Курсовая работа|Управление персоналом

Организация и проведение аттестации персонала

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 71

Введение

Глава 1. Изучение теоретических аспектов аттестации персонала

1.1. Анализ нормативно- правовых актов

1.2. Общие теоретические основания  проведения аттестации

1.3. Вывод по главе 1

Глава 2. Аналитические аспекты организации и проведения аттестации

персонала в ОАО «МТС»

2.1. Краткая историческая справка и характер деятельности

2.2. Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО «МТС»

2.3. Вывод по главе 2

Глава 3. Пути совершенствования организации и проведения аттестации

персо­нала на ОАО «МТС»

3.1. Предложения по совершенствованию

3.2. Выводы, методы улучшения  аттестации

3.3. Вывод по главе 3

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложения

Актуальность темы работы обусловлена следующим. Каждый руководи­тель организации стремиться к эффективной и  конкурентоспособной деятельно­сти на рынке, а персонал организации является тем ресурсом, который либо обес­печивает это, либо не обеспечивает.  Критерии и методы оценки «качества» чело­веческих ресурсов меняются в соответствии с изменением характера  труда. Если раньше от работников требовался лишь высокий уровень профессиональных зна­ний, то теперь все большее значение придается их человеческим качествам, таким, как коммуникабельность и умение работать в составе команды профессионалов, умение генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь. Поэтому, в современ­ных условиях проблемы аттестации персонала в  являются особо актуальными.

Аттестация является одной их важнейших функций управления персоналом. Ее роль в системе управления организацией заключается в том, что именно на ее основе управляющий субъект принимает соответствующие решения. От того, на­сколько эта информация будет качественной и надежной, в конечном счете, зави­сит эффективность принимаемого решения. Значение оценки высоко еще и по­тому, что она связывает, объединяет все элементы системы управления персона­лом в единое целое. Невозможно осуществить управление персоналом ни по од­ному направлению (планированию персонала, отбору, адаптации, стимулирова­нию труда, развитию способностей, трудовым перемещениям и карьере, сплоче­нию коллектива, высвобождению персонала и др.), не проводя при этом аттеста­цию соответствующих деловых, личностных или профессиональных качеств ра­ботников.

Современные правовые, финансово-экономические, социальные, информа­ционные условия деятельности предприятий обусловливают необходимость со­вершенствования работы с кадрами, направленной на повышение профессиона­лизма трудовых коллективов и работников, усиление требовательности к их дело­вым качествам и результативности труда. Основными направлениями этой дея­тельности является обеспечение правильного подбора, расстановки и использова­ния кадров в соответствии с их квалификацией, уровнем подготовки и опытом работы, рационального разделения и кооперации труда специалистов, своевремен­ное принятие мер поощрения и взыскания по результатам производственной дея­тельности. Важным инструментом проведения этой работы является аттестация.

Этим и объясняется актуальность выбранной темы – меняется характер труда, меняется сам человек, меняются требования, предъявляемые к организа­циям – соответственно нужно искать и разрабатывать новые, более эффективные, соответствующие новым условиям способы управления персоналом, в т.ч. и ме­тоды аттестации работников.

Вместе с тем в управлении персоналом проблемы оценки остаются наиме­нее разработанными в теоретическом и практическом плане, что и послужило од­ной из причин выбора мною данной темы для работы.

Не решен и вопрос методов аттестации. Существующие методы хотя и яв­ляются проверенными и действенными, но  все чаще в новых условиях новой эко­номической системы, которая строится в современной России, перестают удовле­творять потребностям организаций – и эти недостатки вынуждают и практиков и теоретиков заниматься поиском и разработкой новых, нетрадиционных методов и форм оценки персонала, которые были бы лишены недостатков существующих способов проверки качеств работников.

В настоящей работе мы попытаемся обосновать использование новых, не­традиционных, нехарактерных для России методов аттестации,  таких,  как метода оценки как Центр Оценки (Assessment Center).

Целью работы является на основе современных подходов и методов про­вести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предло­жения по ее совершенствованию на примере ОАО «МТС». Для достижения этой цели в ходе работы будут решаться следующие конкретные задачи:

  • рассмотреть понятие аттестации персонала;
  • проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
  • проанализировать действующую систему аттестации персонала в ОАО «МТС»;
  • предложить для использования на практике и обосновать эффективность использования метода Assessment Center в системе аттестации персонала.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения  могут быть использованы для построения и разработки системы аттестации пер­сонала как в ОАО «МТС», так и в  других коммерческих организациях.

Объект исследования -   система аттестация персонала предприятия

Предметом исследования является механизм совершенствования  системы аттестации персонала в ОАО «МТС»».

В процессе работы применялись следующие методы: анализ и синтез, изу­чение литературных и иных источников, посвященных проблемам оценки персо­нала, особенностям кадрового менеджмента, теории и практике управления пер­соналом и др.; анализ существующих методов оценки и практики их применения.

Структура работы представляет собой три  логически взаимосвязанных главы.

Во введении раскрывается актуальность темы работы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи работы.

Первая глава посвящена теоретическим аспектам аттестации персонала, в ней дается определение понятия «аттестации персонала», рассматриваются роль аттестации в системе управления персоналом, ее цели, функции, задачи и виды. Также рассматриваются методы аттестации персонала, их особенности, анализи­руются их достоинства и недостатки, описывается возможность, опыт и специ­фика их применения на практике. Во второй главе проводится анализ действую­щей системы аттестации персонала на примере ОАО «МТС»

В третьей главе на основании изложенного в предыдущих главах материала даются рекомендации по совершенствованию системы аттестации персонала ОАО «МТС» на базе метода Assessment Center.

 

Глава 1. Изучение теоретических аспектов аттестации персонала

 1.1. Анализ нормативно- правовых актов 

 Термин «аттестация» пришел в современные российские компании из советского прошлого: как отдельный блок работы по организации труда служащих аттестация была введена в 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531 (с изм. от 21.02.1986), а Постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 5 октября 1973 г. N 267/470 было утверждено «Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (далее - Положение 1973 г.). Последние изменения вносились в него в 1986 г., и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу[1].

Аттестацию как правовое понятие можно рассматривать в нескольких аспектах: как правовой институт, как систему правоотношений. Правовая регламентация аттестации осуществляется с помощью системы нормативных правовых актов.

Правоотношения возникают между различными субъектами: между служащими и руководителем соответствующего органа (кадровой службой), между руководителем и аттестационной комиссией. Рассматриваемые правоотношения можно разделить по характеру норм на материальные и процессуальные. Российские нормативные правовые акты, посвященные аттестации, имеют строго целевое назначение и действуют только в отношении отдельных категорий работников. Вопросам аттестации посвящено более 30-ти нормативных правовых актов. Из них около 20-ти непосредственно регулируют аттестацию работников. При этом обращает на себя внимание разобщенность нормативных актов по аттестации, их принятие отдельными ведомствами при отсутствии единых подходов в решении принципиальных положений, затрагивающих интересы работников.

Аттестация как обязательный способ проверки соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе предусмотрена федеральными нормативными актами для многих категорий работников, в частности, государственных и муниципальных служащих, педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, научных работников, спасателей, работников, занятых на опасных производственных объектах и др.

При изучении нормативных правовых актов об аттестации обращает на себя внимание их непохожесть друг на друга по процедуре ее проведения: указываются различные сроки (периодичность), виды, порядок проведения аттестации, порядок формирования и состав аттестационных комиссий и т.д.

Действующие российские акты в основном ведомственные (отраслевые), и рассчитаны только на определенные категории работников, да к тому же порой одни и те же вопросы решают по-разному.

Законодательство РФ не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.

Однако есть здесь и исключения. Например, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях определения соответствия замещаемой должности 1 раз в 3 года проводится аттестация государственных служащих. А согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязательной аттестации подлежит руководитель унитарного предприятия.

Обязательная аттестация установлена также специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности (некоторые категории работников в энергетике, транспортной сфере, на опасных производственных объектах, в сфере образования и другие). В остальных случаях проведение аттестации не обязательно, но если руководство предприятия решило провести эту процедуру, то препятствий для этого нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, - это закрепить систему аттестации в соответствующем локальном нормативном акте, например в положении об аттестации персонала организации. Менеджерам по персоналу, приступившим к разработке локального положения об аттестации, необходимо знать, что Минтруд России в своих разъяснениях уточняет: локальный акт должен учитывать правила, которые были установлены ранее актами СССР, а также желательно учесть рекомендации, данные по разным отраслям профильными министерствами.

По итогам аттестации можно принять ряд кадровых решений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод на другую работу).

Процедура принятия решения о переводе работника, его увольнении или об изменении других существенных условий трудового договора должна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала. В противном случае, если в приказе по итогам аттестации службе персонала дается указание рассмотреть вопрос о переводе работника, признанного не соответствующим занимаемой должности, то работнику в соответствии с ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ должен быть предложен перевод на другие вакантные должности при наличии последних. Как правило, предлагаются нижестоящие должности. Если работник отказывается от перевода (причем в письменной форме) или же вакантных должностей нет, то только в этом случае работодатель может уволить работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ[2]. Если работник был уволен по этому основанию и оспаривает увольнение в судебном порядке, то:

1) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами по делу;

[1] Апенько С.Н. Оценка персонала: Эволюция подходов и технологии их использования [Текст]: Монография / Под. Ред. В.С. Половинко. – М.: Информ-Знание, 2006. – 456с. – С. 162.

[2] Горбунова И. Аттестация персонала: есть первый результат [Текст] / И. Горбунова, Н. Леонова. // Служба кадров и персонал. - 2006. - N 3. - С. 12-16.

  1. Трудовой Кодекс РФ
  2. Ананьева Т. Как привлечь и удержать талантливых сотрудников // Менеджмент сегодня. – 2005. № 1. – С. 4-9.
  3. Бахарев А. Оценка, аттестация и ассессмент // Справочник по управлению персоналом. - 2007. N 5. - С. 76-79.
  4. Берлизов В.А. Дистанционное обучение – работа на результат // Управление персоналом. – 2005. № 18. – С. 21-25.
  5. Борисова Е. Аттестация. Стоит ли игра свеч? // Персонал-Микс. – 2006. № 5. – С. 12-15.
  6. Борисова Е. Подготовка к тренингу: это зеркало работы с персоналом в компании // Служба кадров и персонал. – 2007. № 8. – С. 62-66.
  7. Бутурлин М. А. Актуальные направления работы служб персонала // Деньги и кредит. – 2008. № 7. – С. 58-61.
  8. Вартанян И.П. О работе с персоналом в коммерческом банке // Деньги и кредит. – 2008. № 10. – С. 50-58.
  9. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2008. – 688 с.
  10. Гаврилова О. Обзор систем, методов и методик оценки персонала // Градиент Альфа. – 2009. № 12. – С. 5-6.
  11. Гагарина Л. Больше методик - хороших и разных: оценка персонала была и остается важнейшим направлением // Служба кадров и персонал. – 2007. № 12. – С. 51-57.
  12. Горбунова И. Аттестация персонала: есть первый результат / И. Горбунова, Н. Леонова // Служба кадров и персонал. – 2006. N 3. – С. 12-16.
  13. Горбунова И. Аттестация персонала: есть первый результат // Служба кадров и персонал. – 2006. № 3. – С. 12-16.
  14. Гутгарц Р. Аттестация кадров: все ли учтено? // Служба кадров и персонал. – 2007.N 6. – С. 60-63.
  15. Гущина И. Человек - для рабочего места // Служба кадров и персонал. – 2005. № 2. – С. 71-74.
  16. Жалило Б. Кому нужна аттестация или оценка исполнения // Управление персоналом. – 2010. № 7. – С. 5-8..
  17. Жалило Б. Не стоит рассматривать обязательную аттестацию как формальность, но как инструмент управления. Этот инструмент нужен прежде всего Вам и Вашим подчиненным. Посмотрим, что же именно Вам и им нужно? // Управление персоналом. – 2010. № 7. – С. 5-7.
  18. Жуковский И.В. Методика изучения и развития мотивации профессионального совершенствования сотрудников фирмы // Управление персоналом. – 2008. № 13. – С. 55-57.
  19. Жуковский И.В. Элитность не в закрытости, а в качестве и глубине образовательного процесса // Управление персоналом. – 2007. № 14. – С. 55-57.
  20. Зыков О. От аттестации к системе компетенций // Справочник по управлению персоналом. - 2006. № 9. - С. 42-47.
  21. Иванов Р. Оцени играючи, или особенности оценки персонала в новых экономических условиях // www.trainings.ru
  22. Иванов Ю. В. Аттестация персонала // Управление персоналом. - 2006. N 6. - С. 60-73.
  23. Калашникова Л. Формирование имиджа: этот процесс начинается с планирования работы с персоналом // Служба кадров и персонал. – 2009. № 10. – С. 25-29.
  24. Кафидов В.В. Управление персоналом: учеб. пособие - М.: Академический Проект, 2004. – 139.
  25. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2002. –С. 298.
  26. Крюкова Е. Карьере возраст не помеха // Служба кадров и персонал. - 2007. № 6. - С. 42-45.
  27. Лабунский Л.В. Принципы развития компетенций персонала // Секретарское дело. – 2007. № 3. – С. 77-78.
  28. Лукичева Л.И. Управление персоналом – М.: Омега-Л, 2006. – 264 с.
  29. Львов С. Как измерить отдачу от инвестиции в развитие сотрудников? // Менеджмент сегодня. – 2008. № 6. – С. 25-28.
  30. Митькина Е. П. Обучение персонала - ключевая стратегическая задача // Управление персоналом. – 2009. № 14. – С. 7-11.
  31. Овчинников В. Ф. Эффективность аттестации персонала торгового предприятия // Менеджмент: теория и практика. - 2007. № 1/2. – С. 261-262.
  32. Пронников В. А. Управление персоналом в Японии. – М.: Фонд им. И. Д. Сытина «Зарницы», 2005. – 321 с.
  33. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. – М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003. – 112с.
  34. Рыжкина В. Истина где-то там, или аутсорсинг развития персонала // Управление персоналом. – 2006. № 15. – С. 16-17.
  35. Свирина И. Аттестация как механизм уровня оценки уровня квалификации персонала // Человеческие ресурсы России. – 2006. № 12. – С. 5-7.
  36. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2008. – 326 с.
  37. Сурков С. А. Групповые и индивидуальные аспекты развития персонала // Кадры предприятия. – 2008. № 12. – С. 50-56.
  38. Ткаченко Ю. Планирование карьеры сотрудников кадрового резерва // Служба кадров и персонал. – 2006. № 3. – С. 45-49.
  39. Травин В. В. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2007. – 272 с.
  40. Управление персоналом / Под ред. Базарова Т.Ю. – М.: Юнити, 2006. – 560 с
  41. Фартвенглер Д. Аттестация персонала. 10-минутный тренинг для менеджера / [Пер. с англ. И. Татариновой]. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010.– 224 с.
  42. Французова Л. Кого надо включить в аттестационную комиссию // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2007. № 10. – С. 25-26.
  43. Французова Л. Кто из сотрудников должен готовить документы и материалы для аттестации // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2007. № 10. – С. 24.
  44. Шаш Н.Н. Управление персоналом. – М.: Юрайт, 2006. – С. 133.
  45. Шаш Н.Н. Управление персоналом. – М.: Юрайт, 2008. – С. 167.
  46. Шейл П. Руководство по развитию персонала. – СПб.: Питер, 2007. – 236 с.
  47. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Интел-синтез, 2007. – 368 с.
  48. Шубенкова Е. В. Организация внутрифирменного обучения персонала // Управление персоналом. – 2009. № 19. – С. 32-34.
  49. Щур-Труханович Л.В. Положение об аттестации персонала: юридические тонкости // Кадры предприятия. – 2009. № 11. – С. 23-26.
  50. Ющин В.П. Аттестация персонала: что и как? // Отдел кадров коммерческой организации. – 2009. № 11. – С. 13-15.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Управление персоналом
2016 год 39 стр.
Курсовая Система кадрового резерва
Telesammit
Курсовая работа Управление персоналом
2015 год 29 стр.
Курсовая Компетенция в управлении человеческими ресурсами
diplomstud
Курсовая работа Управление персоналом
2010 год 50 стр.
Курсовая Адаптация руководителя в новой организации
diplomstud
Курсовая работа Управление персоналом
2013 год 35 стр.
Курсовая Мотивация и вознаграждение персонала ЗАО
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское