Актуальность исследования обусловлена тем, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время катастрофическое ухудшение здоровья учащихся становится всё очевиднее. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины такого положения признаётся и отрицательное влияние школы.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25–30% детей, приходящих в 1-й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни», под которым понимают «… способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни; направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценного выполнения человеком его социально – биологических функций».
Не соблюдение социально-психологического стиля жизни, накопления генетических ошибок, снижении гармонического развития личности ведет к дезадаптации в социуме, снижение силы воли, приобретение вредных привычек и тяжелых заболеваний. Таких как алкоголизм, токсикомания и наркомания.
Огромную роль в формировании у ребенка основ здорового образа жизни всегда играла семья, но в данный момент семья как социальный институт переживает трудный период. Низкий уровень взаимоотношений в семье, падение авторитета родителей – факторы отклоняющегося поведения подрастающего поколения.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье.
Обоснованным представляется утверждение о том, что решение задач повышения качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений должно осуществляться на фоне постоянной заботы о здоровье учащихся. Существенно то, что в качестве одного из пяти направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выделяется здоровье школьников. «Именно в школьный период, - отмечается в документе, - формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги».
Особую значимость эта проблема приобретает на этапе начального школьного образования, что обусловливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Подтверждением тому является то обстоятельство, что в Примерных программах воспитания и социализации младших школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в качестве основного направления выделяется формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Одним из важных факторов в развитии ЗОЖ младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.
Современная семья является одним из действующих в обществе институтов формирования личности, а общая эффективность воздействий определяется степенью сотрудничества и целенаправленностью ее взаимодействия с другими социальными институтами. Успешное решение задачи в приобщении младших школьников к здоровому образу жизни возможно только при объединенных усилиях в частности образовательного учреждения и семьи.
Совместная работа с семьей заключается в обучении конкретным приемам и методам оздоровления (самомассажу, видам закаливания и т.д.).
В этих целях широко используются:
консультации;
деловые игры, тренинги;
совместные физкультурные праздники;
устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, а также родителей с опытом семейного воспитания;
семинары-практикумы.
Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность. Эта необычайно сложная задача не имеет однозначного решения.
Предмет исследования: процесс физического воспитания школьников.
Объект исследования: формирование основ здорового образа жизни у детей 7-8 лет.
Цель исследования: изучить вопросы формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие "здоровый образ жизни";
проанализировать составляющие здорового образа жизни;
Выявить формы физического воспитания в семье;
Проверить эффективность физического воспитания в семье.
База исследования: Утешевская общеобразовательная школа им. Пухова.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Здоровый образ жизни и составляющие здорового образа жизни
1.1. Понятие здорового образа жизни
При наличии многочисленных подходов к исследованию различных составляющих здорового образа жизни единая теория отсутствует. Не определены и основные смыслообразующие конструкты понятия здоровый образ жизни. Разработка этих конструктов назрела в связи с имеющимися на сегодняшний день различными идеями, концепциями и направлениями в данной отрасли исследования.
В условиях постоянно меняющейся окружающей среды проблема сохранения здоровья становится одной из самых острых проблем современности.
Состояние здоровья школьников характеризуется неуклонным ухудшением. Отмечается рост нервно-психических заболеваний. Современная педагогика не может не считаться с тем, что более 90% учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья.
Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье - это комплексное и вместе с тем целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки.
При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Количество попыток справиться с этой задачей увеличивается, но устроившее бы всех решение пока не найдено.
В уставе Всемирной организации Здравоохранения (ВоЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному. Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни. Г.л. Апанасенко (2000) указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы автор заключает, что здоровье – это гармония, внутрисистемный порядок, обеспечивающий такой уровень энергетического потенциала, который позволяет человеку хорошо чувствовать себя и оптимально выполнять биологические и социальные функции.
В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что абсолютное здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико-биологической, но, прежде всего, социальной категорией, определяемой, в конечном счете, природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.
Ю. П. Лисицын отмечает: «Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это - возможность полноценно трудиться, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить».
Здоровье как способность адаптироваться к условиям окружающей среды, являющуюся результатом взаимодействия со средой рассматривают Р. М. Баевский и А. П. Берсенева. В общем, в отечественной литературе стало традицией связывать состояние здоровья, болезни и переходных между ними состояний с уровнем адаптации. Л. Х. Гаркави и Е. Б. Квакина рассматривают здоровье, донозологические состояния и переходные между ними состояния с позиции теории неспецифических адаптационных реакций.
Состояние здоровья в данном случае характеризуется гармоничными антистрессорными реакциями спокойной и повышенной активации.
И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что “здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации”.
Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко.
Здоровый образ жизни включает в себя духовно-нравственную гармонию; позитивное мышление и восприятие жизни; достаточные знания о здоровье и здоровом образе жизни; принятие медико-профилактических мер; рациональный режим дня; культуру питания; культуру движения; личную гигиену; отказ от вредных привычек; выбор наиболее благоприятной среды и социального окружения.
Приведенные характеристики здорового образа жизни позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, духовно-культурных ценностей, приобретенных в результате воспитания и образования, воплощенных в практической жизнедеятельности, в физическом, психическом, духовном и социальном здоровье.
Таким образом, здоровый образ жизни – это порядок и характер жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма и самой личности условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. Введение здорового образа жизни выражается в повседневном личностно-активном поведении людей, направленном на сохранение, укрепление и восстановления здоровья.
Всемирная электронная энциклопедия (википедия) дает следующее определение термина. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни отдельного человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle (то же что и ЗОЖ), так и Health promotion (укрепление здоровья).
При определении индивидуальных критериев здорового образа жизни в практике на сегодняшний день отдают предпочтение двум основным альтернативным подходам. Первый из этих подходов – традиционный. Он направлен на достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. По количеству лиц, на практике регулярно придерживающихся подобного поведения можно судить об эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья. Но, однозначно общеизвестно, что заболеваемость будет различной при схожем поведении людей с неодинаковыми генетическими возможностями и находящихся в разных условиях окружающей среды. Подобный подход может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья. Таким образом, это может считаться определенным недостатком для достижения цели поддержания и сохранения здоровья.
Второй подход ориентирован на другие установки и в качестве здорового образа жизни рассматривает такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Он предполагает, что если все люди различны (как по совокупности генетических задатков, так и по нахождении их в какой-либо среде обитания), им нужно в течение жизни вести себя по-разному. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое.
В рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется исходя из индивидуальных критериев, генетических задатков, личного выбора профилактических мер заболеваемости и контроля за их эффективностью. При таком подходе люди с большим количеством здоровья (на сегодняшний день) могут считать свой образ жизни вполне здоровым.