Содержание
Введение
- Теоретические аспекты формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников
1.1. Здоровый образ жизни как межпредметная категория
1.2. Формирование представлений о здоровом образе жизни в условиях начального образования
1.3 Особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников
- Исследование возрастных особенностей и представлений младших школьников о здоровом образе жизни
2.1. Мониторинг возрастных особенностей и знаний младших школьников о здоровом образе жизни
2.2. Разработка содержания внеурочной деятельности младших
школьников в области здорового образа жизни
2.3. Анализ результатов формирования знаний, представлений ведения здорового образа жизни у младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Анкетирование по методике «Знания о здоровье»
Приложение Б «Анкетирование по методике «Гармоничность образа жизни школьников»
Здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) – это образ жизни человека, направленный на укрепление и сохранение здоровья, и профилактику заболеваний.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ) написано, что здоровье подразумевает не только отсутствие физических дефектов и болезней, но и состояние полного духовного, морального и социального благополучия. По данным экспертов ВОЗ, состояние здоровья людей лишь на 10% определяется состоянием медицинской помощи, на 20% – чистотой окружающей среды, на 20% – наследственностью и на 50% – образом жизни.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Негативные факторы, влияющие на состояние здоровья детей, проявляются в снижении уровня жизни, в целом, по стране, ухудшением экологической обстановки, изменением материального положения и недостатком воспитания в семье.
Часть вины за здоровье детей возлагают на школу, не отвечающую современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, которая дезадаптирует детей, вызывает хроническое переутомление учебными нагрузками и провоцирует рост заболеваний. В этой связи, особый интерес для педагогической науки и школьной практики, представляет проблема формирования и сохранения представлений и навыков о здоровом образе жизни у младших школьников, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования в работе выступает процесс воспитания младших школьников.
Предметом исследования в работе является процесс формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников.
Целью данной работы выступает исследование процесса формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предлагается решение следующих задач:
- Изучить сущность и содержание здорового образа жизни;
- Рассмотреть формирование представлений о здоровом образе жизни в условиях начального образования;
- Провести мониторинг возрастных особенностей и знаний младших школьников о здоровом образе жизни;
- Разработать содержание внеурочной деятельности младших школьников в области здорового образа жизни;
- Провести анализ результатов формирования умений, навыков ведения здорового образа жизни у младших школьников.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования формирования навыков здорового образа жизни и его составляющих у младших школьников: И. И. Брехмана, Ю. П. Лисицына, Н. М. Полетаевой и т.д.
Теоретической и методологической основой данного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие возрастные особенности физического развития младших школьников и содержание внеурочной деятельности младших школьников в области здорового образа жизни.
База исследования – МОУ «Гимназия № 23» г. Саранск. В исследовании приняли участие 48 учеников 4 класса.
Методы исследования:
- теоретический анализ нормативных актов, а так же научной и учебно-методической литературы по теме исследования;
- методика «Знания о здоровье»;
- методика «Гармоничность образа жизни школьников».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, пяти разделов, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников
1.1 Здоровый образ жизни как межпредметная категория
Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования представлений и знаний о здоровом образе жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава понятия здорового образа жизни.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». В педагогике понятия «здоровье» включает в себя духовное, физическое, психическое и социальное здоровье. Одна из задач воспитания подрастающего поколения – формирование и обучение навыкам здорового образа.
Основные подходы авторов к определению здорового образа жизни представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные подходы авторов к определению понятия «здоровый образ жизни»
Автор
|
Трактовка
|
Ю. П. Лисицын
[6, c. 17]
|
типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивают этим успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций.
|
И. И. Брехман [17, c. 11]
|
активная деятельность, направленная на формирование, сохранение, укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социальных и биологических функций жизни.
|
Продолжение таблицы 1.1
Н. М. Полетаева
[8, c. 24]
|
междисциплинарная категория, отражающая совокупность индивидуальных разумных способов жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно - нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к жизни и оздоравливают социокультурные условия бытия человека.
|
На основе представленных подходов представляется возможным выработать собственный авторский подход к определению здорового образа жизни, как: форма активной деятельности человека, направленная на укрепление здоровья и удовлетворение социокультурных потребностей организма человека.
На основе анализа работ Ю.П. Лисицына, И.И. Брехмана, Н. М. Полетаевой и иных, посвященных исследованию феномена «здоровый образ жизни» с позиций педагогики, психологии и культурологии, изучения ряда технологий его формирования, выявлено:
– у всех определений понятия «здоровый образ жизни» есть одно общее - необходимость активных действий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, которые выражены медицинским, физическим, экологическим или каким-либо другим видом активности человека [1, c. 76];
– в основе активности человека, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, лежат его потребности (наиболее эффективно активность индивида формируется тогда, когда она соответствует его потребностям);
– индивидуализация здоровьесберегающей активности человека зависит от состояния его психического здоровья и потребности в этом виде активности [4, c. 11];
– для эффективной реализации своей здоровой жизнедеятельности человек должен обладать валеологическими знаниями и возможностью свободного выбора своего здорового образа жизни;