Курсовая работа|Литература

Лики любви в лирике Высоцкого

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 43

Введение. 

Глава 1. Содержание любовной лирики Высоцкого. 

Вывод по главе. 

Глава 2. Характерные черты любовной лирики  Высоцкого. 

2.1. Генетические особенности лирической поэзии Высоцкого. 

2.2. Биографизм любовной лирики Высоцкого. 

2.3. Мир личности в лирике Высоцкого. 

Вывод по главе. 

Заключение. 

Список использованной литературы.

Источники. 

Литература. 

Проблема любви в искусстве стара, как мир. Она существует с тех пор, как человек стал человеком (точнее, с тех пор, как он сознал себя человеком). Устареть эта тема не в состоянии никогда, поскольку каждое новое поколение человечества открывает что-то неизведанное в своём опыте и в переживании вечного чувства любви.

Нет практически ни одного художественного гения в истории человечества, который не говорил бы о любви. Высоцкий - не исключение, поскольку было бы странным предположить, будто человек с такой страстной натурой и с таким богатым личным опытом смог бы обойти сию тему стороной. Мы сейчас хорошо знаем: личная, интимная жизнь Владимира Семёновича была сверхсложной, изломанной, напоминающей реалии многих поэтических биографий Серебряного века (об этом подробно и откровенно поведал В. Новиков[1]). Всё это самым непосредственным образом сказалось в его песенном творчестве: мы уже помним, что Высоцкий - автор с сильной автобиографической, исповедальной жилкой... Кроме того, все те черты личности и стиля, которые столь ярко характеризуют Высоцкого, так или иначе наложили свой отпечаток на творческое отражение всей интересующей нас проблематики.

Проблема работы: является ли любовная лирика Высоцкого однородной или она многогранна?

Объект исследования: любовная лирика Высоцкого.

Предмет изучения: разнообразие форм изображения в любовной лирике Высоцкого.

Цель курсового проекта – доказать, что тема любви в творчестве Высоцкого многогранна.

В связи с выдвинутой проблемой и поставленной целью в работе решались следующие задачи:

1) показать разнообразие любовной лирики Высоцкого в связи с ее содержанием;

2) раскрыть особенности любовной лирики Высоцкого.

Метод – при изучении лирики Высоцкого был использован метод сравнительного анализа.

Теоретическая база.

При подготовке работы были использованы следующие теоретические источники:

Статьи: Карякин Ю. О песнях Вл. Высоцкого // Литературное обозрение. – 1981. - №7. – С. 94-100. Кормилов С.И. Песни В. Высоцкого о войне, дружбе и любви // Русская речь. – 1983. - № 3. – С. 41-49. Крымова Н. О поэзии В. Высоцкого // Высоцкий В. Избранное. - М., 1988. Макарова Б.А. Фольклорные мотивы в лирике В. Высоцкого // Русская словесность. – 2000. - № 2. – С. 20-25.

Книга: Суворов Д.В. Галактика Высоцкого. – Екатеринбург, 2008.

Практическая база. Анализ стихотворных текстов был произведен по сборнику Высоцкий В.С. Сочинения: В 4-х томах. - Санкт-Петербург: АОЗТ Технэкс-Россия, 1993.

Гипотеза исследования: многообразие любовной лирики Высоцкого связано с многогранностью его личности.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

Глава 1. Содержание любовной лирики Высоцкого

У Высоцкого не так много песен о любви, но все они очень заметны в его творчестве и - что особенно бросается в глаза - каждая из них, с точки зрения трактовки любовной темы, ни разу не повторяет одна другую. Применительно к содержанию эти песни можно сгруппировать следующим образом.

Одну группу песен составляют те из них, которые непосредственно касаются темы любви (в том числе своей любви), выражая авторскую, личностную интонацию самого Высоцкого. К таковым можно отнести песни "07" , "Мне каждый вечер зажигает свечи", "Было так: я любил и страдал", "Так давно", "Несостоявшийся роман", "Если я богат, как царь морской", "Дуэт разлучённых", "Не долюбил", "Здесь лапы у елей дрожат на весу". Особняком в этом списке стоят следующие песни: "Люблю тебя сейчас" (посвящено Марине Влади), "О двух автомобилях" (интеллектуально-"технократическая" аллегория взаимоотношений барда с Мариной Влади), "Она была в Париже" (самый лучший памятник чувству Высоцкого и Марины Влади - "недосягаемой русско-французской звезде", "инопланетянке", "Жар-птице", как назвал её В. Кантор), "Марине", "Маринка, слушай, милая Маринка" (адресат двух последних песен понятен) и особенно "Когда вода всемирного потопа" (написанная к фильму "Стрелы Робин Гуда") [8] - своего рода кредо Высоцкого по проблеме любви, самый светлый и величественный гимн, когда-либо выходивший из-под пера поэта. Последняя песня примечательна ещё и неожиданными в данном контексте, но вполне предсказуемыми в творческой вселенной Высоцкого интеллектуальными нотками (библейские реминисценции, изысканные ассоциативные аллюзии). Частично к этой группе можно отнести и "Нейтральную полосу".

Другая группа песен представляет своего рода "искажённый" лик любви. Это сюжеты, где люди корчатся в гримасах уродливого социального существования, через которое, однако, всё же пробивается свет того, что составляет главный смысл человеческого бытия. Сюда можно отнести песни "Татуировка" (где Высоцкий горько посмеялся над самим собой, над своим "двоежёнством"), "Здравствуй, "Юность", это я" (один из самых жестоких "опусов" на эту тему в творчестве барда), "Девушка из Нагасаки", "О нашей встрече", "Грустный романс", "Я женщин не бил до семнадцати лет", весь цикл про любовь в разные исторические эпохи (своего рода калейдоскоп «кривых зеркал»), и, особенно, "Два письма" [8] - последний мини-цикл из 2-х песен можно назвать "эпопеей совковой любви".

Нигде более в творчестве Высоцкого мы не сталкиваемся с такой силой горького сарказма: герои данного мини-цикла буквально тонут в луже мелких житейских проблем, не знают другого мира, кроме грубо материального, в моральном отношении "танцуют над пропастью", и всё равно - несмотря ни на что! - любят друг друга. С некоторой долей натяжки можно приблизить к данной группе "Серенаду Соловья-Разбойника" и "Скалолазку"- поскольку любовь в этих песнях накрепко спаяна с иронией  [17].

Поэзия Высоцкого – это поистине уникальное для русской поэзии пиршество «чужого» (т. е. нашего) слова в лирике, независимого, внутренне противоречивого, несущего информацию сразу и о характере говорящего, и о своеобразии ситуации [25]. Прологом к этому пиршеству было уже первое стихотворение «Татуировка», в котором использован прием обращения ко второму лицу – прием, на протяжении столетий сохраняющий в лирике драматический момент и ставший одним из основных для Высоцкого:

Не делили мы тебя и не ласкали,

А что любили – так это позади, –

Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,

А Леша выколол твой образ на груди.

В стихотворении нет такого характерного для последующего творчества поэта острого, часто смертельного конфликта. Коллизия «Татуировки» тоньше и лиричнее – соперничество любви и дружбы – главных нравственных ориентиров героя. «Не делили» и «не ласкали» – подано как достоинство отношения друзей к Вале, что, конечно же, характеризует и ее, в отличие от героини песни «Сегодня я с большой охотою». Но, поминая об этом в самом начале своего послания, герой невольно указывает как раз на нестандартность этой ситуации среди тех отношений, которые приняты в «нашем тесном кругу»:

сравним:

Если это Колька или даже Славка,

Супротив товарищей не стану возражать.

Но если это Витька...

Однако и «любили» стоит в том же синонимическом ряду и говорит об уровне принятого в кругу героя представления о любви, потому и озвучено покаянной интонацией, которая одновременно и возвышает героя над его кругом. В качестве извинительного обстоятельства он выдвигает то, что «это позади». [42]

[1] Новиков В. Высоцкий. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 412 с.

Источники

  1. Высоцкий В. Избранное / Сост. А. А. Доброхотов; Предисл. И. Шефановской. - СПб.: Диамант: Золотой век, 2000.

  2. Высоцкий В. Монологи // Юность. - 1986. - № 12.

  3. Высоцкий В. С. Четыре четверти пути. - М., 1988.

  4. Высоцкий В.С. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

  5. Высоцкий В.С. “Золотые мои россыпи...”: Строки, ставшие крылатыми / Сост. Т. и С. Зайцевы; Крат. предисл. Вл. Новикова. - М., 2000.

  6. Высоцкий В.С. Где же наша звезда?: Песни. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  7. Высоцкий В.С. Кони привередливые / Сост. В. Коркин. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  8. Высоцкий В.С. Сочинения: В 4-х томах. - Санкт-Петербург: АОЗТ Технэкс-Россия, 1993.

  9. Высоцкий В.С. Я жив! / Сост. А. Корин. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  10. Высоцкий В.С. Я не люблю / Сост. В. Коркин. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  11. Высоцкий В.С. Я, конечно, вернусь // Аннинский Л. Вечная разгадка? - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999

Литература

  1. Высоцкий В.С.: Исследования и материалы.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990.

  2. Влади М. Владимир, или Прерванный полет. - М.: Прогресс, 1989.

  3. Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы // Студенческий меридиан. - 1988. - № 1. - С. 51

  4. Военная тема в поэзии В.Высоцкого// Болдинские чтения. - Ниж. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1999.

  5. Золотухин В.С. Секрет Высоцкого: Дневниковая повесть / Сост. Б. Акимов; С. Вдовин. - М.: Алгоритм, 2000

  6. Карякин Ю. О песнях Вл. Высоцкого // Литературное обозрение. – 1981. - №7. – С. 94-100.

  7. Кормилов С.И. Песни В. Высоцкого о войне, дружбе и любви.// Русская речь. – 1983. - № 3. – С. 41-49.

  8. Крымова Н. О поэзии В. Высоцкого // Высоцкий В. Избранное. - М., 1988.

  9. Макарова Б.А. Фольклорные мотивы в лирике В. Высоцкого // Русская словесность. – 2000. - № 2. – С. 20-25.

  10. Новиков В. Высоцкий. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 412 с.

  11. Перевозчиков В. Владимир Высоцкий: правда смертного часа и посмертная судьба. - М.: Политбюро, 2000.

  12. Пономарёва Т.В., Трофимова Е.Б. О восприятии трансформированных фразеологизмов носителями русского языка: (На материале поэзии В. Высоцкого) // Языковая концепция регионального существования человека и этноса: Тез. докл. к науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. А. И. Воробьёвой. Барнаул: Изд-во Алтайс. ун-та, 1999. С. 154–156.

  13. Суворов Д.В. Галактика Высоцкого. – Екатеринбург, 2008.

  14. Таран Т. О поэтике Владимира Высоцкого // Модели мира. - М.: Рос. ассоц. искусствен. интеллекта, 1997. - С. 229-240.

  15. Тимченко М. Ю. Традиции народной смеховой культуры в творчестве В. Высоцкого // Лит. и фольклор. Проблемы взаимодействия: Сб. науч. ст. / ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 1992. - С. 139-148.

  16. Томенчук Л. "Нам ни к чему сюжеты и интриги": [Сюжеты песен В. Высоцкого] // Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1993. - 3 (7); 4 (8).

  17. Томенчук Л. [Песня В. Высоцкого о Куке] // Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1993. - 1 (5).

  18. Томенчук Л. Если друг оказался вдруг...: [Тема дружбы в творчестве В. Высоцкого] // Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1992. - 2; 3.

  19. Томенчук Л. Хула и комплименты: (Песен.-поэт. творчество Владимира Высоцкого и критика 60-80-х годов). - Вагант: Прил. - М., 1992. - 6. - 16 с.;

  20. - Томенчук Л. Владимир Высоцкий: исследования и материалы, 1993. - Вып. 1. - 48 с.

  21. Тырин Ю. Непетые песни Высоцкого: [Рец. на кн.: Высоцкий В. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. Тула, 1993] // Вагант. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1994. - 9, 10. - С. 9-14.

    Полемика: Терентьев О. Давайте разберемся", или "Письмо к ученому соседу"; Тырин Ю. Владимир Высоцкий: "Я не пою похабных слов" // Там же. - 1996. - 1-2. - С. 17-27.

  22. Ускова Е. [О песне В. Высоцкого "Райские яблоки"] // Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1993. - 4 (8).

  23. Харьковская А. А. Функционально-стилистические аспекты переводных соответствий: (На материале пер. произведений В. Высоцкого) // Проблемы вариативности в германских языках: Межвузов. сб. науч. ст. - Самара: Самар. ун-т, 1995. - С. 85-90.

  24. Хатюшин В. [О Высоцком] // Хатюшин В. Горькие плоды: Критич. размышления о литературе и искусстве. - М.: Эталон, 1992. - С. 32-37.

  25. Ходанов М. Спасите наши души!..: О христианском осмыслении поэзии В. Высоцкого, И. Талькова, Б. Окуджавы и А. Галича. - М.: Отчий дом, 2000.

  26. Ходанов М., свящ. Я не люблю, когда наполовину... // Лит. Россия. - 1998. - 5 (30 янв.). - С. 12-13; 6 (13 февр.). - С. 12-13; 7 (13 февр.). - С. 12-13.

  27. Чулков В. Две книги о Высоцком: [Рец. на кн. 14 и 19] // Луч. - Ижевск, 1993. - 3. - С. 53-55.

  28. Шатин Ю. "Я, напротив, ушел всенародно из гранита..." // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1988. - 4 (23 янв.). - С. 8.

  29. Шатин Ю. В. Поговорим о Высоцком: (Пять штрихов к поэзии); Бестужев-Лада И. В. Табун привередливых коней: введение в высоцковедение: [Предисл.]. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1994 [Подп. в печать 24.11.95]. - 32 с.

  30. Шатин Ю. В. Поэтическая система В. Высоцкого // Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1995. - 24; 25.

  31. Шафер Н. О так называемых "блатных песнях" Владимира Высоцкого.-Павлодар, Казахстан 2004

  32. Шилина О. Психологизм поэзии Владимира Высоцкого / Предисл. Л. Абрамовой. - Вагант: Прил. - М.: ГКЦМ "Дом Высоцкого", 1991. - 8. - 16 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское