Введение
- Сущность, правовые основы и формы осуществления контроля
и надзора в оперативно-розыскной деятельности
- Субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность
2.1. Понятие и классификация субъектов
2.2. Президент РФ как субъект внешнего контроля
2.3. Федеральное собрание РФ как субъект внешнего контроля
2.4. Правительство РФ как субъект внешнего контроля
2.5. Судья в оперативно-розыскной деятельности
Список использованной литературы
Известно, что в науке понятие «организация» несет в себе различное содержание. В контексте рассматриваемой темы организация надзора за оперативно-розыскной деятельностью представляет собой определенный, обусловленный содержанием предмета этого надзора, вид деятельности в контролирующих органах, основной целью которого является оптимизация решения задачи обеспечения законности при осуществлении ОРД уполномоченными на это Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» субъектами.
Организация надзорной деятельности складывается из следующих компонентов:
- уяснение предмета и содержания надзора;
- информационное и аналитическое обеспечение данного направления надзора;
- планирование и реализация конкретных надзорных мероприятий;
- оценка и реализация результатов.
Информационное и аналитическое обеспечение надзора представляет собой сложную, многоаспектную деятельность. Это обусловлено тем обстоятельством, что информация, которая необходима для анализа и последующего планирования, черпается из различных источников и изначально не носит сколько-нибудь систематизированного характера. Такими источниками являются: отчеты установленной формы органов прокуратуры (формы 1-Е, 2-Е, ОРД), ОВД, налоговой полиции и таможенных органов, отражающие в своей совокупности состояние преступности (уровень, структуру, раскрываемость в целом и по отдельным видам преступлений), отчеты о следственной работе органов федеральной службы безопасности (формы 1-Е (ФСБ)) за определенный период времени, иными словами — отчеты, характеризующие криминологическую ситуацию в регионе;
- отчеты о результатах деятельности ОВД, налоговой полиции и таможенных органов в целом и их оперативных подразделений;
- конкретные уголовные дела о преступлениях, оставшихся нераскрытыми;
- результаты плановых и внеплановых проверок исполнения законов ОРО за предшествующие периоды времени.[1]
Планирование и реализация конкретных надзорных мероприятий основываются на выводах, получаемых в процессе информационно-аналитической деятельности. Так, выявление роста показателя нераскрытых особо тяжких и тяжких преступлений либо их высокая доля по отношению к общему числу зарегистрированных преступлений указанных категорий дают основание к планированию проверки результатов ОРД по установлению преступников. План должен содержать конкретные вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки.
В данной работе мы подробно рассмотрим сущность, правовые основы, формы надзора и контроля за оперативно-розыскной деятельностью, а также определим круг субъектов, осуществляющих данный контроль и надзор.
-
СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контроль за осуществлением ОРД является одной из форм управляющего воздействия и включает систему мер по наблюдению и проверке ее соответствия, действующим законам и ведомственным нормативным актам. Основной целью контроля является обеспечение единства решений и исполнения, своевременное предупреждение и устранению допущенных Нарушений.
Контроль за ОРД можно разделить на вневедомственный и ведомственный. В соответствии со ст. 20 ФЗ об ОРД вневедомственный контроль за ОРД осуществляют следующие субъекты: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации); Правительство РФ, уполномоченные прокуроры, представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля. К органам, осуществляющим контрольные функции в сфере ОРД, также следует отнести суд, так как судья осуществляет проверку материалов о проведении ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан. Правовой базой данной формы судебного контроля является ст.46 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Несмотря на то, что в ст.20 ФЗ «Об ОРД» судебные органы не упоминаются в качестве субъектов, осуществляющих контроль, они являются субъектами вневедомственного (государственного) контроля.[2]
Вневедомственный контроль является контролем со стороны федеральных органов государственной власти РФ. Он выражается в системе наблюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам, принципам и правилам, установленным ФЗ об ОРД и принятыми в его исполнение подзаконными актами. Конечная цель данного контроля состоит в том, чтобы не допустить в ОРД отклонений от установленных нормативов, а при необходимости — скорректировать деятельность соответствующих органов и должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы.
В ОРД особое значение имеет ведомственный контроль. Это обусловлено прежде всего тем, что данный вид деятельности осуществляется преимущественно негласными средствами, что ограничивает возможность контроля за оперативными подразделениями со стороны граждан и общественных организаций. По этой же причине в определенной мере затруднен контроль со стороны органов представительной власти и прокуратуры. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованности и эффективности оперативно-розыскной деятельности и позволяет устранить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также принять руководителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.
Ведомственный контроль является одной из форм управляющего воздействия, которое осуществляется внутри оперативно-розыскного органа, непосредственно его руководителями и должностными лицами в соответствии ст.22 ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами.[3]
Руководителем органа, осуществляющего ОРД, является должностное лицо, назначенное в соответствии с законом (ФЗ от 31.07.95 "Об основах государственной службы в РФ") или ведомственным нормативным актом на соответствующую управленческую должность в оперативно-розыскном подразделении.
В соответствии с приказом МВД России от 19 июня 1999 г. № 526 "О назначении на должность руководителей ОВД по контракту" замещение руководящих должностей начальников главных управлений МВД России, руководителей МВД, ГУВД, УВД осуществляется путем заключения контрактов.
[1] Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С.763.
[2] Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2002. – С.113.
[3] Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С.770.