийся рынок услуг. Здесь стоит учесть, что подстраиваться под рынок и его изменения, иногда хаотичные, способны лишь компании, в которых структура управления не просто являются процессно-ориентированной, но и поддаётся процессам автоматизации. Если компания не будет оперировать единой стратегией развития информационных технологий, согласованной с основными бизнес-процессами, вряд ли можно рассчитывать на то, что внутри компании будет разработана и применена достаточно эффективная модель управления.
Одной из крупнейших и динамично развивающихся в настоящее время отраслей экономики является сфера пассажирских авиаперевозок. Изучение и практическое внедрение положительного опыта зарубежных стран подтверждают эффективность комплексного подхода к решению существующих проблем путём автоматизации бизнес-процессов, что в условиях сложившейся экономической ситуации в России является одной из наиболее важных и актуальных задач. Внедрение системы автоматизации в авиакассах позволит сократить время обслуживания клиентов, и, как следствие, увеличить прибыль организации. Таким образом, выделенная нами тематика является весьма актуальной.
Предметом исследования является разраотка автоматизированной информационной системы для процесса продажи авиабилетов
Объектом исследования является АО УК «Аэропорты Регионов».
Главной целью данного проекта является увеличение производительности сотрудников и сокращение расходов в авиакассе путем разработки информационной системы на базе платформы 1С:Предприятие 8.3. Эта система будет автоматизировать процессы бронирования и продажи авиабилетов, что позволит значительно повысить эффективность работы.
Для выполнения выпускной квалификационной работы были определены следующие цели и задачи:
- Провести анализ объекта исследования и описать его организационную структуру управления.
- Создать модель и изучить бизнес-процесс, выявить проблемы и поставить задачу для автоматизации.
- Провести сравнительный анализ аналогов программного обеспечения и обосновать выбор метода автоматизации бизнес-процесса.
- Провести концептуальное проектирование информационной системы.
- Выбрать и обосновать программную среду, а также описать процесс разработки информационной системы на платформе 1С:Предприятие 8.3.
Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
-
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-
АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Темой выпускной квалификационной работы является разработка автоматизированной информационной системы для АО УК "Аэропорты Регионов" - ведущей аэропортовой компании России, основанной в 2012 году. В настоящее время компания управляет 10 аэропортами: Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Саратов, Ростов-на-Дону, Новый Уренгой, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск, Оренбург и Тобольск. В трех из них - Петропавловске-Камчатском, Благовещенске и Оренбурге - компания реализует проекты комплексной модернизации аэропортовой инфраструктуры. В 2021 году услугами аэропортов, управляемых АО УК "Аэропорты Регионов", воспользовались более 16 миллионов пассажиров. Общий объем частных инвестиций в проекты, которыми оперирует компания, превышает 100 миллиардов рублей.
АО УК "Аэропорты Регионов" в рамках государственно-частного партнерства реализует программы комплексного развития крупных авиационных центров России. Компания создает современную, высокотехнологичную инфраструктуру, включающую пассажирские и грузовые терминалы, приаэропортовые отели, производственные и транспортные объекты. Кроме того, она активно развивает авиационные связи между регионами России и другими странами. Внедрение единых корпоративных стандартов управления и оптимизация производственных и технологических процессов также являются приоритетными задачами компании. Все эти меры создают благоприятные условия для успешного развития авиационного бизнеса и авиаперевозок в России.
Главными приоритетами в работе компании являются следующие:
- Непрерывное развитие и стремление к улучшению процессов.
- Повышение прозрачности внутри компании.
- Совершенствование системы корпоративного управления с целью превращения компании в ориентированную на бизнес организацию.
- Постоянное развитие профессионального уровня сотрудников.
- Улучшение социально-трудовых отношений. Компетентность и профессионализм сотрудников организации, продуманная ценовая политика и хорошая репутация на рынке являются надежной базой для взаимовыгодного сотрудничества с покупателями. В активе компании – коллектив опытных специалистов с профильным образованием, обеспечивающих стабильной функционировании компании.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Стабильные показатели деятельности компании и хорошая репутация на рынке авиаперевозок являются надежной базой для взаимовыгодного сотрудничества с клиентами. Качественный индивидуальный подход к каждому клиенту для определения его потребностей – главный приоритет в работе на протяжении долгого времени, обеспечивающийся большим профессиональным опытом сотрудников. Конкурентным преимуществом компании является коллектив опытных специалистов с профильным образованием в сфере продаж, позволяющих обеспечить максимальное качество обслуживания и индивидуальный подход к клиентам с должным вниманием к мелочам [1, 2].
В подтверждение эффективной деятельности компании говорят основные экономические характеристики компании за последние 3 года
Данные показатели представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Диаграмма основных экономических показателей[1]
В этом параграфе мы сделали экономический анализ деятельности организации.
- ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Организационная структура управления представляет собой систему элементов, расположенных в иерархическом порядке, и их взаимосвязей, обеспечивающих развитие этих элементов как единого функционального организма [1].
Директор возглавляет управление деятельностью организации, обеспечивая руководство всеми бизнес-процессами компании и принятие стратегических решений. Он имеет полный контроль над всеми отделами, подразделениями и другими организационными структурами, которые находятся в его подчинении. (Рисунок 2) [1, 2].
Рисунок 2 – Организационная структура АО УК «Аэропорты Регионов»[2]
Следующим звеном компании является бухгалтер, который осуществляет организацию бухгалтерского учета и хозяйственно-финансовой деятельности авиакассы, формирует учетную политику и систематически проводит анализ качественных показателей предприятия и подразделений, в частности, на основании чего предлагает пути совершенствования эксплуатационной и коммерческой деятельности, организует мероприятия по оптимизации расходов [2].
Диспетчер анализирует информацию о рейсах воздушных судов и авиакомпаниях, изучает планы прилета и вылета воздушных судов и их особенности, формирует авиарейсы с указанием аэропортов, даты и времени вылета и прибытия, формирует цены на покупку билетов с учётом классов авиабилетов [2, 28].
Оператор call-центра проводит обработка входящих звонков и сообщений, проводит необходимые консультации по любым вопросам и регистрирует потребности клиентов на приобретение авиабилета, оформляет процесс бронирования и внесения информации о пассажирах [2, 27].
Кассир занимается непосредственно процессов продажи авиабилета, оформления дополнительных услуг по программам страхования, расчёту стоимости перевозки багажа и осуществляет приём денежных средств от клиентов [2].
- АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И НЕДОСТАТКОВ В РАССМАТРИВАЕМОМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЕ
В результате изучения и анализа бизнес-процесса продажи авиабилетов в АО УК «Аэропорты Регионов» было найдено множество серьезных недостатков.
Ранее процессы консолидации, сбора и обработки данных для создания аналитической отчетности выполнялись без связи друг с другом. Эти процессы включали участие разных сотрудников и требовали значительного количества ручной работы без автоматизации. Особенно трудоемкими были процессы формирования рейсов, учета проданных билетов с учетом дополнительных услуг и расчета стоимости багажа. Кроме того, не было возможности оперативно отслеживать наличие свободных мест на конкретные рейсы в режиме реального времени, что могло приводить к продаже или бронированию одного и того же места нескольким пассажирам [5, 6].
В итоге обработка данных по забронированным и проданным авиабилетам, оформленным багажам, формирование печатных форм документов, перенос данных в итоговые отчёты, ведомости и другие повторяющиеся рутинные операции в деятельности авиакассы занимают значительную часть полезного времени сотрудников, а управленческие решения принимаются на основании данных, уже потерявших уникальность [4].
Важно отметить, что в авиакассах имеется недостаток общей информационной среды, из-за чего основными программными продуктами являются инструменты из пакета Microsoft Office. Основной недостаток такого подхода заключается в отсутствии общей базы данных. Дополнительным недостатком является необходимость хранить данные в разных файлах, что может привести к потере или изменению важной информации для организации. Кроме того, Microsoft Excel не поддерживает многопользовательский режим работы с файлами, что может привести к множественному вводу одних и тех же данных из-за несогласованности действий сотрудников.
Так же Microsoft Excel не поддерживает многопользовательский режим работы с файлами, из-за отсутствия которого и несогласованности действий сотрудников возможен многократный ввод одних и тех же данных.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что используемая технология работы с авиабилетами не выполняет свою основную задачу, которая заключается в возможности быстрого получения и анализа аналитических данных о деятельности компании. Все эти узкие места в работе организации могут привести к негативным последствиям, особенно при значительном увеличении клиентов и заказов авиабилетов, поскольку качество бизнеса в компании останется на прежнем уровне, что может привести к ухудшению ключевых показателей деятельности. Рассмотрение возможности увеличения численности сотрудников для оптимизации деятельности не является финансово эффективным вариантом [4].
Внедрение специализированной системы автоматизации процесса продажи авиабилетов позволит организовать эффективную работу сотрудников авиакасс, а также систематизировать и структурировать отчетность. Кроме того, специализированная система повысит общую производительность сотрудников и улучшит качество обслуживания клиентов [5, 6, 28].
На основе проблем, перечисленных выше, было решено внедрить уже готовую информационную систему или создать собственную для автоматизации процессов продажи авиабилетов. Использование автоматизированной системы – одно из оптимальных решений проблем, перечисленных выше. Данная система поможет значительно сократить затраты по времени на этапе как планирования, так и управления деятельностью компании. Также это повысит достоверность и актуальность информации, оперативность обработки поступающих и исходящих данных и предоставит возможность более оперативного доступа к данным для принятия управленческих решений на различных этапах деятельности в целом.
[1] Составленно автором
[2] Составленно автором по [1, 2]