ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ.
1.1 Социальные проблемы детей, находящихся в детском реабилитационном центре
1.2 Система социально-педагогической работы с детьми в детском реабилитационном центре.
1.3 Инновационные взгляды на социальное развитие ребёнка с нарушенным психофизическим здоровьем в условиях ДРЦ..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ СКОЛИОЗОМ
2.1 Общие положения исследовательской работы.
2.2 Исследование и результаты экспериментальной работы.
2.3 Методические рекомендации по организации эффективной социально-педагогической деятельности в детском реабилитационном центре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы
По данным ООН в мире насчитывается 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. Данные ВОЗ свидетельствуют, что таких жителей в мире достигает 13%:
- 3% детей рождаются с недостатками интеллекта;
- 10% с другими психическими и физическими нарушениями.
Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии, факторы социализации.
Особенно остро в настоящее время стоят проблемы социализации и адаптации детей – инвалидов. Поэтому проблема социализации детей, подростков с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности. Она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, которые создаются в детских реабилитационных центрах.
Социализация незащищенных групп населения, в частности детей – инвалидов, является жизненно-важной сферой, в которой задействованы многие специалисты (педагоги, психологи, медики, реабилитологи, дефектологи, социальные педагоги).
Следовательно, мы пришли к выводу: все пути разностороннего развития личности ребенка с особыми потребностями нуждаются в помощи множества узких специалистов, причем эта помощь должна быть насыщена глубоко нравственным содержанием, чтобы ребенок с отклонениями в развитии не чувствовал себя ущербным, ущемленным в правах [3].
Многообразие отклонений, частота появления «особых» детей положили необходимость создания системы специального реабилитационного образования, теоретического доказательства возникающих трудностей и проблем в процессе социализации и адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это положение определило тему нашей работы: «Организация работы социального педагога в детском центре реабилитации»
Цель исследования - определение специфических особенностей организации работы социального педагога в детском центре реабилитации.
Объект исследования - социально-педагогическая деятельность.
Предмет исследования - социально-педагогическая деятельность в детском центре реабилитации.
Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи исследования:
1.изучение и анализ литературы;
- изучение социально-средового аспекта в детском реабилитационном центре;
- изучение комплексной социальной реабилитации детей- инвалидов в ДРЦ;
- исследование значимости реабилитационного процесса в развитии проблемных детей;
- разработка рекомендаций по предупреждению проблем, возникающих в процессе социализации «особых» детей.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация данных, моделирование.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
1.1 Социальные проблемы детей, находящихся в детском реабилитационном центре
Как мы уже отмечали, у детей с ограниченными возможностями здоровья на почве первичного дефекта возникает вторичный (недоразвитие речи при нарушении слуха).
Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является фактор социальной депривации. [1, c. 43]
Дефект препятствует общению, тормозит приобретение знаний и умений, приводит к микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха, заниженной самооценкой.
При вступлении ребенка в детский сад, школу психические нарушения обостряются в большей мере.
Детям с нарушенным психическим и физическим развитием, а мы говорим о комбинированном характере дефекта, трудно адаптироваться в микросреде. [1, c. 54]
Дети могут быть агрессивны по отношению к людям, вещам; наблюдаются постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость, конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство достижениями – вот что отличает «особых» детей.
У них часто наблюдается фруструированное состояние, оно обычно возникает при встрече с трудностями (растерянность, беспокойство, ощущение беспомощности). У проблемных детей наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы (смена настроения, слеза, смех агрессия). [2, c. 27]
Ребенок становится несдержанным, раздраженным в связи с тем, что окружающие не понимают его (у детей с множественными нарушениями речи общающимся с ними людям трудно понять о чем говорит ребенок). [2, c. 79]
Исходя из типичных психологических проблем ребенка с нарушенным здоровьем, создалась своеобразная структура психологической помощи «особым» детям, для их успешной социализации и адаптации, в обществе. [3, c.78]
1.2 Система социально-педагогической работы с детьми в детском реабилитационном центре
Структура социально-педагогической помощи детям в ДРЦ реализует две основные задачи:
- адекватное отношение ребенка к имеющемуся дефекту;
- обучение родителей правильному способу поведения с «особым» ребенком.
Структура помощи детям с проблемами в развитии представлена четырьмя блоками:
1блок – психодиагностика;
2блок – социально-педагогическое консультирование;
3 блок – психокоррекция;
4 блок – психологическая поддержка.
Блоки структуры взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику, содержание, направленность.
Рассмотрим каждый из них