Дипломная работа|Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Диплом Формирование ЗОЖ подростков

Дипломная работа по предмету "Валеология" на тему: "Формирование ЗОЖ у подростков". Выполнена в 2011 г.

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2011 | Страниц: 89

Цена: 3 000
Купить работу

Введение

  1. Теоретические основы изучения здорового образа жизни

1.1. Состояние здоровья школьников как социально-педагогическая проблема

1.2. Здоровый образ жизни: понятие и структура

1.3. Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни

  1. Психолого-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни подростков в условиях образовательного учреждения

2.1. Характеристика подросткового возраста

2.2. Особенности формирования здорового образа жизни подростков в образовательной среде

  1. Экспериментальное исследование формирования здорового образа жизни у подростков в условиях образовательного учреждения

3.1. Исследование сформированности здорового образа жизни у подростков

3.2. Программа формирования здорового образа жизни подростков в условиях образовательного учреждения

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность исследования.

Здоровье детей и подростков во многом определяет трудовой и репродуктивный потенциал взрослого населения страны. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившиеся в предшествующие годы тенденции ухудшения здоровья детей приняли устойчивый характер. При этом отмечается высокая распространенность многосистемных морфофункциональных отклонений и начало развития многих хронических заболеваний в детском возрасте (А.А. Баранов[1]; В.Ф. Капитонов[2]; Т.М.Максимова[3], А.Я. Поляков[4] и др.).

На современном этапе изучения условий формирования здоровья доказано, что оно на 50% обусловлено образом жизни[5]. В Концепции охраны здоровья детей в РФ одной из ключевых задач является содействие здоровому образу жизни (ЗОЖ). В системе формирования здорового образа жизни медикам отводится роль не только его проводника, но и эксперта, оценивающего всю систему сохранения и развития здоровья новых поколений.

Среди причин, влияющих на здоровье детей особое место занимают факторы внутришкольной среды. В последние годы немало исследований были направлены на разработку программ по обучению навыкам ЗОЖ в образовательных учреждениях (З.И. Чуканова[6]; Е.А.Таурова, А.И.Бабенко[7] и др.). Однако, остаются недостаточно проработанными вопросы формирования положительного отношения к здоровому образу жизни подростков.

Изучение здорового образа жизни подростков обусловлено, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Негативные тенденции здоровья подростков усугубляют и без того сложную демографическую ситуацию в стране.

Анализ динамики состояния здоровья молодых россиян дает основание прогнозировать его ухудшение у взрослого населения в ближайшие 10-15 лет. Сложившееся положение является следствием преобразований в социально-экономической сфере, сокращения оздоровительных учреждений и спортивных сооружений, нарастающего воздействия экологически вредных факторов, а также ведением нездорового образа жизни.

Основной причиной нарушений здоровья подростков являются модели поведения, связанные с образом жизни молодого человека. При этом все большую роль в поддержании или ослаблении ее здоровья, оказывают поведенческие факторы риска.

В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование здорового образа жизни подростков как особой социально-демографической группы. Применительно к современному российскому обществу острота проблемы заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения состояния здоровья молодых людей слишком велики; во-вторых, в том, что среди подростков преобладают виды поведения, разрушающие здоровье. Поэтому стали очевидными общественные потребности в отношении формирования положительного отношения к здоровому образу жизни подростков, как важнейшего фактора обеспечения жизнеспособности и созидательной активности.

Концепции сохранения и укрепления здоровья учащихся в современной школе имеют много вариантов своего воплощения, но большинство из них не предусматривает доминирующее использование содержательных возможностей педагогической среды образовательного учреждения и целостной системы ведущих факторов школьной жизни, призванных обеспечить у детей и подростков формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни. В организации работы с подростками и молодежью в сфере укрепления репродуктивного здоровья в настоящее время преобладает медикалистский подход и достаточно слабо выражен педагогический аспект.

Учреждения здравоохранения и образования осуществляют систематические информационно-просветительские мероприятия, целью которых является знакомство подростков с негативным влиянием на здоровье, в частности, алкоголя, никотина, наркотиков, ранних сексуальных отношений и т. д. Однако недостатком данной формы просвещения, на наш взгляд, является отсутствие индивидуального подхода к подростку, апеллирование к материалам, основанным на негативных моделях воспитания и отсутствия продуманной психолого-педагогической системы просвещения школьников по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Степень изученности проблемы.

В качестве одного из ключевых теоретических подходов к изучению здорового образа жизни рассматривается концепция самосохранительного поведения. Идея принадлежит А.И.Антонову, начавшему исследование в этой области в начале 1980-х годов[8]. Значительную роль в развитии вышеназванной концепции сыграли И.В. Журавлева[9], Л.С. Шилова[10] и др., которые установили, что индивидуальное поведение в сфере здоровья опосредует влияние на его качество всех остальных факторов (экономики, здравоохранения, экологии, генетики и др.).

Наибольший интерес представляют исследования, посвященные формированию здорового образа жизни, в том числе детей и подростков, которые нашли свое отражение в трудах И.И. Брехмана[11], М.Б. Волковой[12], В.З.Когана[13], А.В.Ляхович[14], А.В. Мартыненко[15], В.Д. Паначеева[16] и др.

В 2000-х гг. появился ряд научных работ, раскрывающих особенности, сущность и различные аспекты здорового образа жизни подростков через призму здоровьеразрушающего, отклоняющегося поведения этой возрастной группы.

Заслуживают внимания исследования Ю.А. Зубок[17], А.И. Ковалевой и В.А.Лукова[18], В.И. Чупрова[19], С.Н. Щеголевой[20], в которых изучение образа жизни подростков, в том числе и здорового, занимает одно из центральных мест.

Анализ подходов к понятию ЗОЖ и его связи с понятиями психического и психологического здоровья представлен в работах Л.П.Анастасова[21], Н.П. и В.П. Гребняк[22], Д.Н. Давиденко[23], А.Смирнов[24], И.Н.Смирнов[25]. Основные научные подходы к определению и пониманию здорового образа жизни нашли свое отражение в исследованиях И.В. Журавлевой[26], Ю.П. Лисицына[27] и др. Психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья в подростковом возрасте рассматривают в своих работах Л.П. Анастасова[28], Л.Г. Леонова[29], Г.Г. Филиппова[30] и др.

Несмотря на обширную литературу, посвященную анализу здорового образа жизни старших подростков, можно утверждать, что практически все работы построены по принципу негативной проекции, то есть понятие «здоровый образ жизни» раскрывается через его противоположность – распространенность различных девиаций среди подростков. При этом работ, посвященных изучению собственно «здорового образа жизни» (представлений о нем, его распространенности, принципов его конструирования) практически нет ни в отечественной, ни в зарубежной психолого-педагогической литературе. Актуальность проблемы исследования и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования, постановку целей и задач.

Цель исследования – разработка научно-обоснованных направлений формирования здорового образа жизни у подростков в общеобразовательной школе.

Объект исследования – здоровый образ жизни детей и подростков.

Предмет исследования – формирование положительного отношения к здоровому образу жизни подростков.

Задачи:

  • изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни;
  • выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах;
  • разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах;
  • дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 1.1. Состояние здоровья школьников как социально-педагогическая проблема Современное российское общество предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему в жизни, поскольку успешное решение социальных, экологических, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, требует активных, творчески мыслящих личностей, способных своевременно и оптимально включиться в преобразовательную деятельность, обладающих высоким интеллектуальным, творческим, нравственным и физическим потенциалом, готовых к высокопродуктивной, здоровой жизнедеятельности. В контексте этого основной задачей школы как одного из важнейших институтов социокультурного наследования является подготовка людей, способных строить новый социум и жить в нем, ориентирующихся на новые жизненные ценности, среди которых одной из главных выступает осознание здорового образа жизни как социальной и личностной ценности. Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно молодого поколения страны, отсутствуют установки, обусловливающие потребность в здоровой жизнедеятельности. Существует много определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Так Ю. П. Лисицын рассматривает здоровье человека как гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями, которые и определяют, в конечном счете, состояние человека . И. Н. Смирнов считает, что биологической основой здоровья является способность поддерживать стабильность гомеостаза; в зависимости от степени этой стабильности человек по-разному реализует свои биологические и социальные функции в определенном диапазоне на протяжении жизни и в каждый конкретный период времени . Д. Н. Давиденко определяет здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно на основе биологической, психической и социальной сущности человека . Большинство авторов углубляют или уточняют понятие «здоровье», но все противопоставляют здоровье и болезнь, не дают количественных характеристик, рассматривая здоровье как гармонию с окружающей средой. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» .
  1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
  2. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» // СПС КонсультантПлюс
  3. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А.Аверин. – СПб: Питер, 1994. – 424 с.
  4. Айдаркин Е.К. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии / Е.К.Айдаркин, Л.Н. Иваницкая – Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2008. – 176 с.
  5. Аккузина О.П. Основы здорового образа жизни / О.П. Аккузина, Т.Тяпкина, М.В.Лысогорская. – Саратов: ЦПС, 2000. – 178 с.
  6. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н.М.Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 63 с.
  7. Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков / Л.П.Анастасова // Первое сентября. Биология. – 2000. – №40. – С.16-17.
  8. Антонов А.И. Социология рождаемости (теоретические и методологические проблемы) / А.И.Антонов. – М.: Статистика, 1980. – 176 с.
  9. Бабенко А. И. Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения (по результатам опроса врачей-педиатров) / А.И. Бабенко, Е.А Татаурова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины – 2005. – № 6. – С. 6-8.
  10. Баранов А.А. Концепция Законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» / А.А.Баранов, Ю.Е.Лапин // Медицинское право и этика. – 2003. – №3. – С.2-5.
  11. Баранов А.А. Медицинское обеспечение детей подросткового возраста / А.А.Баранов, А.Г.Ильин, Е.В.Антонова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2010. – №4. – С.28-32.
  12. Баранов А.А. Профилактически технологии в педиатрии: научные и практические проблемы / А.А.Баранов / XI конгресс педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии», Москва, 11-14 февраля 2010 г. – М., 2010. – С.2-4.
  13. Богачева Т. Ю. Здоровый образ жизни как основа ее качества / Т.Ю.Богачева / Дети России здоровы и образованы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 16-17 апреля 2009 г. – М., 2009. – 298 с. С.34-37.
  14. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 2002. –264 с.
  15. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И.И. Брахман // Вопросы философии. – 1982. – № 2. – С.48-53.
  16. Буйкина О. Ю. О реализации комплексного подхода к оздоровлению населения территории /О.Ю. Буйкина, Е.А. Татаурова, Е.А. Бабенко // Научный вестник Ханты-Мансийского государственного медицинского института. – 2006. – №1. – С. 79-80.
  17. Волкова М.Б. Здравоохранительное поведение населения в условиях российских социально-экономических трансформаций: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. соц. наук: (22.00.03) / М.Б. Волкова. – Саратов, 2005. – 46 с.
  18. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2002. – 1008 с.
  19. Горбунов Ю.Я. К вопросу о профилактике вредны привычек у учащихся различных типов образовательных учреждений / Ю.Я.Горбунов, Н.И.Дворкина, Л.И.Лубышева и др. / Дети России здоровы и образованы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 16-17 апреля 2009 г. – М., 2009. – 298 с. С.56-59.
  20. Гребняк Н.П. Парадигма формирования здорового образа жизни / Н.П.Гребняк, В.П.Гребняк, Е.В.Агаркова и др. // Вестник гигиены и эпидемиологии. – 2000. – Том 4. – №2. – С.165-169.
  21. Греченкова Т.И. Программы образования подростков и молодежи и пути решения / Т.И.Греченкова, И.С.Куприянова // Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне / под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой и Н.И.Ловцовой. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. – С.249-264
  22. Давиденко Д. Н. Здоровье и образ жизни студентов: учебное пособие / под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005. – 124 с.
  23. Давиденко Д.Н. Формулы здоровья / Д.Н.Давиденко // ОБЖ. – 2003. – №9. – С.44-45.
  24. Драгунова Т.В. Подростковый возраст / Т.В.Драгунова // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1983. – С.216-294
  25. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях / С.В.Духновский. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. – 124 с.
  26. Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие (проект). Рабочий документ. – ВОЗ: Женева. – 1997. – 217 с.
  27. Журавлева И.В. Здоровье подростков в социоструктурном контексте / И.В.Журавлева // Социальное расслоение и социальная мобильность / отв. ред. З.Т.Голенкова. – М.: Наука, 1999. – С.12-24.
  28. Журавлева И.В. Здоровье подростков и окружающий мир / И.В.Журавлева. – М.: ИС РАН, 1997. – 124 с.
  29. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В.Журавлева. – М.: ИС РАН, 2002. – 169 с.
  30. Журавлева И.В. Отношение человека к здоровью и продолжительность жизни / И.В. Журавлева, Л.С. Шилова и др. – М., 1989. – 158 с.
  31. Заруба Н. А. Психическое и физическое развитие личности как индивидуальности / Н.А.Заруба // Здоровье, личность, образование. – Кемерово, 1996. – С. 84-89.
  32. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю.А. Зубок // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 42-51.
  33. Иванова Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.К. Иванова. – Самара, 2000. – 24 с.
  34. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека / Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
  35. Казначеев В. П. Основы общей валеологии / В.П.Казначеева, Н.А.Склянова. – Новосибирск, 1998. – 78 с.
  36. Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л.В.Капилевич, В.И.Андреев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с.
  37. Капитонов В. Ф. Влияние здоровья родителей на здоровье детей в семье / В.Ф.Капитонов // Здравоохранение РФ. – 2002. – №3. – С.35-37.
  38. Капитонов В.Ф. Генетический подход в оценке характеристики роста и развития ребенка / В.Ф.Капитонов // Педиатрия. – 2004. – №3. – С.58-60.
  39. Карасева Т. В. Методические подходы к систематизации основных понятий валеологии / Т.В.Карасева, И.И.Голицина, С.Н.Толстов и др. //Валеология. – 2006. – №2. – С.42-44.
  40. Ковалева А.И. Социология молодежи. Теоретические вопросы / А.И.Ковалева, В.А. Луков. – М.: Социум 1999. – 249 с.
  41. Коган В.З. Здоровый образ жизни: Проблемы формирования / Коган В.З., Мартыненко А.В. – М.: Учебн. пособие, 1992. – 386 с.
  42. Колбанов В. В. Валеология / В.В.Колбанов. – СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с.
  43. Кон И.С. Введение в сексологию / И.С.Кон. – М.: Медицина, 1989. – 286 с.
  44. Кулаков В.И. Особенности формирования репродуктивного здоровья девочек современной России / В.И. Кулаков, Е.В. Уварова // Матер. научно-практич. конференции «Репродукция человека». – М., 2003. – С.37-38.
  45. Лапин Ю.Е. Исследование правовых основ государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации / Ю.Е.Лапин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2009. – №5. – С.7-10.
  46. Леонова Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л.Г.Леонова, Н.Л.Бочкарева. – Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998. – 48 с.
  47. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П.Лисицын. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520 с.
  48. Ляхович А.В. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья / А.В.Ляхович, А.И. Марков // Гигиена и санитария. – 1994. – № 7. – С. 47-50.
  49. Максимова Т.М. Здоровье детей в условиях социальной дифференциации общества / Т.М.Максимова, О.Н.Гаенко, В.Б.Белов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2004. – №1. – С.5-8.
  50. Малыгина О.А. Моделирование процесса формирования здорового образа жизни у подростков / О.А.Малыгина // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки). – С.41-43
  51. И другие источники (всего 79)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
2021 год 49 стр.
Формирование здорового образа жизни на уроках
bugalter
Дипломная работа Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
2022 год 53 стр.
Деятельность школьной медсестры в формировании ЗОЖ у детей начальной школы
antiplagiatpro
Дипломная работа Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
2023 год 61 стр.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское