Введение
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в организациях.
1.1 Развитие понятия организационного конфликта и управления им.
1.2 Современное понятие организационного конфликта и управления им.
Глава 2. Методологические основы управления конфликтами в организациях.
2.1 Классификация конфликтов в организациях.
2.2 Практические аспекты управления конфликтами в организации.
Глава 3. Практическое исследование: методика управления конфликтами в современной организации.
3.1 Программа исследования.
3.2 Анализ результатов опроса.
Заключение.
Библиография
Актуальность темы. Конфликт – обязательная часть процесса взаимодействия между людьми. Основой конфликта чаще всего является противоречие интересов людей в процессе их трудовой деятельности. Конфликты преследуют человечество с древнейших времен, но наиболее активно они проявляются в сфере бизнеса, поскольку там потребности людей принимают наиболее открытые формы.
Конфликт в организации принимает самые различные формы. Причин конфликтов множество, но основными являются неправильные действия менеджера и подчиненных или, что более серьезно, психологическая несовместимость отдельных людей.
Большинство конфликтов оказывают негативное влияние на деятельность организации. Однако, зачастую конфликт приносит пользу компании. Он может стимулировать более эффективное и конструктивное решение проблем, а также помогает выявить альтернативы решения различных спорных вопросов. Конфликт может побуждать сотрудников компании к высказыванию собственных, зачастую правильных, идей и предложений. Если же объективно оценивать пользу, получаемую организацией от таких «инъекций креативного мышления», то получается, что в иных случаях менеджеру фирмы будет перспективнее самому инициировать конфликт, чем ожидать пока работники начнут вносить предложения самостоятельно.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить и систематизировать основные методы управления конфликтами в организациях и определить наиболее эффективные из них.
Для достижения поставленной цели автор предполагает решение следующих задач:
- Изучение теоретически основ механизма организационного конфликта и управления им с рассмотрением конфликтов в их современном понимании;
- Методологическое исследование управления конфликтами в современной организации, классификация основных существующих методов;
- Раскрытие действия изученных методов на примере конкретных конфликтных ситуаций.
Объектом данного исследования являются конфликты в организациях.
Предмет исследования – методы управления конфликтами в современных организациях.
Методологической базой исследования послужили отечественные и зарубежные работы в области конфликтологии, философии, социологии, управления, юриспруденции, как классические, так и современные, в которых исследуются социально-трудовые конфликты.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в организациях
1.1 Развитие понятия организационного конфликта и управления им
Обобщив опыт предшественников, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, предложили периодизацию накопленных знаний о конфликтах, в основу которой положен качественный анализ интенсивности проводимых исследований.[1]
1 период (до 1924 г.). В данный период начинают накапливаться первые научные знания о конфликтах в организациях. В 20-х годах ХХ столетия в СССР велась дискуссия, преимущественно управленцами и юристами, о различных аспектах конфликтов на производстве, процедурах и способах их разрешения.[2]
Материалы данного времени дают основания полагать, что трудовые конфликты рассматривались в большинстве случаев как коллективные и методами их разрешения являлись забастовки, стачки, волынки. Основные причины возникновения коллективных трудовых конфликтов того периода являлись: вопросы найма и увольнения; невыплата заработной платы; неоплата времени нахождения в отпуске; жесткие условия внутреннего распорядка и т.д.
Огромная роль в урегулировании конфликтов между администрацией и работниками предприятия принадлежала профсоюзным комитетам, которые активно поддерживали рабочих, применяя при этом такие методы коллективной борьбы, как стачки и забастовки.[3]
Статистика 20-х годов по трудовым конфликтам в организациях была открыта только для управленческого персонала, однако нигде не публиковалась официально, согласно проводимой политике. Анализировать процессы, происходящие в сфере труда и управления, а также принимать своевременные меры по предупреждению и разрешению конфликтов в организациях не представлялось возможным.
Делая вывод, данный период можно охарактеризовать как стадию зарождения конфликтологии в организации.
2 период (1924-1990 гг.). В данный период конфликт в организациях начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках таких наук, как социология, психология, правоведение, философия и др. Интенсивность исследования трудовых конфликтов постоянно увеличивается, однако междисциплинарных работ практически нет.
В период с 1924 по 1934 гг. стали появляться работы по проблеме конфликта в организациях в правоведении, социологии, психологии, дается анализ деятельности профсоюзов, их роли в разрешении трудовых конфликтов.[4] После того, как в 1939 г. XVII съезд партии сделал вывод о социально-политическом единстве общества СССР, его развитие стало рассматриваться как бесконфликтное, и поэтому исследования трудовых конфликтов и споров прекращаются. С 1941 по 1948 гг. практически отсутствовали исследования и публикации по этой тематике. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в мире и в стране.
С 1950 г. в печати вновь стали появляться работы, касающиеся отдельных видов конфликтов в организациях – в международных отношениях, в педагогическом процессе, в служебных и семейных отношениях. Но общая теория трудовых конфликтов оставалась запретной областью и упоминалась в целях «разоблачения лжеизмышлений» буржуазных философов и ученых.
Анализ развития исследований конфликтов в организациях показал, что в конце 1960-х-начале 70-х годов обществоведы ограничивались общетеоретическими рассуждениями о причинах и характере неантагонистических противоречий и локальных «нетипичных» конфликтных ситуаций в рамках гармоничных социальных отношений.
С 1973 по 1981 гг. наблюдается повышение заинтересованности социологов, психологов, философов к изучению конфликтов в организациях. Ученые: Г.С. Арефьева, М.С. Кветной, М.С. Каган, А.И. Донцов, Т.А. Полозова, Н.В. Гришина, Н.В. Крогиус, Г.М. Андреева, А.У. Хараш и др. рассматривают вопросы деятельности в организациях, причины внутригрупповых и межличностных конфликтов, а также поведение людей в ходе самих конфликтов.[5]
[1] Анцупов А.Я. Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов. Хрестоматия / М.2002. – С. 270
[2] Грифин П.О., Могилевский М.И. Трудовые конфликты и порядок их разрешения. – Пг. 1924.-24с.
[3] Буянов В. Трудовые конфликты и политика профсоюзов // Вестник труда. М.., 1926, № 2, с. 38, Стопани А. Промышленные конфликты на местах. // Вопросы труда. М., 1923, № 1, с.29-30; Едвард Л. Трудовые конфликты в первой половине 1923 г. // Вопросы труда. М., 1923, № 10-11; Профсоюзы Сибири в борьбе за власть Советов. 1017-1919. Новосибирск, 1928, с. 87-113, 171, 185-192; Загорский С.О. Рабочий в Советской России. Париж, 1925
[4] Пилипенко Н.В. Соотношения общих закономерностей и особенностей в возникновении и развитии социализма. – М., 1974; Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. – М., 1961; Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. Социологический аспект. Саратов, 1974. Арефьева Г.С. Социальная активность. Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании. М., 1974; Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974
[5] Нечилоренко Л.А. Социальный конфликт как социологическая категория.// Филоснауки. - 1977. № 4; Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Дисс. на со-иск. стел. Канд. психол. наук. - Л.,1978; Донцов А.И., Полозова ТА Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе //Вестн. Моск. ун-та. Сер.14.Психология, 1977.-№4.-23-32с; Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности. Автореф.дисс.на соиск.степ.докт.психол.наук,-Л.,1980; Андреева Г.М. Дониов А.И. Хараш Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности// Межличностное восприятие в группе/ Под ред.Г.М.Андреевой, А.И.Донцова.-М., 1981 .-68-85с.