ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Здоровый образ жизни и его составляющие
1.2. Формирование основных знаний о здоровом образе жизни у школьников
1.3. Учебный видеофильм как средство формирования здорового образа жизни у школьников
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ О ПРОВЕДЕНИИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1. Организация. Основные этапы экспериментального исследования. Методы сбора и обработки его результатов
2.2. Организация и проведение урока со школьниками
2.3. Содержание экспериментального исследования и обработка его результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Целью исследования является повышение эффективности формирования у школьников здорового образа жизни путем разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс методики организации и проведения внеклассных занятий с использованием видеофильмов.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс предметного обучения школьников в образовательном учреждении.
Предмет исследования – методика организации и внедрения в обучение школьников внеклассных занятий по ОБЖ.
В соответствии с намеченной целью в работе решались следующие задачи:
- На основе анализа научной, учебно-методической и специальной литературы выявить основные составляющие здорового образа жизни, провести теоретические анализ современного состояния проблемы и определить мероприятия по его профилактике.
- Разработать методику организации и проведения внеклассных занятий по ОБЖ, направленных на формирование здорового образа жизни с использованием видеофильмов.
- Экспериментально подтвердить, что реализация внеклассных занятий по ОБЖ направлена на формирование у школьников здорового образа жизни и способствует увеличению знаний.
Для решения поставленных задач была использована следующая совокупность методов исследования:
- Теоретические методы: анализ и синтез научной, методической и специальной литературы; анализ содержания и программ по основам безопасности жизнедеятельности; моделирование.
- Экспериментальные методы: педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; анкетирование.
- Методы качественного и количественного анализа данных: компонентный, поэлементный анализ, построение графика; методическая интерпретация результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации внеклассных занятий по ОБЖ, направленных на формирование у школьников здорового образа жизни знаний.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут служить основой для совершенствования практики формирования у школьников здорового образа жизни.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Здоровый образ жизни и его составляющие
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья. [7;257 с.]
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. [9;35 с.]
Раскроем понятие здоровье более полно, как:
- отсутствие болезней;
- нормальное функционирование организма;
- динамическое равновесие организма в системе «человек-окружающая среда»;
- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
- способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
- способность к полноценному выполнению основных социальных функций (общение, образование, труд). [5;36 с.]
Таким образом, можно сказать, что Здоровье – это способность человека приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям, способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, способность сохранять себя.
Приведенное выше определение здоровья, данное ВОЗ, носит теоретический характер.
На практике врачи оценивают состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить: уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т.д.
Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех учиться, трудиться, можно утверждать, что человек здоров. Если же человек без видимых причин начинает плохо учиться, трудиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он не здоров.
Здоровье – ценность, к которой необходимо стремиться. Овладевая этой ценностью, люди более полно реализуют свои ожидания, удовлетворяют свои потребности, становятся более значимы не только для близких, но и для всего общества. [12;74 с.]
Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:
- социальное здоровье (благополучие);
- духовное (нравственное) здоровье;
- физическое здоровье.
Социальное благополучие – когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека. [36;352 с.]
Духовное здоровье – здоровье нашего разума. Духовное здоровье зависит от:
- системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;
- умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.