Введение.
- Теоретические основы изучения реабилитации в футболе.
1.1. Спорт в системе реабилитации.
1.2. Заболевания опорно-двигательного аппарата при занятиях спортом.
1.3. Тренировки футболистов. Основа.
- Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1. Цели и задачи исследования.
2.2. Методы исследования.
- Исследование проблем, возникающих в тренировочном процессе, при занятиях футболом детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3.1. Проект по реабилитации средствами футбола.
3.2. Исследование отношения детей к занятиям по футболу.
Заключение.
Список литературы
Родившееся сравнительно недавно новое для России направление -адаптивная физическая культура предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях, должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, формируя тем самым необходимые двигательные компенсации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение инвалидов с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт, магистральным направлением которого является формирование двигательной активности, как биологического, психического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Научные разработки по адаптивной физической культуре и, в частности, по адаптивному спорту привлекают в настоящее время специалистов не только в области физической культуры и спорта, но и адаптологов, валеологов, психологов, физиологов, деффектологов, биомеханников, медиков и других специалистов.
К сожалению, многочисленные работы по данной проблеме, на данный период разрознены, не имеют общей концепции, теоретически и научно исследованы недостаточно. Не обоснована система этапов и путей развития, становления организационных основ адаптивного спорта для лиц с поражением органов опоры и движения.
Однако, все авторы, как зарубежные, так и отечественные отмечают большую практическую значимость, ценность и необходимость занятий физической культурой и спортом для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущую роль физических упражнений и спортивной деятельности в физической, психической, социальной реабилитации инвалидов с таким поражением.
В силу исторической необходимости происходит возникновение новых течений, направлений, методик, дисциплин, специальностей для работы с инвалидами с нарушениями функций движения. Следствием этого стало возможным возникновение и развитие адаптивной физической культуры для лиц, имеющих отклонение в состоянии здоровья (АФК).
Это новое, жизненно необходимое в теоретической и практической деятельности направление, объединило в себе адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивную двигательную реабилитацию и адаптивную физическую рекреацию.
Исходя из особенностей контингента рассмотрены вопросы спортивно-медицинской классификации определены показания и противопоказания для занятий адаптивным спортом с учетом сопутствующих заболеваний.
Цель исследования - выявить проблемы при занятиях футболом детей, страдающих заболеваниями ОДА.
Объект исследования – политика государства Российской федерации в области адаптивной физической культуры.
Предмет – адаптивная физическая культура как средство социальной адаптации инвалидов в современном обществе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлена следующая задача - теоретически обосновать исследуемую проблему.
В работе использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме реабилитации инвалидов;
- анализ нормативно-правовых документов по решению проблем реабилитации инвалидов за последние 10 лет.
1. Теоретические основы изучения реабилитации в футболе
1.1. Спорт в системе реабилитации
Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них - наиболее действенные методы реабилитации. Физическая активность, которая начинается уже во время пребывания инвалида в стационаре и продолжается после его выписки, препятствует уходу инвалида в свою болезнь. Физическая культура и спорт противодействуют ненормальному психологическому и антисоциальному поведению, которое часто возникает на почве тяжелой инвалидности.
Цель физкультуры и спорта - развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции инвалида в обществе. Таким образом, физкультура и спорт в значительной степени «способствуют освобождению человека с тяжелой инвалидностью из гетто изоляции, в котором он прозябал многие столетия из-за недостаточного понимания и отрицательной реакции окружающих его людей».
Кинезофилия, в том числе физическая культура и спорт, расширение на ее базе двигательного режима инвалида - естественное, физиологически обоснованное средство борьбы с гипокинезией, фактор восполнения дефицита проприоцептивной афферентации.
Роль физической культуры и спорта в жизни инвалида:
- терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом - естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, стремясь улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость - основной симптом в ранних стадиях восстановления;
- психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями - это фактор отдыха. Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выражать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
- физкультура и спорт - средство социальной реинтеграции инвалидов в общество, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром. Таким образом, физкультура и спорт облегчают и ускоряют возвращение инвалидов в общество, способствуют признанию их как равноправных граждан. Существуют виды спорта и игры, в которых инвалиды могут принимать участие наравне со здоровыми людьми (например, сидя в креслах-колясках стрелять из лука, играть в кегли, настольный теннис и др.).
Тренировка физическими упражнениями совершенствует организм, значительно повышает его возможности. Отличительные особенности тренированного организма в состоянии покоя:
- устойчивость - оптимальный уровень биохимических и физиологических констант и их высокая стабильность. Эти свойства обеспечивают значительную неподатливость организма к возмущающим влияниям физических упражнений;
- сопротивляемость - способность тренированного организма к более полной мобилизации функций, что связано со значительным диапазоном сдвигов во внутренней среде и всей вегетативной сфере. Это позволяет тренированному организму без ущерба выдерживать большие отклонения гомеостатических констант при мышечной деятельности;
- переносимость - выработанное в процессе тренировки свойство организма сохранять определенный уровень работоспособности при крайне неблагоприятных условиях, связанных с выполнением тяжелой и утомительной работы, большим недостатком кислорода, воздействием высокой и низкой температуры и т.д. При этом возникают такие сильные отклонения от гомеостатических констант, которые нетренированный организм вообще не в состоянии перенести, а тренированный к ним адаптирован.
Локомоторный аппарат инвалида, занимающегося спортом, претерпевает изменения - отмечается ряд положительных сдвигов в костно-суставной и мышечной системах. Основа развития тренированности - совершенствования нервного управления всеми органами, в том числе и сердцем. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций организма. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций. Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа должна начинаться сразу по завершении этапа медицинской реабилитации в условиях специализированного стационара.
Исходные условия для начала занятий:
- наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний;
- устойчивая мотивация, интерес и функциональные предпосылки;
- стабилизация, достигнутая в результате восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий после травмы или заболевания.
Противопоказания в большинстве случаев определяются различными заболеваниями внутренних органов и касаются инвалидов всех категорий, независимо от причины наступления инвалидности.