Введение.
- Руководство как организационное поведение.
1.1.Основные понятия теории управления.
1.2 Руководитель – важнейший элемент системы управления.
- Методы руководства.
2.1. Характеристика методов управления.
2.2. Виды методов прямого и косвенного воздействия.
Заключение.
Библиографический список.
Любая управленческая деятельность - системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие любой организации. Без управления организации вообще не существует.
Управление персоналом является жизненно обусловленной стратегической функцией, которая формировалась на протяжении всего ХХ века, развившись в ходе эволюции многообразных форм управления. Как оказалось, основной мерой прогресса и развития деятельности является человек с его потребностями, мотивациями и конкретными интересами. Поэтому начался поиск конкретных управленческих параметров фирм, разработка систем управления как в краткосрочном (тактическом), так и в долгосрочном (стратегическом) планах и в их взаимосвязи.
Управление персоналом как социальная функция, таким образом, явилась объективным продолжением человеческой потребности и способности к самосохранению, но уже на более высоком уровне - уровне человеческих организаций. Поэтому для "фирм, устремленных в будущее, в системе управления персоналом были найдены конкретные средства к самопознанию фирмы и необходимый инструментарий конструктивной организации знания".[[1]
Управление персоналом сосредоточено на рабочих и служащих, находящихся в организационной среде фирмы. Оно в целом касается руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления. Для современных крупных, средних и мелких фирм сейчас крайне актуален следующий факт: для того, чтобы развиваться, преуспевать, сохранять здоровье людей и стабильность коллектива, они должны оптимизировать отдачу от вложений любых ресурсов, будь то ресурсы материальный, финансовые или человеческие.
Актуальность данной работы представляется в том, руководитель – субъект управления – является важнейшим звеном всей системы, именно от его личных качеств и опыта зависит полноценное функционирование фирмы. Руководитель может быть лидером коллектива, а может не быть им. Но и тот и другой имеют определенную власть над коллективом.
Целью данной работы является изучение методов воздействия руководителя на подчиненных. Предметом исследования - система прямых и косвенных методов воздействий..
Задачи работы :
-Рассмотреть содержание руководства в управлении организацией
-Рассмотреть основные способы воздействия на подчиненных.
1. Руководство как организационное поведение
1.1.Основные понятия теории управления
Управленческая деятельность имеет особенность - организовывает деятельность других людей, определяет как производственные, так и управленческие задачи:
- управленческая деятельность строится по правилам, которые исследуются психологией управления;
- управленческая деятельность направленно производит "порядок из хаоса"[2], эффективное управление повышает порядок и наоборот, неэффективное - снижает. Эффективно работающий управляющий знает основные управленческие действия, постоянно рефлексируя он анализирует свою деятельность. Он знает основные компоненты управленческой деятельности и это позволяет ему компенсировать недостаточно развитые у него организаторские способности руководителя.
3) Коммуникативная составляющая управленческой деятельности.
Коммуникативные качества управляющего развиваются при жизни и поэтому их необходимо целенаправленно формировать. Поэтому психология управления освещает психологическую проблематику:
- связи управления и общения;
- коммуникативной культуры и умений управляющего;
- ведения переговоров и многие другие формы взаимодействия между людьми;
- публичное, социальное общение, речь и многое другое.
4) Конфликты в организации, их роль в управлении и способы разрешения.
Любой коллектив, группа являются социальным организмом, где член группы достигает своих целей
Управленческая деятельность специфична по организационному статусу ее субъекта - руководителя, который характеризуется двойственностью. Руководитель одновременно является членом организации и не является им. В силу своего иерархически высшего положения, он как бы стоит над ней. Исследования в психологии показывают, что эффективность деятельности организации прямопропорционально зависит от совмещения в управляющем ею человеке функций формального руководителя и неформального лидера. Это предполагает одновременное сочетание двух принципов управления - иерархического (субординационного, внешнего, социально предписываемого) и коллегиального (координационного, внутреннего, использующего неформальные связи в организации). Такое сочетание в идеальном варианте управления оптимально целям и задачам, как организации, так и каждого ее члена. Управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации — делегирования полномочий. Лидерами, с другой стороны, становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий.
Первостепенный интерес для фирмы представляет руководитель организации (organizational leader) — "человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными".[3] Его цель — влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер. Например, Катц и Кан рассматривают лидерство как «оказывающий влияние элемент, который появляется помимо механического исполнения рутинных поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: "Лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки"[4].
Определение лидерства применительно к управлению следующее: "Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации".
Необходимо выделять черты руководителя, обусловленные его организационным статусом:
- руководитель имеет двойную принадлежность, одновременно входя в структуры организации и органа управления более высокого порядка;
- руководитель ответственен за функционирование организации в целом, а не какой-либо ее составной части;
[1] Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 2006.180с.С.29
[2] Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002.С.69
[3] Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002.С.93
[4] Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002.С.43