Дипломная работа|Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 61

Цена: 2 000
Купить работу

Содержание

Введение

  1. Теоретические аспекты формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников

1.1.  Здоровый образ жизни как межпредметная категория

1.2. Формирование представлений о здоровом образе жизни в условиях начального образования

1.3 Особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников

  1. Исследование возрастных особенностей и представлений младших школьников о здоровом образе жизни

2.1. Мониторинг возрастных особенностей и знаний младших школьников о здоровом образе жизни

2.2. Разработка содержания внеурочной деятельности младших

школьников в области здорового образа жизни

2.3. Анализ результатов формирования знаний, представлений ведения здорового образа жизни у младших школьников

Заключение

Список использованных источников

Приложение А «Анкетирование по методике «Знания о здоровье»

Приложение Б «Анкетирование по методике «Гармоничность образа жизни школьников»

Здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) – это образ жизни человека, направленный на укрепление и сохранение здоровья, и профилактику заболеваний.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ) написано, что здоровье подразумевает не только отсутствие физических дефектов и болезней, но и состояние полного духовного, морального и социального благополучия. По данным экспертов ВОЗ, состояние здоровья людей лишь на 10% определяется состоянием медицинской помощи, на 20% – чистотой окружающей среды, на 20% – наследственностью и на 50% – образом жизни.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Негативные факторы, влияющие на состояние здоровья детей, проявляются в снижении уровня жизни, в целом, по стране, ухудшением экологической обстановки, изменением материального положения и недостатком воспитания в семье.

Часть вины за здоровье детей возлагают на школу, не отвечающую современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, которая дезадаптирует детей, вызывает хроническое переутомление учебными нагрузками и провоцирует рост заболеваний. В этой связи, особый интерес для педагогической науки и школьной практики, представляет проблема формирования и сохранения представлений и навыков о здоровом образе жизни у младших  школьников, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования в работе выступает процесс воспитания младших школьников.

Предметом исследования в работе является процесс формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников.

Целью данной работы выступает исследование процесса формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников.

Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предлагается решение следующих задач:

  1. Изучить сущность и содержание здорового образа жизни;
  2. Рассмотреть формирование представлений о здоровом образе жизни в условиях начального образования;
  3. Провести мониторинг возрастных особенностей и знаний младших школьников о здоровом образе жизни;
  4. Разработать содержание внеурочной деятельности младших школьников в области здорового образа жизни;
  5. Провести анализ результатов формирования умений, навыков ведения здорового образа жизни у младших школьников.

В данной работе были использованы следующие работы в области исследования формирования навыков здорового образа жизни и его составляющих у младших школьников: И. И. Брехмана, Ю. П. Лисицына, Н. М. Полетаевой и т.д.

Теоретической и методологической основой данного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие возрастные особенности физического развития младших школьников и содержание внеурочной деятельности младших школьников в области здорового образа жизни.

База исследования – МОУ «Гимназия № 23» г. Саранск. В исследовании приняли участие 48 учеников 4 класса.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ нормативных актов, а так же научной и учебно-методической литературы по теме исследования;
  2. методика «Знания о здоровье»;
  3. методика «Гармоничность образа жизни школьников».

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, пяти разделов, заключения, списка использованных источников.

 

1 Теоретические аспекты формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников

1.1 Здоровый образ жизни как межпредметная категория

Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования представлений и знаний о здоровом образе жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава понятия здорового образа жизни.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». В педагогике понятия «здоровье» включает в себя духовное, физическое, психическое и социальное здоровье. Одна из задач воспитания подрастающего поколения – формирование и обучение навыкам здорового образа.

Основные подходы авторов к определению здорового образа жизни представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Основные подходы авторов к определению понятия «здоровый образ жизни»

Автор

Трактовка

Ю. П. Лисицын

[6, c. 17]

типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивают этим успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций.

И. И. Брехман [17, c. 11]

 

активная деятельность, направленная на формирование, сохранение, укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социальных и биологических функций жизни.

Продолжение таблицы 1.1

Н. М. Полетаева

[8, c. 24]

междисциплинарная категория, отражающая совокупность индивидуальных разумных способов жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно - нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к жизни и оздоравливают социокультурные условия бытия человека.

На основе представленных подходов представляется возможным выработать собственный авторский подход к определению здорового образа жизни, как: форма активной деятельности человека, направленная на укрепление здоровья и удовлетворение социокультурных потребностей организма человека.

На основе анализа работ Ю.П. Лисицына, И.И. Брехмана, Н. М. Полетаевой и иных, посвященных исследованию феномена «здоровый образ жизни» с позиций педагогики, психологии и культурологии, изучения ряда технологий его формирования, выявлено:

–       у всех определений понятия «здоровый образ жизни» есть одно общее - необходимость активных действий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, которые выражены медицинским, физическим, экологическим или каким-либо другим видом активности человека [1, c. 76];

–       в основе активности человека, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, лежат его потребности (наиболее эффективно активность индивида формируется тогда, когда она соответствует его потребностям);

–       индивидуализация здоровьесберегающей активности человека зависит от состояния его психического здоровья и потребности в этом виде активности [4, c. 11];

–       для эффективной реализации своей здоровой жизнедеятельности человек должен обладать валеологическими знаниями и возможностью свободного выбора своего здорового образа жизни;

Диссертации и авторефераты:

  1. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : автореф. дис. .. .докт. мед. наук / Г. К. Зайцев. - СПб., 2010. - 48 с.

Книга с одним автором:

  1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – Новосибирск: НЭЦ, 2019. – 245 с.
  2. Гуревич П.С. Психология. – М.: КноРус, 2018. – 208 с.
  3. Коробейников А. А. Актуальная европейская проблема: внедрение здоровьесберегающей педагогики / А.А. Коробейников. - М., 2012. - 264 с.
  4. Кучма В.Р. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей). М.: Просвещение, 2017. - 142 с.
  5. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М., 2018. - 508 с.
  6. Павелко Н. Н. Психология и педагогика. – М.: КноРус, 2019. – 496 с.
  7. Полетаева Н.М. Научно - практические основы валеологической педагогики. СПб.: Изд - во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 210 с.
  8. Смаковская Н.И. Психология и педагогика. – Нижний Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2019. – 145 с.
  9. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / А.Г. Сухарев// Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2017.- 53 с.

Книга с двумя авторами:

  1. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Индивидуально-психологические факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подростков // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 4 // Отв. ред. Богоявленская Д. Б. – М.: Когито-Центр, 2018. – С. 39-41.
  2. Соловьева Т. В. Многообразие подходов к понятию «здоровье» как социальной ценности: сборник статей международной конференции «Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки» / Т. В. Соловьева, И. А. Ильина. - Екатеринбург, 15 декабря 2016 г. – Уфа : АЭТЕРНА, 2016. – С. 193-195.

Статьи из сборника:

  1. Андреева Н. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 марта, г. Уфа). – Уфа: Аэтерна, 2015-2019. – С. 3-5.

Периодические издания:

  1. Антонова А.А., Денисова Н.Г. Совместная деятельность образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни детей // Материалы XI Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни – веление времени». – Йошкар-Ола: ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский медколледж», 2016-2018. – С. 17-19.
  2. Белякова О.П. Формирование потребности в здоровом образе жизни школьников // Сб. конф. НИЦ Социосфера. – № 39. – С. 229-231.
  3. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 2020. - 208 с.
  4. Волошина Л.Н. Представления современного ребёнка о здоровье и здоровом образе жизни // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 3-2. – С. 269-272
  5. Доброва Ю.В. Формирование здорового образа жизни у детей школьного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2019. – № 2. – С. 140-143.
  6. Золотых И.В., Золотых Н.А. Здоровье школьников один из факторов эффективности обучения // Начальная школа. 2016. - №8. - С.59-62.
  7. Касьянова Л.Г., Литвинюк В.К. Формирование культуры здорового образа жизни у детей школьного возраста в ДОО // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2018. – №1 (29). – С.45.
  8. Кудашова Л.Т. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни школьников // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2019. – № 2. Т. 7. – С. 680-681.
  9. Новикова И.М. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у школьников с особенностями развития // Вестник Московского государственного гуманитарного ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2019. – № 2. – С. 23-30.
  10. Пономарева Л.И. Формирование основ здорового образа жизни ребенка школьного возраста как инновационная педагогическая деятельность // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2019. – № 11. – С. 156-165.
  11. Терехина Р. Н. Компоненты основ здорового образа жизни // Ученые записки / Р. Н. Терехина, П. Теодорос. - № 12 (46). - С. 78-82 .

Электронный законодательный документ:

  1. Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». Текст – электронный // КонсультантПлюс: официальный сайт. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=7715 (Дата обращения: 03.03.2023)
  2. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Текст – электронный // КонсультантПлюс: официальный сайт.  URL: (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/) (Дата обращения: 07.03.2023)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
2011 год 89 стр.
Диплом Формирование ЗОЖ подростков
Telesammit
Дипломная работа Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
2021 год 49 стр.
Формирование здорового образа жизни на уроках
bugalter
Дипломная работа Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
2016 год 68 стр.
Семья и ее роль в воспитании здорового образа жизни
gotovoe
Дипломная работа Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
2022 год 53 стр.
Деятельность школьной медсестры в формировании ЗОЖ у детей начальной школы
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское