Введение.
глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации
1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия.
1.2.факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.
глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ооо «-».
2.1.общая характеристика предприятия и его деятельности.
2.2. Анализ рынка и конкурентного окружения ооо «-».
2.3. Оценка конкурентоспособности и факторов успеха ооо «-».
глава 3. Стратегия развития конкурентоспособности.
ооо «-».
3.1. Выбор конкурентной стратегии бизнеса.
3.2. Оценка степени привлекательности направлений бизнеса.
заключение.
список использованных источников.
приложение 1.
Актуальность темы исследования. В рыночной экономике для любого хозяйствующего субъекта необходимым условием выживания является обеспечение его конкурентоспособности. Конкурентоспособность зависит от ряда факторов, которые определяются уровнем развития общества, научно-техническим прогрессом и самим типом конкуренции. Ускорение динамики НТП, рост товарной массы, а также интенсивная информатизация общества обусловливают необходимость разработки методов управления конкурентоспособностью, позволяющих предприятию эффективно взаимодействовать с внешней средой в новых условиях. Конкуренция является, с одной стороны, объективным показателем и одним из преимуществ предприятия, а с другой – инструментом и объектом административного воздействия со стороны менеджмента и представляет научный и практический интерес. Особую актуальность рассматриваемые вопросы имеют для отечественных предприятий, обладающих достаточно ограниченным опытом функционирования в условиях рынка по сравнению с зарубежными предприятиями.
На фоне усиливающейся конкуренции отсутствие опыта управления конкурентоспособностью на большинстве предприятий оказывает негативное влияние на эффективность хозяйственной деятельности предприятий, особенно тех из них, которые функционируют на рынке услуг, так как малые предприятия не имеют возможности привлекать высококвалифицированных специалистов, способных адаптировать существующие научные разработки и положительный опыт к специфике оказания услуг.
Указанные проблемы весьма остро проявляются на рынке услуг, развитие которых характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, возрастают требования к качеству услуг, предъявляемые клиентами, что побуждает предприятия внедрять прогрессивные технологии, формы обслуживания, тем самым повышать конкурентоспособность. С другой стороны, изменение стиля жизни населения сказывается на объемах потребления, в результате чего данным предприятиям не удается полностью реализовывать свои услуги, что ведет к ухудшению финансового состояния и снижению конкурентоспособности.
Таким образом, если для промышленных предприятий многие вопросы управления конкурентоспособностью частично или полностью решены, то для предприятий сервиса, имеющих объективные особенности функционирования, еще необходимо научное осмысление проблемы конкурентоспособности.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование теоретических и научно-методических положений управления конкурентоспособностью предприятия и стратегии его развития
В соответствии с целью сформулированы и решены следующие задачи:
- определены теоретические особенности управления конкурентоспособностью предприятия;
- выявлены факторы влияющие на конкурентоспособность организации;
- проанализирована конкурентная среда объекта исследования;
- оценен общий уровень конкурентоспособности организации и выявлены факторы конкурентных преимуществ;
- разработана стратегия развития гостиницы.
Объект исследования – гостиничный комплекс ООО «-»
Предметом исследования являются социально-экономические и организационно-правовые отношения, возникающие в процесс принятия управленческих решений, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятий.
Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные и прикладные труды зарубежных и отечественных исследователей в области рыночной экономики, конкурентоспособности услуг, методов повышения конкурентоспособности предприятий . В курсовой работе использованы инструменты и приемы научного анализа, средства статистического, экономического, логического, факторного, ситуационного, системного анализа, методы экспертных оценок, сравнения и группировок. Эмпирическую основу исследования составили экспертные оценки.
Информационную базу исследования составили отчетны предприятий, публикации в средствах массовой информации и Интернет, материалы, собранные автором в ходе обследований и наблюдений.
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации
1.1.Сущность конкурентоспособности предприятия
Изучение различных подходов к определению конкурентоспособности организации выявило огромное количество трактовок этого понятия. Из всех встреченных определений, наиболее точным, с точки зрения автора, является определение Г.А. Краюхина, так как оно максимально учитывает недостатки определений других авторов. Исходя из того, что анализ современных рыночных тенденций показывает, что для успешного развития организации уже не достаточно просто удовлетворять потребности потребителей лучшими способами, чем способы конкурентов, а необходимо быть на шаг вперед, становясь законодателем новых потребностей.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной гостиницы от развития конкурентных фирм по степени формирования новых потребностей у людей и удовлетворения их своими товарами и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции[1].
Конкурентоспособность предприятий можно рассматривать как систему взаимосвязанных конкурентных преимуществ, что позволяет понимать конкурентоспособность как эффективность управления конкурентными преимуществами. Развитая конкуренция во многих отраслях экономики формирует новые требования ко всем рыночным контрагентам. Такая ситуация требует обеспечения устойчивости предприятий, которая возможна на основе постоянного повышения уровня качества товаров и услуг, предлагаемых предприятиями, а также эффективного управления их деятельностью ориентированного на достижение своих целей путем повышения уровня конкурентоспособности.
Конкурентный потенциал отражает ориентацию и мобилизацию потенциала предприятия на реализацию конкурентной стратегии и создание устойчивых конкурентных преимуществ. В данном случае большое значение имеет потенциал предприятия, уровень развития которого определяет его успех на рынке. В то же время необходимо отметить неразрывную связь указанных коммерческих и организационных функций, которые должны реализоваться в определённой системной последовательности, определяемой комплексом факторов и условий функционирования предприятий. От эффективности реализации указанных функций зависит фактически конкурентоспособность предприятия в целом позволяющая завоевать новые рыночные сегменты на рынке товаров и услуг[2].
Конкурентное преимущество предприятия определяется совокупностью внутрисистемных факторов (производственный потенциал), совокупностью системных факторов (ресурсный потенциал, включая производственный), совокупностью внешнесистемных факторов (интеграционный потенциал, включающий производственный и ресурсный). Каждая из указанных совокупностей является значимой для формирования конкурентного преимущества предприятия и его конкурентоспособности. В то же время конкурентное преимущество определяется целевыми факторами, их структурой и пропорциями, организацией эффективного использования факторов и условий развития предприятия, скоростью создания, совершенствования и обновления, степенью развитости и специализированности факторов. В масштабе предприятия все параметры факторов в их системном единстве влияющие на конкурентное преимущество определяются интегральным потенциалом[3].
Также отметим, что совершенствование системы управления является необходимым условием повышения конкурентоспособности предприятия как социально-экономической системы и должно базироваться на экономическом анализе, учете и контроле, методическом обеспечении устойчивого развития предприятия на основе стратегического маркетинга. Новый этап рыночных преобразований в экономике России вызывает необходимость усиления внимания к проблеме разработки на предприятиях маркетинговой стратегии развития, которая адаптирована к внешним рыночным и внутренним ресурсным возможностям и ограничениям. Современный набор принципов, методов и функций управления может быть относительно постоянным, но внутреннее содержание отдельных функций и механизмов их реализации необходимо постоянно развивать и совершенствовать в условиях неопределенности рынка. В то же время на предприятии осуществляются различные виды менеджмента и соответственно маркетинга, отражающие разные объекты его приложения (персонал, финансы, инвестиции, инновации, продукция и т.д.) При их реализации необходим учет экономических, организационных, нормативно-правовых, информационных и технологических аспектов управления
[1] Абалкин Л.И.Анализ конкурентоспособности: основы теории и методики - СПб.: СПбУЭФ, 2008. – С .68-69.
[2] Беляевский И.К. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С.168.
[3] Бороноева Т.А. Современный менеджмент.-М.: Аспект Пресс, 2007.- С. 68.