Введение
1. Теоретические основы изучения профилактики кариеса
1.1. Факторы риска развития кариеса
1.2. Профилактика кариеса
2. Анализ роли гигиениста стоматологического в профилактике кариеса
2.1. Значение гигиениста стоматологического по профилактике кариеса в образовательных учреждениях
2.2. Деятельность гигиениста стоматологического по профилактике кариеса в образовательных учреждениях
Заключение
Список литературы
Кариес зубов (cariesdentis) – патологический процесс, при котором происходит деминерализация и размягчение твердых тканей зуба с последующим образованием полости. Кариес зубов является одним из наиболее распространенных стоматологических заболеваний. Кариес может развиваться уже у детей раннего возраста и, поражает большинство подростков и лиц среднего возраста в течение всей жизни. В России интенсивность кариеса зубов в среднем составляет 2,5 (индекс КПУ), при распространенности более 80%.
В настоящее время кариес зубов относят к управляемым заболеваниям. Причин возникновения кариеса множество, на которые мы не можем воздействовать (гипоминерализация, гипоплазия твердых тканей зубов, низкий уровень общего здоровья, нарушения саливации, неблагоприятные социально-экономические условия жизни, генетическая предрасположенность и др.). Однако изменить ситуацию, как на популяционном, так и на индивидуальном уровнях можно управляя основными кариесогенным факторами: недостаточная обеспеченность организма детей и взрослых фторидами, плохой гигиенический уход за зубами, частое употребление сахаросодержащих продуктов и напитков. Среди факторов, оказывающих влияние на распространенность и интенсивность кариеса зубов, существенное значение имеет поступление в организм оптимальных концентраций фторида, особенно в период формирования зубов.
Поскольку в подавляющем большинстве районов РФ содержание фторида в воде составляет менее половины оптимальной дозы, одним из основных методов профилактики кариеса должно быть широкое применение фторидсодержащих средств. Комплексная профилактика стоматологических заболеваний должна стоять на первом месте. Прежде всего, это система гигиенических и медицинских мер, которые позволяют предупредить развитие кариозного процесса. Учитывая, что современные высокотехнологичные услуги стоматолога требуют не малых финансовых затрат, профилактика возникновения кариеса приобретает особое значение .
Цель работы – изучить роль гигиениста стоматологического в профилактике кариеса.
Задачи:
– рассмотреть факторы риска развития кариеса;
– проанализировать особенности профилактик кариеса;
– выявить значение гигиениста стоматологического по профилактике кариеса в образовательных учреждениях;
– изучить деятельность гигиениста стоматологического по профилактике кариеса в образовательных учреждениях.
Объект исследования – профилактика кариеса.
Предмет исследования – роль гигиениста стоматологического в профилактике кариеса.
1. Гайнутдинова Б.Г. Проведение и эффективность санитарного стоматологического просвещения при внедрении стоматологической профилактической программы в крупном промышленном центре: автореф. дис. канд. мед. наук. – Воронеж, 2006. – 25 с.
2. Гарифуллина А.Ж. Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Омск, 2006. – 22 с.
3. Дубинина Л.М. Опыт проведения профилактики стоматологических заболеваний у школьников закрытого административно-территориального образования. // Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Сибирский стоматологический форум». – Красноярск, 2008. – С 95–99.
4. Есауленко И.Э., Чиркова Н.В., Морозов А.Н., Вечеркина Ж.В. Симуляционное обучение в системе подготовки врача-стоматолога для улучшения качества стоматологической помощи // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2015. – Т.14, №2. – С. 334–337.
5. Журбенко В.А., Саакян Э.С. Использование фторидов в профилактике кариеса зубов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 2-1. – С. 137.
6. Кузьмина Э.М., Васина С.А., Паздникова Н.К. Повышение эффективности программы профилактики кариеса зубов с использованием герметиков у школьников Москвы // Рос. стоматологический журн. – 2009. – №4. – С. 32-35.
7. Кунин В.А., Коровин Е.Н., Сущенко А.В. Классификация и оценка риска стоматологической заболеваемости по территориальным единицам системы медицинского обслуживания населения // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2003. – Т.2, №1. – С. 71–74.
8. Маслак Е.Е., Родионова А.С., Яновская М.Л., Исмаилова Н.К. Эффективность профилактики кариеса у детей раннего возраста в процессе реализации программы «родовой сертификат» // Dental Forum. – 2012. – № 5. – C. 95-96.
9. Нажимова С.Х. Роль питания при профилактике кариеса зубов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 23. – С. 61-63.
10. Родионова А.С., Каменнова Т.Н., Афонина И.В., Хмызова Т.Г., Огонян В.Р. Современный подход к профилактике кариеса на популяционном уровне // Проблемы стоматологии. – 2015. – № 3-4. – С. 25-31.
11. Родионова А.С. Современные парадигмы в кариесологии: новые пути для профилактики кариеса зубов // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2016. – Т. 15. – № 1. – С. 6-8.
12. Родионова А.С. Современные технологии для ранней диагностики кариеса // Стоматолог-практик. – 2014. – № 4. – С. 36-37.
13. Солодовник Е.В., Лото О.А., Нарыкова С.А. Эффективность формирования гигиенических навыков по уходу за полостью рта у детей, с использованием групповых и индивидуальных методов санитарно-просветительной работы // Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Сибирский стоматологический форум». – Красноярск, 2008. – С. 256–260.
14. Стоматологическая заболеваемость населения России. Результаты эпидемиологического стоматологического обследования населения России. Э. М. Кузьмина. – М.: Изд-во МГМСУ, 2009. – 236 с.
15. Тарасова Н.В., Черепанова Н.А. Оценка эффективности проведения образовательной школьной программы стоматологической профилактики у детей в период формирования постоянного прикуса. // Труды Всероссийской научно-практической конференции Сибирский стоматологический форум. – Красноярск, 2010. – С. 203–206
16. Хламова А. Современное направление профилактики кариеса зубов // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. – С. 13.
17. Ховиус М. Система образования гигиениста стоматологического в Европе. Проблемы и перспективы развития. // Профессиональное образование гигиениста стоматологического и его медикосоциальная роль. Материалы международной конференции. – 2007. – С. 40.
18. Хощевская И.А. Организация и принципы работы школьного стоматологического кабинета в современных условиях: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2009. – 26 с.
19. Шевченко О.В. Ассоциация гигиенистов стоматологических СтАр: миссия и перспективы // Профилактика сегодня. – 2010. – №11. – С.58.