Введение
- Теоретические основы изучения здорового образа жизни
1.1. Состояние здоровья школьников как социально-педагогическая проблема
1.2. Здоровый образ жизни: понятие и структура
1.3. Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни
- Психолого-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни подростков в условиях образовательного учреждения
2.1. Характеристика подросткового возраста
2.2. Особенности формирования здорового образа жизни подростков в образовательной среде
- Экспериментальное исследование формирования здорового образа жизни у подростков в условиях образовательного учреждения
3.1. Исследование сформированности здорового образа жизни у подростков
3.2. Программа формирования здорового образа жизни подростков в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования.
Здоровье детей и подростков во многом определяет трудовой и репродуктивный потенциал взрослого населения страны. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившиеся в предшествующие годы тенденции ухудшения здоровья детей приняли устойчивый характер. При этом отмечается высокая распространенность многосистемных морфофункциональных отклонений и начало развития многих хронических заболеваний в детском возрасте (А.А. Баранов[1]; В.Ф. Капитонов[2]; Т.М.Максимова[3], А.Я. Поляков[4] и др.).
На современном этапе изучения условий формирования здоровья доказано, что оно на 50% обусловлено образом жизни[5]. В Концепции охраны здоровья детей в РФ одной из ключевых задач является содействие здоровому образу жизни (ЗОЖ). В системе формирования здорового образа жизни медикам отводится роль не только его проводника, но и эксперта, оценивающего всю систему сохранения и развития здоровья новых поколений.
Среди причин, влияющих на здоровье детей особое место занимают факторы внутришкольной среды. В последние годы немало исследований были направлены на разработку программ по обучению навыкам ЗОЖ в образовательных учреждениях (З.И. Чуканова[6]; Е.А.Таурова, А.И.Бабенко[7] и др.). Однако, остаются недостаточно проработанными вопросы формирования положительного отношения к здоровому образу жизни подростков.
Изучение здорового образа жизни подростков обусловлено, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Негативные тенденции здоровья подростков усугубляют и без того сложную демографическую ситуацию в стране.
Анализ динамики состояния здоровья молодых россиян дает основание прогнозировать его ухудшение у взрослого населения в ближайшие 10-15 лет. Сложившееся положение является следствием преобразований в социально-экономической сфере, сокращения оздоровительных учреждений и спортивных сооружений, нарастающего воздействия экологически вредных факторов, а также ведением нездорового образа жизни.
Основной причиной нарушений здоровья подростков являются модели поведения, связанные с образом жизни молодого человека. При этом все большую роль в поддержании или ослаблении ее здоровья, оказывают поведенческие факторы риска.
В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование здорового образа жизни подростков как особой социально-демографической группы. Применительно к современному российскому обществу острота проблемы заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения состояния здоровья молодых людей слишком велики; во-вторых, в том, что среди подростков преобладают виды поведения, разрушающие здоровье. Поэтому стали очевидными общественные потребности в отношении формирования положительного отношения к здоровому образу жизни подростков, как важнейшего фактора обеспечения жизнеспособности и созидательной активности.
Концепции сохранения и укрепления здоровья учащихся в современной школе имеют много вариантов своего воплощения, но большинство из них не предусматривает доминирующее использование содержательных возможностей педагогической среды образовательного учреждения и целостной системы ведущих факторов школьной жизни, призванных обеспечить у детей и подростков формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни. В организации работы с подростками и молодежью в сфере укрепления репродуктивного здоровья в настоящее время преобладает медикалистский подход и достаточно слабо выражен педагогический аспект.
Учреждения здравоохранения и образования осуществляют систематические информационно-просветительские мероприятия, целью которых является знакомство подростков с негативным влиянием на здоровье, в частности, алкоголя, никотина, наркотиков, ранних сексуальных отношений и т. д. Однако недостатком данной формы просвещения, на наш взгляд, является отсутствие индивидуального подхода к подростку, апеллирование к материалам, основанным на негативных моделях воспитания и отсутствия продуманной психолого-педагогической системы просвещения школьников по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Степень изученности проблемы.
В качестве одного из ключевых теоретических подходов к изучению здорового образа жизни рассматривается концепция самосохранительного поведения. Идея принадлежит А.И.Антонову, начавшему исследование в этой области в начале 1980-х годов[8]. Значительную роль в развитии вышеназванной концепции сыграли И.В. Журавлева[9], Л.С. Шилова[10] и др., которые установили, что индивидуальное поведение в сфере здоровья опосредует влияние на его качество всех остальных факторов (экономики, здравоохранения, экологии, генетики и др.).
Наибольший интерес представляют исследования, посвященные формированию здорового образа жизни, в том числе детей и подростков, которые нашли свое отражение в трудах И.И. Брехмана[11], М.Б. Волковой[12], В.З.Когана[13], А.В.Ляхович[14], А.В. Мартыненко[15], В.Д. Паначеева[16] и др.
В 2000-х гг. появился ряд научных работ, раскрывающих особенности, сущность и различные аспекты здорового образа жизни подростков через призму здоровьеразрушающего, отклоняющегося поведения этой возрастной группы.
Заслуживают внимания исследования Ю.А. Зубок[17], А.И. Ковалевой и В.А.Лукова[18], В.И. Чупрова[19], С.Н. Щеголевой[20], в которых изучение образа жизни подростков, в том числе и здорового, занимает одно из центральных мест.
Анализ подходов к понятию ЗОЖ и его связи с понятиями психического и психологического здоровья представлен в работах Л.П.Анастасова[21], Н.П. и В.П. Гребняк[22], Д.Н. Давиденко[23], А.Смирнов[24], И.Н.Смирнов[25]. Основные научные подходы к определению и пониманию здорового образа жизни нашли свое отражение в исследованиях И.В. Журавлевой[26], Ю.П. Лисицына[27] и др. Психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья в подростковом возрасте рассматривают в своих работах Л.П. Анастасова[28], Л.Г. Леонова[29], Г.Г. Филиппова[30] и др.
Несмотря на обширную литературу, посвященную анализу здорового образа жизни старших подростков, можно утверждать, что практически все работы построены по принципу негативной проекции, то есть понятие «здоровый образ жизни» раскрывается через его противоположность – распространенность различных девиаций среди подростков. При этом работ, посвященных изучению собственно «здорового образа жизни» (представлений о нем, его распространенности, принципов его конструирования) практически нет ни в отечественной, ни в зарубежной психолого-педагогической литературе. Актуальность проблемы исследования и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования, постановку целей и задач.
Цель исследования – разработка научно-обоснованных направлений формирования здорового образа жизни у подростков в общеобразовательной школе.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей и подростков.
Предмет исследования – формирование положительного отношения к здоровому образу жизни подростков.
Задачи:
- изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни;
- выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах;
- разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах;
- дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Состояние здоровья школьников как социально-педагогическая проблема
Современное российское общество предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему в жизни, поскольку успешное решение социальных, экологических, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, требует активных, творчески мыслящих личностей, способных своевременно и оптимально включиться в преобразовательную деятельность, обладающих высоким интеллектуальным, творческим, нравственным и физическим потенциалом, готовых к высокопродуктивной, здоровой жизнедеятельности.
В контексте этого основной задачей школы как одного из важнейших институтов социокультурного наследования является подготовка людей, способных строить новый социум и жить в нем, ориентирующихся на новые жизненные ценности, среди которых одной из главных выступает осознание здорового образа жизни как социальной и личностной ценности. Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно молодого поколения страны, отсутствуют установки, обусловливающие потребность в здоровой жизнедеятельности.
Существует много определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов.
Так Ю. П. Лисицын рассматривает здоровье человека как гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями, которые и определяют, в конечном счете, состояние человека .
И. Н. Смирнов считает, что биологической основой здоровья является способность поддерживать стабильность гомеостаза; в зависимости от степени этой стабильности человек по-разному реализует свои биологические и социальные функции в определенном диапазоне на протяжении жизни и в каждый конкретный период времени .
Д. Н. Давиденко определяет здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно на основе биологической, психической и социальной сущности человека .
Большинство авторов углубляют или уточняют понятие «здоровье», но все противопоставляют здоровье и болезнь, не дают количественных характеристик, рассматривая здоровье как гармонию с окружающей средой.
Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» .