Введение.
Глава 1. Содержание любовной лирики Высоцкого.
Вывод по главе.
Глава 2. Характерные черты любовной лирики Высоцкого.
2.1. Генетические особенности лирической поэзии Высоцкого.
2.2. Биографизм любовной лирики Высоцкого.
2.3. Мир личности в лирике Высоцкого.
Вывод по главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Источники.
Литература.
Проблема любви в искусстве стара, как мир. Она существует с тех пор, как человек стал человеком (точнее, с тех пор, как он сознал себя человеком). Устареть эта тема не в состоянии никогда, поскольку каждое новое поколение человечества открывает что-то неизведанное в своём опыте и в переживании вечного чувства любви.
Нет практически ни одного художественного гения в истории человечества, который не говорил бы о любви. Высоцкий - не исключение, поскольку было бы странным предположить, будто человек с такой страстной натурой и с таким богатым личным опытом смог бы обойти сию тему стороной. Мы сейчас хорошо знаем: личная, интимная жизнь Владимира Семёновича была сверхсложной, изломанной, напоминающей реалии многих поэтических биографий Серебряного века (об этом подробно и откровенно поведал В. Новиков[1]). Всё это самым непосредственным образом сказалось в его песенном творчестве: мы уже помним, что Высоцкий - автор с сильной автобиографической, исповедальной жилкой... Кроме того, все те черты личности и стиля, которые столь ярко характеризуют Высоцкого, так или иначе наложили свой отпечаток на творческое отражение всей интересующей нас проблематики.
Проблема работы: является ли любовная лирика Высоцкого однородной или она многогранна?
Объект исследования: любовная лирика Высоцкого.
Предмет изучения: разнообразие форм изображения в любовной лирике Высоцкого.
Цель курсового проекта – доказать, что тема любви в творчестве Высоцкого многогранна.
В связи с выдвинутой проблемой и поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1) показать разнообразие любовной лирики Высоцкого в связи с ее содержанием;
2) раскрыть особенности любовной лирики Высоцкого.
Метод – при изучении лирики Высоцкого был использован метод сравнительного анализа.
Теоретическая база.
При подготовке работы были использованы следующие теоретические источники:
Статьи: Карякин Ю. О песнях Вл. Высоцкого // Литературное обозрение. – 1981. - №7. – С. 94-100. Кормилов С.И. Песни В. Высоцкого о войне, дружбе и любви // Русская речь. – 1983. - № 3. – С. 41-49. Крымова Н. О поэзии В. Высоцкого // Высоцкий В. Избранное. - М., 1988. Макарова Б.А. Фольклорные мотивы в лирике В. Высоцкого // Русская словесность. – 2000. - № 2. – С. 20-25.
Книга: Суворов Д.В. Галактика Высоцкого. – Екатеринбург, 2008.
Практическая база. Анализ стихотворных текстов был произведен по сборнику Высоцкий В.С. Сочинения: В 4-х томах. - Санкт-Петербург: АОЗТ Технэкс-Россия, 1993.
Гипотеза исследования: многообразие любовной лирики Высоцкого связано с многогранностью его личности.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Содержание любовной лирики Высоцкого
У Высоцкого не так много песен о любви, но все они очень заметны в его творчестве и - что особенно бросается в глаза - каждая из них, с точки зрения трактовки любовной темы, ни разу не повторяет одна другую. Применительно к содержанию эти песни можно сгруппировать следующим образом.
Одну группу песен составляют те из них, которые непосредственно касаются темы любви (в том числе своей любви), выражая авторскую, личностную интонацию самого Высоцкого. К таковым можно отнести песни "07" , "Мне каждый вечер зажигает свечи", "Было так: я любил и страдал", "Так давно", "Несостоявшийся роман", "Если я богат, как царь морской", "Дуэт разлучённых", "Не долюбил", "Здесь лапы у елей дрожат на весу". Особняком в этом списке стоят следующие песни: "Люблю тебя сейчас" (посвящено Марине Влади), "О двух автомобилях" (интеллектуально-"технократическая" аллегория взаимоотношений барда с Мариной Влади), "Она была в Париже" (самый лучший памятник чувству Высоцкого и Марины Влади - "недосягаемой русско-французской звезде", "инопланетянке", "Жар-птице", как назвал её В. Кантор), "Марине", "Маринка, слушай, милая Маринка" (адресат двух последних песен понятен) и особенно "Когда вода всемирного потопа" (написанная к фильму "Стрелы Робин Гуда") [8] - своего рода кредо Высоцкого по проблеме любви, самый светлый и величественный гимн, когда-либо выходивший из-под пера поэта. Последняя песня примечательна ещё и неожиданными в данном контексте, но вполне предсказуемыми в творческой вселенной Высоцкого интеллектуальными нотками (библейские реминисценции, изысканные ассоциативные аллюзии). Частично к этой группе можно отнести и "Нейтральную полосу".
Другая группа песен представляет своего рода "искажённый" лик любви. Это сюжеты, где люди корчатся в гримасах уродливого социального существования, через которое, однако, всё же пробивается свет того, что составляет главный смысл человеческого бытия. Сюда можно отнести песни "Татуировка" (где Высоцкий горько посмеялся над самим собой, над своим "двоежёнством"), "Здравствуй, "Юность", это я" (один из самых жестоких "опусов" на эту тему в творчестве барда), "Девушка из Нагасаки", "О нашей встрече", "Грустный романс", "Я женщин не бил до семнадцати лет", весь цикл про любовь в разные исторические эпохи (своего рода калейдоскоп «кривых зеркал»), и, особенно, "Два письма" [8] - последний мини-цикл из 2-х песен можно назвать "эпопеей совковой любви".
Нигде более в творчестве Высоцкого мы не сталкиваемся с такой силой горького сарказма: герои данного мини-цикла буквально тонут в луже мелких житейских проблем, не знают другого мира, кроме грубо материального, в моральном отношении "танцуют над пропастью", и всё равно - несмотря ни на что! - любят друг друга. С некоторой долей натяжки можно приблизить к данной группе "Серенаду Соловья-Разбойника" и "Скалолазку"- поскольку любовь в этих песнях накрепко спаяна с иронией [17].
Поэзия Высоцкого – это поистине уникальное для русской поэзии пиршество «чужого» (т. е. нашего) слова в лирике, независимого, внутренне противоречивого, несущего информацию сразу и о характере говорящего, и о своеобразии ситуации [25]. Прологом к этому пиршеству было уже первое стихотворение «Татуировка», в котором использован прием обращения ко второму лицу – прием, на протяжении столетий сохраняющий в лирике драматический момент и ставший одним из основных для Высоцкого:
Не делили мы тебя и не ласкали,
А что любили – так это позади, –
Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,
А Леша выколол твой образ на груди.
В стихотворении нет такого характерного для последующего творчества поэта острого, часто смертельного конфликта. Коллизия «Татуировки» тоньше и лиричнее – соперничество любви и дружбы – главных нравственных ориентиров героя. «Не делили» и «не ласкали» – подано как достоинство отношения друзей к Вале, что, конечно же, характеризует и ее, в отличие от героини песни «Сегодня я с большой охотою». Но, поминая об этом в самом начале своего послания, герой невольно указывает как раз на нестандартность этой ситуации среди тех отношений, которые приняты в «нашем тесном кругу»:
сравним:
Если это Колька или даже Славка,
Супротив товарищей не стану возражать.
Но если это Витька...
Однако и «любили» стоит в том же синонимическом ряду и говорит об уровне принятого в кругу героя представления о любви, потому и озвучено покаянной интонацией, которая одновременно и возвышает героя над его кругом. В качестве извинительного обстоятельства он выдвигает то, что «это позади». [42]
[1] Новиков В. Высоцкий. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 412 с.