Введение
Глава I Развитие физической культуры в средние века
1.1 Особенности развития физической культуры
в Средневековой Западной Европе рыцарские турниры
1.2 Особенности физической культуры в эпоху возрождения
Глава II Создание развитие систем физической культуры
в странах Востока.
2.1. Создание и развитие хатха-йога
2.2. Создание и развитие систем физической культуры и ушу.
Выводы
Список литературы
Актуальность темы исследования. Средние века являются важнейшим этапом в истории развития мировой цивилизации. В этот период появляются ветряные мельницы, водяное колесо, рулевое управление, огнестрельное оружие, книгопечатанье и многое другое.
Термин «Средневековье» возник в начале XV в. в работах итальянских ученых-гуманистов, которые вводят, трехчленную периодизацию всемирной истории: античность - Средние века – Новое время. Так как собственную эпоху они представляли как Новое время, то Средние века в их представление заканчивались на рубеже XIV – XI столетий. Такая точка зрения укоренилась в истории культуры, а так же в западноевропейской историографии.
Выделяют раннее, высокое и позднее Средневековье. Каждый из этих периодов имеет свои особенности и специфические черты. Вместе с тем социальные группы, существовавшие в Средневековье, также значительно отличались друг от друга, как и в ментальности, так и в культурном восприятии своей среды. К примеру, крестьянские массы в большей степени, чем образованные люди, оставались консервативными, не настроенными на какие- либо культурные изменения. В то же время это позволяло им сохранять и передавать народные традиции.
Это особенности средневековой эпохи накладывали отпечаток и на развитие физической культуры. При этом разные народы в различных частях мира не одновременно перешли на новые формы физической культуры. В главенствующих азиатских государствах (Индии, Японии) по-прежнему значительным было влияние устоявшихся традиций, а так же некоторые соседское взаимовлияние. В арабском мире сохранились черты эллинистической культуры наряду с новыми, среднеазиатскими и персидскими, формами физической культуры.
Наибольшие изменения коснулись народов, населявших территорию бывшей римской империи. На них оказывали влияние как завоеватели- варвары, так и сохранившиеся в некоторых частях Византийской империи остатки античной культуры. В частности, и Византии вплоть до XV в. проводились гонки на колесницах другие атлетические состязания, распространялось позаимствованное у персов конное поле.
Значительную роль в развитии средневековой физической культуре играли возникшие мировые религии, в частности христианство, ислам, буддизм, которые в своих интересах или приспосабливались, или отвергали местные культурные традиции и обычая.
Объект исследования - физическая культура.
Предмет исследования - развитие физической культуры в средние века.
Гипотеза исследования. В средние века придавали большое значение физическому воспитанию юношей и развитию физической культуре в целом.
Цель исследования - рассмотреть развитие физической культуры в средние века
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности развития физической культуры в средние века;
- рассмотреть особенности развития физической культуры в Средневековой Западной Европе на примере рыцарских турниров;
- проанализировать особенности физической культуры в эпоху Возрождения;
- рассмотреть создание и развитие хатха-йоги;
- проанализировать создание и развитие систем физической культуры и ушу.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка использованной литературы.
Глава I. Развитие физической культуры в средние века
1.1. Особенности развития физической культуры
В различных частях мира к феодальным формам физической культуры пришли не в одно время. В таких регионах, как Индия, Китай, Япония и другие где развитие шло постепенно, главную роль играли традиции. Здесь не отказались от старых форм физического воспитания, а лишь видоизменили его. Значительную роль в создании феодальных форм физической культуры сыграли различные мировые религии: буддизм, христианство и ислам, которые были тесно связаны с государствами, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или сами приспосабливались к ним. Однако отношение к физической культуре представителей той или иной веры было различным.
Следует заметить, что в период Средневековья государства вынуждены были заботиться о военно-физической подготовке феодалов[1]. Яркий пример этому - рыцарская система военно-физического воспитания. Рыцарь становится к тому же идеалом аскета, поскольку ценились не только физические кондиции, боевой дух, но и то, что эти качества были подчинены Богу и церкви. Однако церковный церемониал не проникал, например, в рыцарские турниры, они были чисто светскими играми, и церковь отвергала их.
К началу этапа развитого феодализма в Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания. Она носила исключительно прикладной, главным образом военный, характер.
До конца XIV в. военные действия велись с использованием холодного оружия. Основой армии были рыцари в латах. Владение оружием в тяжелых доспехах на коне предъявляло повышенные требования к этим специфическим условиям. Но в названных условиях мало ценились военно-физические умения. Неслучайно из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом, бег с оружием, боевые ритуальные танцы, характерные для античной военной подготовки.
[1] Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М., 2004. С. 10.