Введение
Глава 1. Теоретические подходы к формированию корпоративной культуры
1.1. Общая характеристика и роль корпоративной культуры
1.2. Корпоративная культура, как фактор конкурентоспособности в бизнесе
1.3. Особенности формирования, способы поддержания и использование корпоративной культуры для повышения эффективности работы на предприятии
Глава 2. Оценка корпоративной культуры ООО «Тренажер» и пути ее улучшения.
2.1. Характеристика и организационной структуры ООО «Тренажер»
2.2. Оценка эффективности работы сотрудников ООО «Тренажер»
2.3. Формирование корпоративной культуры предприятия
Заключение
Список литературы
Словосочетание «корпоративная культура» вошло в нашу жизнь относительно недавно.
Что же такое «корпоративная культура»? Корпоративной культурой мы считаем определенный набор наиболее важных предпосылок, которые становятся общими для всех членов организации и выражающихся в декларируемых организацией ценностях. Эти предпосылки передаются членами организации через символические средства материального и духовного выражения.
Если руководство и члены организации разделяют определенную систему ценностей, то в этом случае можно говорить о сформировавшейся там корпоративной культуре.
Корпоративная культура, как и культура национальная формируется независимо от того – хотим мы этого или нет!
Для того чтобы корпоративную культуру любой организации отличали цельность, последовательность и гармоничность, ее основные положения должны быть четко прописаны менеджером в уставе компании, который сам должен знать и понимать важность такого понятия.
Предприятия, на которых корпоративная культура развита в достаточной степени, значительно полнее используют человеческие ресурсы. Сотрудники, удовлетворившие первый уровень своих потребностей – материальный, ищут способы обмена на более тонких (эмоциональных) уровнях. Именно корпоративная культура в этом случае прекрасно справляется с этой задачей.
Цель работы – охарактеризовать категорию корпоративная культура.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические подходы к формированию корпоративной культуры.
- Провести оценку корпоративной культуры конкретного предприятия.
Предмет исследования – Процесс формирования корпоративной культуры.
Объект исследования – корпоративная культура ООО «Тренажер».
Глава 1. Теоретические подходы к формированию корпоративной культуры
1.1. Общая характеристика и роль корпоративной культуры
Термин «Корпоративная культура» возник относительно недавно. Под корпоративной культурой понимают систему общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами организации. Корпоративная культура – основа жизненного потенциала организации[1]. Опыт показывает, что процветающие компании, как правило, обладают высокой корпоративной культурой.
Корпоративная культура – это система общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации[2].
В основе корпоративной культуры лежит философия предприятия, которая разрабатывается в рамках общепринятых законов и положений: Декларации прав человека, религиозных учений, конституции, гражданского кодекса, законов о труде, коллективного договора, устава предприятия.
Корпоративная культура тесно связана с общей, национальной культурой: организация – это часть общества, следовательно, она является носителем обшей культуры[3].
Корпоративная культура – это зачастую результат взаимодействия желаний и пристрастий основателей организации и базовых установок сотрудников, которые выработаны предыдущим опытом. Безусловно, важнейшими источниками формирования корпоративной культуры являлись основатели известных фирм: Г. Форд, Т. Ватсон («IBM»), К. Мацусита, М. Ибука и А. Морита («Сони»), В. фон Сименс, У. Дисней, Д. Паккард и др. Это яркие личности, оказавшие влияние на становление и развитие корпоративной культуры своих компаний, ставших компаниями мирового класса[4].
При понимании сущности организационной культуры и ее места в системе социальных отношений следует выделить следующие категории в исследовании данного феномена.
К первой категории нужно отнести стремление ученых увидеть в культуре главную организующую силу, направляющую коллективные действия персонала и при этом действующую не традиционными (не распорядительными) средствами. Вторым положительным моментом следует признать попытки исследователей научиться управлять организационной культурой. Здесь, правда, необходимо отметить, что большинство авторов публикаций, посвященных данной теме, не идет так далеко, ограничиваясь поверхностным описанием культурных процессов и явлений. К другим моментам отрицательной направленности относятся:
- Представление об организации, как о социальной единице, лишенной каких-либо технических или технологических особенностей
- Взгляд на организационную культуру только с позиции личности, выступающей в этом случае ее носителем и пользователем
- Из первых двух отрицательных предположений следует вывод о том, что организационная культура имеет субъективную природу и не может существовать вне и помимо сознания человека. Говоря иначе, культура есть продукт мыслительной деятельности. В действительности, это не так.
Согласно исследованиям, проведенным консалтинговой группой «Орикон», внутренняя среда организации имеет не одно, как принято сегодня считать, а как минимум три относительно обособленных организационных пространства: производственное, экономическое и социальное[5], тесно связанных между собой. И в каждом из этих пространств протекает своя особая «культурная» жизнь, которую в совокупности и принято именовать организационной деятельностью. «Производственная среда, – отмечает Л.Л. Романишин, – является одной из основных рабочих частей организационного пространства всякой хозяйственной единицы. Она предназначена для проведения работ, благодаря которым ...обеспечивается выпуск продукции заданных видов в нужных объемах...
[1] Социальный менеджмент: Учебник для вузов / под ред. Д.В. Валового. – М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2009. – 268с.
[2] Котлер, Ф. Маркетинг – менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. – Питер Ком, 2007. – 310с.
[3] Социальный менеджмент: Учебник для вузов / под ред. Д.В. Валового. – М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2009. – 268с.
[4] Калюжнов, Н.В. Корпоративная культура обучающейся организации / Н.В. Калюжнов // Вестник ИРГТУ. – №4. – 2009. – С.131-134.
[5] Романишин Л.Л. Система процессов организации и управление ими //Вопросы управления предприятием № 1, 2004. - С. 10-17.