Курсовая работа|Культурология

Сущность и функции культуры

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 16

Введение

Основная часть

  1. Культура как понятие культурологии
  2. Функции культуры.

2.1. Адаптивная функция культуры.

2.2. Сигнификативная функция.

2.3. Познавательная (гно­сеологическая) функция.

2.4. Коммуникативная функция культуры.

2.5. Интегративная функция культуры.

2.6. Нормативная (регулятив­ная) функция

2.7. Аксиологическая функция.

2.8. Функция социализации и инкультурации.

Заключение

Список использованной литературы

Культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях.

Поскольку к сфере культуры относятся результаты человече­ской деятельности (определенные материальные ценности, чрез­вычайно разнообразные по своей материальной форме) и спосо­бы, средства, методы самой человеческой деятельности, которые также очень разнообразны и имеют не только материальную, но и духовную форму, то различают культуру материальную и куль­туру духовную[1].

Материальная культура охватывает очень широкий круг ве­щей, среди которых, собственно, протекает вся жизнь как каждого отдельного человека, так и общества в целом. Под материаль­ной культурой понимают совокупность любых материальных ценностей, когда-либо созданных человечеством на протяжении своей истории и сохранившихся поныне. К материальной культу­ре относят: орудия и средства производства, технику, техноло­гию; культуру труда и производства; материальную сторону быта; материальную сторону окружающей среды.

К духовной культуре относится сфера производства, распреде­ления и потребления разнообразнейших духовных ценностей. Область духовной культуры включает в себя все результаты ду­ховной деятельности человечества: науку, философию, искусст­во, мораль, политику, право, образование, религию, сферу руково­дства обществом и управления им. К духовной культуре принад­лежат также и соответствующие учреждения, организации (науч­ные институты, вузы, школы, театры, музеи, библиотеки, кон­цертные залы и др.), которые в совокупности обеспечивают функционирование духовной культуры.             

Разделение культуры на духовную и материальную относительно. Очень часто невозможно однозначно отнести те или иные явления к области материальной или же духовной культуры. Одними своими гранями они принадлежат к культуре материальной, другими - к культуре духовной. Так, в частности, изготовление орудий труда или каких-либо предметов, удовлетворяющих материальные потребности людей и общества (а это элементы материальной культуры), невозможно без участия че­ловеческой мысли, таким образом, этот процесс относится и к сфере духовной культуры. С другой стороны: продукты духовной жизни - идеи, художественные произведения, общественные нормы - находят свое выражение в определенной вещественной, материализованной форме, т. е. в рукописях, книгах, картинах, нотах. Уже поэтому они включаются в круг элементов материаль­ной культуры.

Цель данной работы – охарактеризовать сущность и функции культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура как понятие культурологии

Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной науч­ной литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, нам поможет знание возможных вариантов использова­ния этого понятия в истории.

 Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяй­ственных терминах - агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.

 Уже в I в. до н. э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом считалось, что признаки культурного человека - это добровольное ограничение своих желаний, спонтанных действий и дурных склонностей. Поэтому термином «культура» тогда обозначали интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие человека и общества, подчеркивая его специфику, выделяя мир, созданный челове­ком, из мира природы.

 В повседневной жизни мы обычно вкладываем в слово «культура» одобрение, понимая это слово как некий идеал или идеальное состояние, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления. Поэтому мы часто говорим о профессиональной культуре, о культуре исполнения не­кой вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение людей. Поэтому стало привычным слышать о культурном или некультурном человеке, хо­тя на самом деле чаще всего мы имеем в виду воспитанных или дурно воспитанных, с нашей точки зрения, людей. Так же иногда оценивают и целые общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов, в противовес состоянию варварства. Не стоит забывать также, что в обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

И наконец, мы используем слово «культура», когда говорим о раз­ных народах в те или иные исторические эпохи, указываем на специфику способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода. Поэтому очень часто можно встретить словосочетания - культура Древнего Египта, культура эпохи Возрождения, русская культура и т.д.

В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры - антропологический, социологиче­ский и философский.

Суть антропологического подхода заключается в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жиз­ни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что куль­тура представляет собой способ существования человечества в виде мно­гочисленных локальных культур. Данный подход ставит знак равенства между культурой и историей всего общества.

Социологический подход рассматривает культуру как фактор образо­вания и организации жизни общества. Организующим началом выступает система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие этого общест­ва. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

Философский подход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В русле этого подхода дается не просто описание или перечис­ление явлений культуры, но предпринимается попытка проникнуть в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в сознательной дея­тельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения человеческих потребностей.

Также выделяют функциональные определения культуры, характе­ризующие ее через функции, которые она выполняет в обществе, а также рассматривают единство и взаимосвязь этих функций. Например, среди специалистов по межкультурной коммуникации очень популярно ко­роткое, но емкое определение Э. Холла: культура - это коммуникация, коммуникация - это культура. Подобные определения есть и у россий­ских культурологов. Среди них следует назвать одного из крупнейших отечественных философов ММ. Бахтина, автора диалоговой концепции культуры. Он исходит из основополагающей идеи: культура никогда не существует сама по себе, а проявляется только во взаимодействии с дру­гими культурами. У любой культуры есть зритель, или исследователь, причем это не какой-то абстрактный субъект, наблюдающий за куль­турой с позиций бесстрастного автомата, фиксирующего любые ее про­явления.

Таким образом, во всех рассмотренных определениях есть рацио­нальное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее сущест­венные черты культуры. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, на его принципиальную неполноту. Как правило, эти определения нельзя назвать взаимоисключающими, но простое сум­мирование их не даст никакого позитивного результата.

Культура - это сущностная характеристика человека, то, что отли­чает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек.

Не вызывает сомнения так­же, что в результате этого преобразования образуется искусственный мир, существенной частью которого являются идеи, ценности и сим­волы. Он противостоит миру природы. И наконец, культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспита­ния и образования, проходящего в обществе, среди других людей.

[1] Каган М.С. Философия культуры. СПб., ПИТЕР, 2006. С. 114.

  1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.
  2. Ионин А.Г. Социология культуры. М., 2004.
  3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  4. Культура и культурология: Словарь. М., 2003.
  5. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова и др. М., 2005.
  6. Культурология. XX век.: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.
  7. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М., 2001.
  8. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 2000.
  9. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007.
  10. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Культурология
2015 год 26 стр.
Курсовая Национальный менталитет в экономических отношениях
diplomstud
Курсовая работа Культурология
2017 год 50 стр.
Курсовая Зарождение досуговых форм и их развитие (праздники и игрища)
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское