Введение.
1 Теоретические основы управления эффективностью деятельности организации
1.1 Понятие эффективности и управление ею в организации.
1.2 Факторы, оказывающие влияние на эффективность функционирования организации
1.3 Показатели эффективности деятельности организации.
2 Анализ управления эффективностью деятельности организации (на примере ООО ТК «УКС»)
2.1 Общая характеристика предприятия.
2.2 Анализ эффективности деятельности ООО ТК «УКС».
3 Разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия (на примере ООО ТК «УКС»)
3.1 Обоснование комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.
3.2 Оценка экономической эффективности предложенного комплекса мероприятий
Заключение.
Список использованных источников
Сегодня главной проблемой эффективного функционирования предприятий РФ является отсутствие комплексной системы оценки финансового положения предприятий, которая бы, в самом деле, помогала руководству предприятия выявлять болевые точки и принимать правильные управленческие решения.
В последние годы в РФ состоялись и происходят глубокие экономические изменения, обусловленные кризисным состоянием экономики. Появление значительного количества предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, несовершенная система налогообложения, кредитования и расчетов, определенное развитие рыночной инфраструктуры в сфере финансово-кредитных отношений – все это требует от субъектов хозяйствования умения грамотно оценивать финансовое положение своего предприятия. Иначе они не смогут принимать правильные управленческие решения и их шансы на успех в конкурентной борьбе остаются минимальными.
Кроме того, любое инвестиционное решение партнеров предприятия по бизнесу базируется на основе данных оценки финансового положения любого предприятия и целесообразности участия в инвестиционной деятельности.
Значение оценки финансового положения предприятия, заключается в том, что по ее результатам у субъектов хозяйствования в условиях кризисной экономики появляется возможность качественнее осуществлять финансовое управление в обеспечении стабильного и поступательного развития предприятия, оперативно реагировать на изменения его рыночной среды, наблюдать за показателями, которые влияют на платежеспособность и финансовое равновесие, определять мероприятия по обеспечению повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В экономической литературе посвящено много работ отечественных и
иностранных ученых, какие сделали весомый вклад в разработку теоретических положений и методологических подходов к проблеме оценки финансового положения предприятия. А именно, в России последние исследования освещены в трудах В. В. Ковалева, А. Д. Шеремета, Р. С. Сайфулина, Л.Я. Аврашков и других авторов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что эффективность деятельности – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в его распоряжении.
Таким образом, финансовое положение с одной стороны является результатом производственной деятельности предприятия, а с другой стороны непосредственным образом влияет на него.
Объектом исследования является ООО ТК «УКС».
Предметом исследования выступают методологические и методические
аспекты комплексного анализа экономической эффективности предприятий.
Основной целью выпускной квалификационной работы
является разработка практических мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.
Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач:
– рассмотреть сущность и значение эффективностью деятельности организации;
– проанализировать факторы, оказывающие влияние на эффективность функционирования организации;
– изучить показатели эффективности деятельности организации;
– провести анализ управления эффективностью деятельности организации (на примере ООО ТК «УКС»);
– разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия (на примере ООО ТК «УКС»).
Информационной базой для изучения и анализа данной темы выступили базовые учебники по финансам предприятий, финансовому анализу, финансового менеджмента и финансовой деятельности предприятий, данные бухгалтерского учета, научные работы и монографии отечественных и зарубежных экономистов, статьи профессиональных изданий, а также финансовая отчетность ООО ТК «УКС».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические основы управления эффективностью деятельности организации
1.1 понятие эффективности и управление ею в организации
В настоящее время вопросы эффективности организации являются актуальными, как с экономической точки зрения, так и с маркетинговой точки зрения. Показатели эффективности организации являются качественные и количественные результаты деятельности.
Эффективность можно охарактеризовать в качестве показателя, отражающего уровень развития организации, выступающего источником стимулирования деятельности любой единицы хозяйствования в реальном секторе национальной экономики.
Для целей увеличения эффективности организации постоянно осуществляют разработку и внедрения мероприятий, нацеленных на совершенствование результатов хозяйствования, итог внедрения которых в стоимостном выражении является отражением экономического эффекта.
Рассмотрение теоретических источников показало, что в настоящее время термин «экономическая эффективность» повсеместно используется для характеристики деятельности предприятия как теоретических научных трудах, практических пособиях, так и в статьях периодической печати.
Обобщим существующие подходы и трактовки термина «экономическая эффективность» в таблице 1.
Таблица 1 – Существующие подходы и трактовки термина «экономическая эффективность» [3, 10, 15, 21]
Подход
|
Автор
|
Определение термина
|
1
|
2
|
3
|
С точки зрения
соотношения
полученных
доходов и
использованных
|
К.С.
Кузнецова
|
Выступает характеристикой рациональности использования ресурсов для осуществления предприятием конкретного вида хозяйственных операций. Данная характеристика по лежит оцениванию с точки зрения финансовой и
|
ресурсов
|
|
экономической результативности данных операций
|
|
Р.Б.
Шаймарданова
|
Показатель, отражающий уровень экономии и рациональности потребления имеющихся у организации ресурсов, материального, трудового,
финансового, капитального, временного и иного характера, в целях выпуска и последующей продажи товаров, продуктов, работ и услуг
|
С точки зрения
соотношения
доходов и затрат
|
В.В.
Кучеренко
|
Эффективность использования предприятием расходов и затрат, направленных на увеличение рациональности потребления имеющихся средств и предметов труда в рамках деятельности инвестиционного, финансового и
операционного направления
|
О.Е. Оборина
|
Выступает относительным показателем, который рассчитывается в результате соотношения стоимости эффекта и стоимости затрат, выраженных в абсолютных величинах, и показывает уровень результативности функционирования организации, то есть уровень цены, которую организации необходимо было заплатить для достижения конкретных результатов хозяйствования
|
С точки зрения
результативности
деятельности
организации
(качественный
подход)
|
А.Н. Асаул
|
Качественный показатель, характеризующий процессы развития деятельности организации во всех ее проявлениях, в том числе производственных
результатов, организационного развития, способности выполнения стратегических задач
|
А.М. Коваль
|
Отражается наличием устойчивой связи между затратами и полученными результатами, выступая результирующим, комплексным и качественным
критерием развития и совершенствования деятельности организации, ее производственных, сбытовых и иных хозяйственных процессов
|
Н.Г. Алексеева
|
Характеризует развитие деятельности предприятия с качественной точки зрения, отражая достигнутые им результаты, выраженные через потребленные
ресурсы и затраты
|
О.Н. Хижа
|
Комплексная качественная категория,
описывающая наличие у организации способности к достижению результативности (в виде абсолютного эффекта) за определенный временной
интервал, используя при этом минимально возможный набор ресурсов и затрат
|
О.С. Илюшина
|
Характеризует качественный результат
производственной деятельности, получаемый путем сопоставления стоимости полезных результатов (эффектов) и стоимости затрат организации, связанных с его достижением
|
Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономический эффект выступает в качестве показателя, имеющего абсолютное выражение и характеризующего итоги какого-либо экономического процесса в стоимостном выражении, а экономическая эффективность, – в качестве показателя, имеющего относительное выражение, мерила соотношения полученных результатов и расходов ресурсов, понесенных для достижения требуемого экономического эффекта.
В настоящее время понятие экономической эффективности обобщенно рассматривается с точки зрения трех подходов, таких как соотношение доходов и ресурсов (ресурсный подход), доходов и затрат (затратный подход), а также с точки зрения качественной характеристики работы предприятия.
С точки зрения ресурсного подхода экономическая эффективность определяется как эффективность ресурсов, вложенных в конкретную экономическую деятельности, с точки зрения затратного – отражает взаимосвязь между доходами и затратами. Также эффективность предприятия рассматривается как относительная категория, которая отражает результативность и качество развития предприятия.
1.2 Факторы, оказывающие влияние на эффективность функционирования организации
Для каждого предприятия повышение эффективности его деятельности в любое время является стратегической задачей не зависимо от экономической ситуации в стране. В последнее время наиболее прогрессивным методом повышения эффективности функционирования предприятия стало внедрение в его маркетинговую деятельность информационных технологий, основную роль среди которых играют технологии на основе сети Интернет.
Сеть Интернет все активнее используется в бизнесе, с его появлением информационные технологии достигли своего максимального развития и используются как глобальное средство телекоммуникаций: обмен информацией, в различных формах проведение маркетинговых исследований, расширение торговли, а также воздействие на аудиторию [7].
Для предприятий Интернет предоставил новые инструменты для ведения бизнеса, способы сократить расходы и лучше удовлетворять потребности потребителей. Намного быстрее и проще стало собирать полную информацию о том, кем они являются, их потребности, желания, предпочтения, модели поведения и многое другое. В то же время покупатели находят дополнительные источники информации о товарах и услугах, больше возможностей для удовлетворения своих потребностей посредством взаимодействия со многими предприятиями и новые способы общения между собой.
Организации, работающие в Интернете или использующие его в дополнение к своему существующему (офлайновому) бизнесу, должны использовать свой опыт в традиционном управлении бизнесом и принципы маркетинга в своей деятельности в Интернете.
Таким образом, Интернет является очень эффективным средством коммуникации с большим потенциалом для создания глобального электронного рынка с помощью информационных технологий. Информационные технологии – одна из ключевых движущих сил этого изменения в способах ведения бизнеса. Теперь они являются незаменимым инструментом для бизнеса и средством взаимодействия между участниками рынка [21].
Электронная коммерция в России активно развивается с 1998 года. В 1999 году Московские межбанковские обменные пункты начали принимать электронные заявки на покупку и продажу валюты с использованием мощных открытых Интернет-шлюзов, а электронный бизнес в России пополнился системой Интернет-трейдинга. Сегодня существует множество интернет-магазинов, электронных платежных систем, онлайн-бирж, интернет-аукционов и т.д.
Сегодня электронная коммерция предлагает беспрецедентные возможности как для поставщиков, так и для клиентов, а именно:
– самостоятельная регистрация покупателя на сайте поставщика. Это обеспечивает дополнительное удобство обслуживания клиентов и позволяет поставщикам проводить целевую рекламу и исследования рынка товаров и услуг в процессе продаж;
– регистрация своего заказа через Интернет, используя электронный каталог и прайс-лист. Эта возможность позволяет значительно сэкономить время при поиске нужного продукта или услуги и сравнении цен от разных поставщиков;